Конспект НОД по математике в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Занятие направлено на формирование математических представлений о декодировании свойств геометрических фигур и представлено в виде путешествия в страну Логики. Детям предлагаются задания - загадки от друзей, героев книги М.В.Кралиной "Логика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_matematike_v_sredney_gruppe.docx | 267.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений у детей в средней группе МБДОУ «Детский сад № 6
«Золотой петушок»
Воспитатель: Бутырская К.С., высшая кв.категория
Область: «Познавательное развитие»
Тема: Путешествие в страну Логики «Загадки от друзей»
Цель: развитие у детей умения расшифровывать информацию о геометрических фигурах по знаково-символическим обозначениям 3-х свойств: цвет, размер, форма и «отрицание».
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- закреплять навык счета в пределах 5;
- учить определять свойство предмета по новому знаково-символическому обозначению символу «отрицание» с отрицательной частицей «не»;
- учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Развивающие задачи:
- развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма, размер по знаково-символическим обозначениям, познакомить с новым знаком-символом «отрицание» с отрицательной частицей «не»;
Воспитательные задачи:
- формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.
Тип: закрепление материала.
Вид: формирование математических представлений о декодировании свойств геометрических фигур.
Предварительная работа: создание коллажа к стихотворению «Веселые мышата», придумывание и изображение пиктограмм - схем
Оборудование:
Демонстрационный материал: коллаж к стихотворению, числовой ряд от 1 до 5, персонажи веселые человечки: Карандаш, Самоделкин, Фитиль и Торопыжка, схемы - символы: цвет, форма, размер, пиктограммы с изображением действий: подумай, послушай, скажи, знак страны Логики, изображение дома из геометрических фигур, увеличенное поле с загадками, 3 фигуры: большой синий квадрат, большой оранжевый треугольник, маленький розовый прямоугольник, пособие «Коврограф».
Раздаточный материал: игра «Игровизор», наборы геометрических фигур: 3 квадрата - большой и маленький синего цвета, средний желтого цвета и маленький зеленого цвета; большой и маленький оранжевый треугольники и треугольники красного и оранжевого цвета разного размера, 2 прямоугольника: зеленый и средний и маленький розового цвета.
Индивидуальная работа:
- Совершенствовать навык самостоятельной работы у детей с высоким уровнем развития математических представлений: Руслан, Матвей Т, Арина Ш, Тима Ф.
- Оказывать помощь в виде наводящих вопросов подгруппе детей с неустойчивым средним уровнем: Матвей Ткачев, Лена К, Марк Б, Лера П.
- Детям с трудностями в ориентировке в пространстве предложить красные резинки на правую руку или красный круг-ориентир на поле игры «Игровизор»: Саша Лю, Поля О, Даша Я, Настя М, Варя Т.
Ход занятия:
1 часть. Дети стоят свободно на ковре
Воспитатель: Недавно мы с вами составляли интересный рассказ про мышат, которые нашли большой кусок сыра и смогли затащить его в маленькую норку? (показать картину)
- Как им это удалось? (Они обгрызли головку сыра с всех сторон)
- Какими оказались мышата? (Сообразительными, умными, находчивыми)
- А еще мы придумали картину про веселых мышат (Воспитатель жестом обращает внимание детей на сюжетную картину). Оказывается, с этой картиной можно поиграть.
1, 2, 3, 4, 5,
Предлагаю поиграть.
Всех мышей в большой семейке
Нужно нам пересчитать.
На картину посмотрите
И мышатам помогите.
Сколько? Два мышонка решили поспать (играть).
Сколько? Три мышонка пошли погулять,
Сколько? Четыре мышонка сидят на скамейке,
Сколько? Один мышонок льет воду из лейки.
Сколько? Пять мышат едут в машине,
Сколько? Один мышонок сидит в кабине.
Всех мышат мы смогли сосчитать,
1, 2, 3, 4 и 5 (воспитатель показывает на цифры, расположенные над картиной, по порядку.
Мини итог: вы отлично посчитали, цифры правильно назвали, дальше нам идти пора, ждет нас новая игра.
- часть.
Воспитатель: Есть много стран на свете, больших и маленьких, обычных и загадочных. Сегодня я снова приглашаю вас в волшебную страну – страну Логики, которую мы с вами обозначаем таким знаком (выставить символ).
- Чему учимся мы в этой стране? (Рассуждать, думать, объяснять, отгадывать и загадывать – дети называют действия, а воспитатель выставляет пиктограммы)
- В ней живут наши друзья, напомните, как их зовут: Карандаш, Самоделкин, Торопыжка и Фитиль (воспитатель выставляет фигурки, а дети их называют). Они очень любят загадывать своим гостям загадки и приглашают нас поиграть.
Дети садятся за столы.
- В прошлый раз вы отлично разгадали их загадки с помощью знаков – символов. И хотя мы еще не умеем читать слова, но мы уже учимся «читать» символы. Давайте вспомним, какие свойства предметов обозначают эти схемы, цвет, форму или размер.
