Игра-диагностика "Путешествие по времени"
методическая разработка (математика, старшая группа) по теме
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают временные представления. Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие даже нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.
Представленная здесь методическая разработка – игра-диагностика «Путешествие по времени» позволит учителям-дефектологам и воспитателям проводить диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старших и подготовительной к школе групп в интересной, игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-диагностика "Путешествие по времени" | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга
ИГРА-ДИАГНОСТИКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНИ»
Выполнила:
Учитель-дефектолог Косогорова А. Н.
ЦЕЛЬ:
Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего возраста.
МАТЕРИАЛ:
- Кубик с количеством точек на гранях кубика от 1-го до 3-х
- Игровое поле с картинками, изображающими различные предметы, занятия людей, явления природы, тем или иным образом связанные с представлениями детей о частях суток, временах года, днях недели и месяцах.
- Поле имеет условное деление на три части:
- В первой части (№№1 - 25) расположены картинки, отражающие представления о частях суток и временах года.
- Во второй части (№№ 27 - 36) – о днях недели.
- В третьей части (№№ 26, 34, 37-50) – о месяцах.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
- Педагог предлагает детям поиграть в игру «Путешествие по времени» (количество участников от одного до четверых человек).
- Каждый участник игры получает фишку «Путешественника». Место старта – левый нижний угол игрового поля. Участники игры определяют очередность ходов (например, с помощью кубика).
- Игроки по очереди бросают кубик и передвигают своих «путешественников» вперед на столько кружков, сколько точек выпало на верхней грани кубика.
- «Путешественник» должен сказать, что изображено на картинке и ответить на вопросы педагога, относящиеся к этому изображению. Вопросы прилагаются.
- Можно использовать и некоторые дополнения к правилам игры, например: попавший на зеленый кружок, после ответов на вопросы педагога, имеет право сделать дополнительный ход; попавший на красный кружок – пропускает ход.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
1 балл | задание не выполнил |
2 балла | требовалась значительная помощь педагога |
3 балла | выполнил упрощенный вариант задания с небольшой помощью педагога |
4 балла | требовалась организующая помощь педагога |
5 баллов | задание выполнено правильно, самостоятельно, с первого предъявления |
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
Высчитывается средний балл по формуле:
Кол-во баллов за 1-ый ответ + количество баллов за второй ответ и
т. д./ на кол-во ответов.
УРОВНИ: Низкий: 0 – 2 баллов
Средний: 2 – 4 балла
Высокий: 4 – 5 баллов
.
Примерные вопросы для диагностики
уровня сформированности временных представлений.
- - Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?
- Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка: утро, день, вечер или ночь?
- Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
- Как называется самая темная часть суток? Найди на поле картинку с ее изображением.
- Какая часть суток наступает после ночи?
2. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Какие времена года ты знаешь? Сколько их всего?
- Как называется время года, которое наступает после зимы?
- Как называется самое холодное время года?
3. - Что изображено на картинке?
- Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
- Как называется время года, которое идет перед зимой?
- Расскажи, какая погода бывает летом?
- Найди на игровом поле картину с изображением осени.
4. - Кто изображен на картинке? Что он делает?
- Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда
это бывает?
- Как называется та часть суток, когда восходит солнце?
- Какие еще части суток ты знаешь?
- Закончи фразу: «обедаем мы днем, а завтракаем…»
5. - Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?
- Как называется та часть суток, когда мы едим суп?
- Какая часть суток наступает после ночи?
- Расскажи, чем мы занимаемся утром?
- Как называется часть суток, когда на небе видны звезды?
6. - Кто изображен на картинке? Что он делает?
- Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда
это бывает?
- Какое сейчас время суток?
- Как ты сможешь узнать, что наступила ночь?
- Назови «соседей» ночи.
7. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Закончи фразу: «Холодную снежную зиму сменила весна, а затем наступило теплое …»
- Как называется время года, когда дети идут в школу?
- Какое время года идет перед летом?
8. - Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?
- Как называется время года, когда можно ловить бабочек?
- Назови «соседей» лета.
- Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
- Назови все времена года, начиная с лета.
9 - Кто изображен на картинке? Что она делает?
- Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда
это бывает?
- Днем светло, а ночью…?
- Что делают люди вечером?
- Что наступит после утра?
10. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Расскажи, какая погода бывает весной.
- Назови «соседей» зимы.
- Как называется время года, когда мы отмечаем праздник «8 марта»
(праздник мам, бабушек и девочек) ?
11. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови все времена года, начиная с осени.
- Как называется время года, когда медведь спит?
