дидактическое пособие " Волшебные фигуры"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Цель данного пособия заключается в развитии логического и наглядно-образного мышления, внимания,  памяти, пространственной ориентировки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода  следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Ребенок, овладевший  логическими операциями, становится более внимательным,  мыслит  ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Дидактическое пособие "Волшебные фигуры" поможет  развить у дошкольников логическое мышление, зрительное сосредоточение, внимание, умение делать логические умозаключения  и  представлять  собственное решение и свою точку зрения.

Цель.

      Развитие логического и наглядно-образного мышления, внимания,  памяти, пространственную ориентировку.

Задачи.

  1. Развитие  различных способов умственной деятельности (сравнение, анализ, обобщение);
  2. Закрепление названий геометрических фигур; их форм, цвет, структурные элементы (сторона, угол, их количество);
  3. Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи;
  4. Развитие   активной речи ребенка, умение представить собственное решение и свою точку зрения;
  5. Стимулирование развития любознательности.
  6. Формировать  у детей умение договариваться в совместной игре, распределять между собой необходимый материал, согласовывать действия.

Изготовление пособия

        Дидактическое пособие " Волшебные фигуры" представлено в виде набора из карточек , выполненных с использованием  тонких ламинированных металлических листов с обработанными краями (в целях безопасности детей),  и геометрических фигур, выполненных из магнитных листов, для удобства использования (фигурки крепятся на карточки и не падают). Фигуры выполнены в 4 цветах - красный, желтый, синий и зеленый. Использование данного пособия детям будет интересно, потому что аналогом геометрических фигур являются обычные магнитики на холодильник, которыми дети играют с интересом. Пособие не предоставляет для детей никакой опасности, как социальной, так и психологической.

Методическое сопровождение работы с пособием

      Представленное дидактическое пособие "Волшебные фигуры" предназначено для детей 4-7 лет и отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Пособие выполнено небольшого размера, что дает возможность детям брать использовать его самостоятельно. Игра может применяться  как для индивидуального использования, так и подгруппами. Играть можно как на карточках за столом,  так и на магнитной доске.

       Дидактическое  пособие многофункциональное:  его можно использовать в различных вариантах игр. Согласно возрастной категории,  задачи могут усложняться на усмотрение воспитателя, в соответствии с возрастом детей.

Варианты игр:

  1. Игра «Продолжи ряд»
    Ведущий  выкладывает перед ребенком 3-4 геометрические  фигуры , объединенные   общими признаками, и   предлагает  продолжить данную последовательность чередующихся по форме, цвету и величине.
  2. Игра «Запомни и назови»
    Перед детьми выкладывают несколько геометрических  фигур (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем ребенка просят отвернуться (либо взрослый закрывает карточки экраном) и назвать фигуры  в заданной последовательности.
  3. Игра «Что лишнее?»
    Перед игроком выкладываются 4 карточки с изображениями геометрических  фигур, из которых 3 картинки объединены каким-либо признаком (принадлежность к группе предметов, цвет, форма) и одна фигура лишняя. Игрок называет лишнюю и дает обоснование своего выбора. Количество фигур может меняться  в зависимости от возраста.

  1. Игровое  задание  

Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку).  Это можно предложить сделать ребенку самостоятельно или по образцу.

  1. Игра "Что изменилось"

Воспитатель сам  строит  картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Просит  ребенка отвернуться и  меняет  какую-нибудь деталь (например, приставит колеса другого цвета или другой формы). Ребенок должен назвать, что изменилось.

  1. Игра "Разноцветный ковер"  (игра на магнитной доске для детей старшего возраста)

Последовательно даются команды и ребёнок   их выполняет, например:

  • В центре   положи   синий треугольник.
  • Слева и справа по бокам треугольника положи два  жёлтых кружочка.
  • В левый верхний угол листа положи   квадрат зелёного цвета.
  • В правый нижний угол листа положи   квадрат такого же цвета.
  • Под синим   треугольником положи четырёхугольник любого цвета.
  1. Игра "Только одно свойство"  .

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, схожую с первой    по одному  признаку. Так, если 1-й положил жёлтый   треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый   квадрат или синий  треугольник. Игра строится по типу домино.

  1. Игра " Из каких  геометрических фигур состоит рисунок?"

Для этой игры понадобятся изображения  животных , игрушек, домиков, составленные из геометрических фигур. Дети должны назвать что это и из каких фигур это состоит.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Геометрические фигуры"

На развитие тактильного восприятия и знакомства детей с геометрическими фигурами....

Дидактическое пособие "Веселые фигуры"

Цель: развивать сенсорные способности ребенка; изучать основные цвета, геометрические фигуры, размер, пространственное ориентирование.Правила игры: сопоставить геометрические фигуры с цветом на основн...

Дидактическое пособие "Геометрические фигуры"

Актуальность - данное  пособие имеет развивающее, обучающее значение. Предназначено для первой младшей группы.Задачи: Формирование первичных представлений о геометрических фигурах. Закрепление...

Авторское дидактическое пособие "Мир фигур"

Авторское дидактическое пособие "Мир фигур" (см. фотоальбом "Авторское дидактическое пособие "Мир кукол"")...

Авторское дидактическое пособие «Мир фигур»

Авторское дидактическое пособие «Мир фигур»...

Дидактическое пособие «Геометрические фигуры - шнуровка" (Изготовитель - Цыремпилова И.Б.)

Цель: Учить детей продевать шнурок в отверстия; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.Задач...

Дидактическое пособие " Разложи фигуры"

Игра для формирования умений и навыков узнавать и называть геометрические фигуры....