- Что обозначает этот знак? (Цвет)
- Какое свойство обозначает этот символ? (Форму)
- А что значит этот знак? (Размер, большой и маленький)
- Сегодня для вас загадки приготовили Карандаш и Самоделкин. Карандаш предлагает разгадать загадки с помощью знаков-символов и найти три геометрических фигуры. А Самоделкин – придумать из этих фигур подарок для Торопыжки. Чтобы верно разгадать загадки, вам нужно быть очень внимательными.
- 1, 2, 3, 4, 5 – предлагаю поиграть в игру «Назови знак». Я показываю вам знак, а вы называете его одним словом.
Воспитатель показывает схемы: дети называют их одним словом.
Мини-итог: молодцы, вы правильно назвали свойства предметов по знакам, были очень внимательными.
- часть
Воспитатель: На поле «Игровизора» Карандаш нарисовал три загадки. Если мы правильно их разгадаем, то узнаем, какие геометрические фигуры понадобятся для подарка (см. Приложение 1)
- Посмотрите внимательно на игру, все загадки нарисованы слева на цветных полях, отгадки - фигуры – посередине, а на пустом поле справа мы сделаем подарок для Торопыжки.
- Первая загадка под цифрой 1 на белом поле с левой стороны. Разгадайте загадку, найдите нужную фигуру - отгадку и нарисуйте линию к этой загадке.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими трудности или допускающими ошибки, используя вопросы:
- Какого цвета фигура?
- Фигуру какой формы нужно выбрать?
- Большую или маленькую фигуру возьмешь?
- Кто разгадал первую загадку? (Предлагается сделать это ребенку с высоким уровнем)
- Какая фигура нам нужна?
- Почему именно квадрат? (Потому что нарисован знак, обозначающий квадратную форму; потому что знак формы обозначает квадратную форму…)
- Прочитайте загадку (Большой синий квадрат)
- Теперь разгадаем вторую загадку, на голубом поле, найдем фигуру-отгадку и также соединим линией с загадкой (Дети выполняют второе задание, воспитатель также проводит индивидуальную работу).
- Про какую фигуру загадка? (Про треугольник)
- Какого цвета треугольник? (Оранжевого)
- Какой по размеру треугольник? (Большой)
- Почему большой, а не маленький треугольник? (Знак обозначает большой размер).
- Прочитайте загадку (жестом показать очередность знаков)
- Какая фигура будет разгадкой третьей загадки? (маленький розовый прямоугольник). Найдите такую фигуру на поле с отгадками.
- Сколько фигур мы нашли? (Три)
- Назовите их.
- Молодцы, все загадки Карандаша вы разгадали правильно, нашли нужные нам фигуры.
- Теперь найдите на подносах такие же геометрические фигуры и выложите на пустое поле справа (дети выкладывают фигуры у себя, а воспитатель - на Коврографе).
- Какую картинку можно составить из этих фигур? (Домик)
- Наклейте изображение домика в подарок для Торопыжки. (дети наклеивают домик, а воспитатель выставляет изображение домика)
Мини-итог: Вы отлично справились с заданием, запомнили, какими символами можно обозначить свойства фигуры: цвет, форму и размер, отгадали по ним загадки и построили для Торопыжки замечательный домик.
Физкультминутка Музыкальная игра «Магазин игрушек»
3 часть
Воспитатель: Торопыжка вам очень благодарен за красивый домик, и предлагает поиграть с вами в знакомую нам игру, но по - новому (выставить демонстрационный вариант игры «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный) на Коврограф)
- Как называется эта игра? («Игровой квадрат»)
- Он принес собой новые знаки – символы (выставить знак )
- Что нарисовано на знаке? (Крестик)
- Этот символ обозначает отрицание, слово НЕЛЬЗЯ или частицу НЕ.
- Кто догадался, что обозначает этот знак? (Не круг)
- Как его можно «прочитать»?
- Значит, какую фигуру нельзя называть? (Круг)? Почему? (круг зачеркнут, значит, его называть нельзя)
- Какие фигуры можно обозначить таким символом? (Треугольник, прямоугольник, квадрат, овал)
- А теперь, внимание, игра! С помощью двухцветного квадрата сложите фигуру -отгадку этого знака (показ детям знака )
- Какую фигуру ты сложил? (Квадрат, прямоугольник)
- Почему я не вижу у вас треугольников? (Потому, что треугольник – это не круг)
- Назовите этот знак? (Не треугольник)
- Внимание, еще загадка! Покажите фигуру-отгадку.
- Назови фигуру. Почему у тебя не прямоугольник?
- Что обозначает этот знак?
Мини-итог: Ребята, Торопыжка очень рад, что вы запомнили новый знак, правильно расшифровали его загадки и быстро показали фигуры-отгадки.
Ну, а нам с вами пришло время вернуться обратно в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"
Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике в средней группе Страна Математика
Конспект НОД по метематике в средней группе "Страна Математика"...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....
Конспект занятия по математике в средней группе на тему: «Путешествие в страну математики»
Цель. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимнооднозначного соответствия и на единицу больше и меньше. Закреплять знания детей о геометрических фигура...