- Как ты думаешь о каком времени года я сейчас расскажу: «На небе собираются низкие облака, часто идет дождь. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые страны.
12. - Что изображено на картинке? Для чего это нужно?
- Как называется время года, когда можно кататься на лыжах?
- Назови «соседей» осени.
- Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
- Назови все времена года, начиная с зимы.
13. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
- Как называется самая темная часть суток?
- Назови «соседей» ночи.
- Закончи фразу: «завтракаем мы утром, а ужинаем …»
14. - Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?
- Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка??
- Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
- Как называется самая светлая часть суток? Найди на поле картинку с ее изображением.
- Какая часть суток наступает после ночи?
15. - Что изображено на картинке?
- Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
- Как называется время года, которое идет после осени?
- Расскажи, какая погода бывает летом?
- К какому времени года относятся эти слова: «Солнышко пригревает землю. Снег тает, тают и сосульки. Появляются первые цветы, прилетают птицы»? Найди на игровом поле картину с изображением этого времени года.
16. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови все времена года, начиная с весны.
- Как называется время года, когда дети катаются на лыжах и санках?
- Назови «соседей» весны, зимы.
17. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
- Как называется часть суток. Когда мы ужинаем?
- Назови «соседей» ночи, утра.
- Найди на игровом поле картинку с изображением части суток, которая наступает после ночи.
18. - Кто изображен на картинке?
- Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда
это бывает?
- Какое сейчас время суток?
- Чем занимаются люди днем?
- Назови «соседей» ночи, дня.
19. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови все времена года, начиная с зимы.
- Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
- К какому времени года относятся эти слова: «На улице жарко. Поспевают ягоды. Дети запускают воздушных змеев и ловят сачком бабочек»?
20. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови все времена года, начиная с зимы.
- Как называется время года, которое идет перед летом?
- К какому времени года относятся эти слова: «На улице холодно. Много
снега. Можно слепить снеговика и покататься на санках. А вот и
снежинки»?
21. - Кто изображен на картинке?
- Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда
это бывает?
- Ужинаем мы …, а обедаем …?
- Чем занимаются люди утром?
- Назови «соседей» ночи, дня.
22. - Что изображено на картинке? Для чего это нужно?
- Как называются времена года, когда людям нужен зонтик?
- Осенью и весной дожди идут холодные, а летом …?
- Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
- Назови все времена года, начиная с зимы.
23. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови все времена года, начиная с зимы.
- Как называется время года, которое идет перед летом?
- Найди на игровом поле картинку с изображением веточки зимой. Расскажи о зимних забавах детей.
24. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови «соседей» зимы, осени.
- Как называется время года, когда дети идут в школу?
- Найди на игровом поле картинку с изображением лета. Что происходит летом с природой?
25. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
- Чем занимаются люди днем, вечером?
- Назови «соседей» ночи, дня.
- «Спокойной ночи, малыши!» мы смотрим вечером, а зарядку делаем…?
26. - Какого цвета шарики изображены на картинке?
- Вспомни, какое время года мы обозначаем синим цветом?
- Назови по порядку все зимние месяцы.
- Сколько всего месяцев в году?
- Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?
27. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови «соседей» лета, весны.
- Как называется время года, когда мы отмечаем женский праздник?
- Найди на игровом поле картинку с изображением осени. Что происходит осенью с природой?
28. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? В какой из дней недели мы ставим самовар, отмечаем дни рождения?
- Назови «соседей» воскресенья.
- Сколько всего дней в неделе?
- Назови второй день недели.
29. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
- Назови «соседей» зимы, лета
- Как называется время года, когда бегут ручьи, тают сосульки?
- Найди на игровом поле картинки с изображением весны. Что происходит весной с природой?
30. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «подметали пол»?
- Назови «соседей» вторника.
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется последний день недели?
31. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «играли в мяч?»?
- Как называется день недели. Который идет после пятницы? Перед средой?.
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется четвертый день недели?
32. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «стирали»? Какой это по счету день в неделе?
- Назови «соседей» среды.
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется пятый день недели?
33. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «чашки помыли»?
- Назови «соседей» четверга
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется шестой день недели?
34. - Какого цвета шарики изображены на картинке?
- Вспомни, какое время года мы обозначаем желтым цветом?
- Назови по порядку все осенние месяцы. Здесь изображен октябрь и ноябрь. Какого месяца не хватает?
- Сколько всего месяцев в году?
- Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?
- В каком месяце мы отмечаем женский праздник?
35. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «пекли калач»?
- Назови «соседей» вторника.
