Кружок по подготовке детей к школе
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx | 54.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Задачи:
- Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
- Дать первоначальные математические представления
- Развивать память, внимание, мышление, воображение
- Воспитывать организованность в учебной деятельности
Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:
- Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
- Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические 'представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к.собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Процесс обучения чтению включает два периода: первый - ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй - освоение знаковой системы языка.
Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - интереса и способности к чтению. Основные задачи - развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.
Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
1.
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
2.
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты
3.
Дпя выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса
обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи
Задачи:
- Сформировать понятия «звук», «буква»
- Научить выделять их из состава слова
- Различать гласные и согласные звуки (буквы)
- Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
- Подбирать слова к заданным звуковым схемам
- Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
- Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
- Чтение слогов, маленьких слов, предложений
СЕНТЯБРЬ
1 неделя 1 Звук и буква А, игра "подбери словечко"
Звук и буква О, игра "Доскажи слово"
3 неделя 2 Звук и буква У, игра "подбери словечко"
Звук и буква Ы, игра "придумай слово с заданной буквой"
ОКТЯБРЬ
Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании
3 неделя 4 Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок
Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение
НОЯБРЬ
1 неделя 5 Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н
Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением
3 неделя 6 Закрепление пройденного материала, гласные и согласные
звуки и буквы, чтение слогов
Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы
ДЕКАБРЬ
1 неделя 7 Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов
Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший
3 неделя 8 Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов
Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший
ЯНВАРЬ
1 неделя 9 Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч"
Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом
Звуки В- ВЬ,Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 11 Звуки 3 - 3 , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов
Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов
3 неделя 12 Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание
четверостиший
Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов
МАРТ
1 неделя 13 Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов
Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко"
3 неделя 14 Звук и буква Й, чтение слов
Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы
АПРЕЛЬ
1 неделя 15 Закрепление пройденного материала: чтение слов,
составление предложений, рифма
Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов
16 Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение"
3 неделя
МАЙ
1 неделя
3 неделя
Закрепление пройденного материала, гласные буквы
- Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные
- Закрепление пройденного материала, звонкие согласные
Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.
Календарно - тематическое планирование занятий по математике
Задачи:
- Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
- Познакомить с цифрами 0-9
- Решать примеры и задачи в пределах 10
- Ориентироваться в пространстве и во времени
- Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Выполнять различные виды графических диктантов
- Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
- Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение
Сентябрь
2 неделя 1, Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.
Число и цифра 1. Первый, последний.
4 неделя 2. Больше, меньше, столько же. Знаки < , >, =,+,
Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.
Октябрь
2 неделя 3. Решение задач, графические диктанты.
Число 3. Состав числа 3. Равенство
Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
4 неделя 4. Число и цифра 4. Состав числа 4.
Ноябрь
2 неделя 5. Сложение; Решение задач. Логические задания.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
4 неделя 6. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.
Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.
Декабрь
2 неделя 7. Число и цифра 6, Состав числа 6.
Вычитание; Развивающие задания.
4 неделя 8. Число и цифра 7. Состав числа 7.
Занимательная математика: решение логических заданий
Январь
2 неделя 9. Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
4 неделя 10. Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант
Ориентация в пространстве и на плоскости.
Февраль
2 неделя 11. Знакомство с нулём. Математический диктант
Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11-13
Решение примеров, знакомство с ромбом
Март
2 неделя 13. Определение понятий "шире", "уже", "выше", "ниже". Игра "вставь знак"
Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя 14. Игра "следующий, предыдущий", порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20
Апрель
2 неделя 15. Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)
Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания неделя 16. Образование чисел второго десятка; составление примеров.
Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.
Май
2 неделя 17. Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 20
Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)
4 неделя 18. Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)
Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре "Найди клад"
- «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
- «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
- Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
- Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин С. С., 2007.-96с.
- Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька».
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
- Е.В. Колесникова " От А до Я"
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- К.В. Шевелёв "Готовимся к школе"
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
- Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
- Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
- Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
- Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
- Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
- Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
- Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
- Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
- Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
- Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
- Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,
Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.
- Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., "Сфера"
- Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...
Рабочая программа. Кружок по подготовке детей к обучению грамоте
Рабочая программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте - документ, позволяющий осуществлять образовательную деятельность педагогу допобразования. Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год...
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...
Кружок по дополнительной общеразвивающей программе гуманитарной направленности по подготовке детей к школе 6-8 лет «Читай-ка»
Каждые три года прохожу курсы о повышении квалификации и переподготовки «Луч знаний» «Подготовка детей дошкольного возраста к бучению в школе» По итогам занятий дети учатся про...