дидактическое пособие " Волшебные фигуры"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Цель данного пособия заключается в развитии логического и наглядно-образного мышления, внимания, памяти, пространственной ориентировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.28 КБ |
![]() | 563.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Ребенок, овладевший логическими операциями, становится более внимательным, мыслит ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Дидактическое пособие "Волшебные фигуры" поможет развить у дошкольников логическое мышление, зрительное сосредоточение, внимание, умение делать логические умозаключения и представлять собственное решение и свою точку зрения.
Цель.
Развитие логического и наглядно-образного мышления, внимания, памяти, пространственную ориентировку.
Задачи.
- Развитие различных способов умственной деятельности (сравнение, анализ, обобщение);
- Закрепление названий геометрических фигур; их форм, цвет, структурные элементы (сторона, угол, их количество);
- Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи;
- Развитие активной речи ребенка, умение представить собственное решение и свою точку зрения;
- Стимулирование развития любознательности.
- Формировать у детей умение договариваться в совместной игре, распределять между собой необходимый материал, согласовывать действия.
Изготовление пособия
Дидактическое пособие " Волшебные фигуры" представлено в виде набора из карточек , выполненных с использованием тонких ламинированных металлических листов с обработанными краями (в целях безопасности детей), и геометрических фигур, выполненных из магнитных листов, для удобства использования (фигурки крепятся на карточки и не падают). Фигуры выполнены в 4 цветах - красный, желтый, синий и зеленый. Использование данного пособия детям будет интересно, потому что аналогом геометрических фигур являются обычные магнитики на холодильник, которыми дети играют с интересом. Пособие не предоставляет для детей никакой опасности, как социальной, так и психологической.
Методическое сопровождение работы с пособием
Представленное дидактическое пособие "Волшебные фигуры" предназначено для детей 4-7 лет и отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Пособие выполнено небольшого размера, что дает возможность детям брать использовать его самостоятельно. Игра может применяться как для индивидуального использования, так и подгруппами. Играть можно как на карточках за столом, так и на магнитной доске.
Дидактическое пособие многофункциональное: его можно использовать в различных вариантах игр. Согласно возрастной категории, задачи могут усложняться на усмотрение воспитателя, в соответствии с возрастом детей.
Варианты игр:
- Игра «Продолжи ряд»
Ведущий выкладывает перед ребенком 3-4 геометрические фигуры , объединенные общими признаками, и предлагает продолжить данную последовательность чередующихся по форме, цвету и величине. - Игра «Запомни и назови»
Перед детьми выкладывают несколько геометрических фигур (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем ребенка просят отвернуться (либо взрослый закрывает карточки экраном) и назвать фигуры в заданной последовательности. - Игра «Что лишнее?»
Перед игроком выкладываются 4 карточки с изображениями геометрических фигур, из которых 3 картинки объединены каким-либо признаком (принадлежность к группе предметов, цвет, форма) и одна фигура лишняя. Игрок называет лишнюю и дает обоснование своего выбора. Количество фигур может меняться в зависимости от возраста.
- Игровое задание
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку). Это можно предложить сделать ребенку самостоятельно или по образцу.
- Игра "Что изменилось"
Воспитатель сам строит картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Просит ребенка отвернуться и меняет какую-нибудь деталь (например, приставит колеса другого цвета или другой формы). Ребенок должен назвать, что изменилось.
- Игра "Разноцветный ковер" (игра на магнитной доске для детей старшего возраста)
Последовательно даются команды и ребёнок их выполняет, например:
- В центре положи синий треугольник.
- Слева и справа по бокам треугольника положи два жёлтых кружочка.
- В левый верхний угол листа положи квадрат зелёного цвета.
- В правый нижний угол листа положи квадрат такого же цвета.
- Под синим треугольником положи четырёхугольник любого цвета.
- Игра "Только одно свойство" .
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, схожую с первой по одному признаку. Так, если 1-й положил жёлтый треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый квадрат или синий треугольник. Игра строится по типу домино.
- Игра " Из каких геометрических фигур состоит рисунок?"
Для этой игры понадобятся изображения животных , игрушек, домиков, составленные из геометрических фигур. Дети должны назвать что это и из каких фигур это состоит.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Геометрические фигуры"
На развитие тактильного восприятия и знакомства детей с геометрическими фигурами....

Дидактическое пособие "Веселые фигуры"
Цель: развивать сенсорные способности ребенка; изучать основные цвета, геометрические фигуры, размер, пространственное ориентирование.Правила игры: сопоставить геометрические фигуры с цветом на основн...
Дидактическое пособие "Геометрические фигуры"
Актуальность - данное пособие имеет развивающее, обучающее значение. Предназначено для первой младшей группы.Задачи: Формирование первичных представлений о геометрических фигурах. Закрепление...

Авторское дидактическое пособие "Мир фигур"
Авторское дидактическое пособие "Мир фигур" (см. фотоальбом "Авторское дидактическое пособие "Мир кукол"")...

Дидактическое пособие «Геометрические фигуры - шнуровка" (Изготовитель - Цыремпилова И.Б.)
Цель: Учить детей продевать шнурок в отверстия; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.Задач...

Дидактическое пособие " Разложи фигуры"
Игра для формирования умений и навыков узнавать и называть геометрические фигуры....

Дидактическое пособие "Геометрические фигуры"
Игровое пособие, где главной задачей детей является пристегивание геометрических фигур по размеру и по цвету на пуговицы...