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется первый день недели?
36. - Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «торт купили»?
- Назови «соседей» воскресенья
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется день недели, который идет после вторника? Перед пятницей?
37. - Какого цвета шарики изображены на картинке?
- Вспомни, какое время года мы обозначаем зеленым цветом?
- Назови по порядку все весенние месяцы.
- Сколько всего месяцев в году?
- Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?
38. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все осенние месяцы.
- Назови второй по счету месяц в году.
- Как называется праздник, который мы отмечаем в самом начале года?
- Январь – какой из зимних месяцев по счету?
- Куда прячется в зимние морозы лиса?
39. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все летние месяцы.
- Назови первый по счету месяц в году.
- Какие заботы у лесных птиц и зверей в июне?
- Каких насекомых можно увидеть в июне?
- Чем занимаются люди в июне?
40. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Какой праздник дети отмечают в сентябре?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все зимние месяцы.
- Назови последний по счету месяц в году.
- Какие плоды созревают в сентябре?
- Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?
- Как готовятся к зиме животные?
41 - Посмотри на картинку. Как ты думаешь, к какой сказке относится эита
иллюстрация.?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все летние месяцы.
- Назови последний по счету месяц в году.
- Какой праздник отмечают в марте?
- Какой месяц наступает после апреля?
- Какой месяц «лишний»?
42. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все зимние месяцы.
- Назови первый по счету месяц в году.
- Почему август называют «хлебосолом»?
- Чем занимаются люди в августе?
- Кто из животных в августе начинает делать запасы на зиму?
43. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все осенние месяцы.
- Назови второй по счету месяц в году.
- Как называют декабрь в народе? (хмурень). Почему?
- Что происходит с водой в реках, озерах, прудах? Какой праздник отмечают 31 декабря?
- Как готовятся к встрече Нового года?
- Что едят зайцы зимой?
- Зачем заяц следы запутывает?
- У какой птицы в январе появляются птенцы?
44. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение? Когда цветет сирень?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все летние месяцы.
- Назови первый по счету месяц в году.
- Какой месяц «лишний»: октябрь, май, сентябрь, ноябрь?
- Что происходит с травами, цветами и деревьями после майских дождей?
- Как азывают май в народе? (цветень). Почему?
- Какое явление природы часто бывает в мае?
45. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все летние месяцы.
- Назови последний по счету месяц в году.
- Почему октябрь в старину называли «листопадом»?
- Почему говорят, что в октябре «семь погод на дворе»?
- Кто меняет на зиму шубку?
- Кто делает запасы на зиму?
46. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все осенние месяцы.
- Назови второй по счету месяц в году.
- Почему февраль называют снеговеем?
- Назови зимние игры и забавы.
- Что делает зимой медведь?
- Куда прячется в зимние морозы лиса?
47. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все летние месяцы.
- Назови последний по счету месяц в году.
- Какой месяц наступает после июня?
- Почему апрель называют месяцем «живой воды»?
- Какие птицы прилетают в апреле? (скворцы, трясогузки, жаворонки)
- Какие насекомые появляются в апреле? (муравьи, бабочки, шмели, пчелы)
- Что делают в апреле лесные обитатели? (меняют шубку)
48. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все осенние месяцы.
- Назови второй по счету месяц в году.
- Какой месяц идет перед февралем?
- Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
- Как называют март в народе? (утро весны)
- Расскажи о погоде марта.
- Какой праздник отмечают в марте? Какого числа?
49. - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все зимние месяцы.
- Назови первый по счету месяц в году.
- Какой месяц идет после апреля?
- Какой месяц «лишний»: сентябрь. ноябрь, июнь, октябрь?
- Как называют июль в народе? (макушка лета)
- Какие занятия у людей в июле? (сенокос, окучивание, сбор первого урожая)
- Назови летние забавы детей.
- Чем питается в июле медведь?
50 - Посмотри на картинку. Что на ней изображено?
- Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назови все зимние месяцы.
- Назови второй по счету месяц в году.
- Какой месяц идет перед маем?
- Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
- Как называют ноябрь в народе? (чернотропом)
- Какая птица прилетает в ноябре? (клест)
- Какие занятия у людей в ноябре (утепление жилища, размещение животных в зимних стойлах)
51. - Какого цвета шарики изображены на картинке?
- Вспомни, какое время года мы обозначаем красным цветом?
- Назови по порядку все летние месяцы.
- Сколько всего месяцев в году?
- Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?
- Какой месяц наступает после декабря?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"
Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта: научить детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного времени
Учить детей определять время...