Сенсорное развитие ребенка
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: Оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные дидактические игры. В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Ознакомление с свойствами: форма, величина, цвет, качества составляет основное содержание сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Так как именно форма, величина и цвет, качества и свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях деятельности. Правильное восприятие формы, величины, цвета, качеств и свойств необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе; от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Таким образом, на втором-третьем году жизни дети должны выделять цвет, форму и величину как основные признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
На основе обследования предмета формируется соотнесение предмета с сенсорными эталонами.
Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия используются сенсорные дидактические игры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развития речи, по ознакомлению с окружающим. Дидактические игры могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Благодаря развивающим дидактическим играм осуществляется не только сенсорное развитие – у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщению в речи.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие дидактические игры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинать работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка.
Основными целями создания всех пособий является:
1. Создание эмоционального положительного настроения.
2. Развитие интереса и побуждения к действиям.
3. Формирование представлений о предметах:
● формирование способностей к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества;
● знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый,
шершавый, колючий, гладкий, пушистый).
4. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера):
● формирование простейших приемов установления тождества и различия
свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой»,
«не такой», «разные», «одинаковые»;
5. Знакомство с сенсорными эталонами:
● знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина
(большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник), цвет;
● формирования умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.
6. Развитие мелкой моторики руки:
● формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить,
открутить, прилепить, отлепить).
7. Формирования навыка совместного выполнения задания;
● формирования навыков культурного общения;
● развития умения понимать и правильно выполнять задания;
8. Формирования и активизация словаря ребенка:
● развития умения рассматривать картинку, называть изображения на
ней предметы, их качества и действия;
● развития умения отчетливо произносить звуки;
9. Развития восприятия: зрительного, осязательного.
10. Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
11. Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно – образовательной работы в группе раннего возраста. Только при правильном планировании можно успешно реализовать программу разностороннего развития личности ребенка.
Доступность и полезность для детей каждого вида занятий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому работа с пособиями может быть сжата до 5 минут и растянута до 15-20 минут, в зависимости от конкретной работы.
Занятия могут проводиться 2 раза в день (утром и вечером). Дидактические игры даются детям и для самостоятельных игр. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только в дневное время при естественном освещении.
Тематическое планирование работы с развивающими сенсорными тренажерами согласуются со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.
Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному периоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
При проведении занятий непосредственным методом является показ воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, возможно использование стихотворной формы для создания ритма и эмоционально положительного настроения детей.
Таким образом развивающие дидактические игры позволяют надолго удерживать внимание и интерес детей, что дает возможность комплексно решать ранее перечисленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития
В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития
В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»
В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно, будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...