"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников"
план-конспект занятия (математика) по теме

Москалева Мария Ивановна

В данной статье представлен материал  из опыта работы Зюзько Раисы Ивановны, воспитателя  МДОАУ д/с № 20 г. Свободного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_logika.rar2.59 МБ
Файл nod.rar216.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  детский сад №20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей города Свободного

(МДОБУ д/с № 20 г. Свободного)

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

Воспитатель

                                                    Зюзько Раиса Ивановна

H:\21.jpg

Belle

H:\vorota-zamka-8.jpg

г. Свободный

2012 год

«Путешествие в страну сюрпризов»

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

Воспитатель МДОАУ д/ с № 20

г. Свободного

                                                    Зюзько Раиса Ивановна

Организованная образовательная деятельность в  старшей группе

Тема: «Путешествие в страну сюрпризов»

Слайд 1

Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Слайд 2

Образовательные задачи:

  • Расширять представления о геометрических фигурах. Учить проводить классификацию по заданному признаку, выделять основание для классификации.
  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

Слайд 3

Развивающие задачи:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Слайд 4

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим заданиям.
  • Развивать самостоятельность. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Слайд 5

Методы и приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,
  • упражнения на логическое мышление и творческого характера,
  • вопросы к детям,
  • использование дидактических пособий, наглядного материала,
  • физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Слайд 6

Игровой материал:  

  • кисточки, жёлтая, оранжевая и красная краски
  • карточки «Продолжи ряд»  
  • карточка с двумя полосками и  геометрические фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата (для каждого ребенка и демонстрационные)
  • набор блоков Дьенеща
  • кубики Никитина
  • мультимедийная установка, презентация «Путешествие в «Страну сюрпризов»
  • маршрутные карточки
  • карточки-символы, схема для построения домика (из кубиков Никитина) и «кочек на болоте» (Блоки Дьенеша).
  • Рисунок из рабочей тетради «Все по полочкам» и фломастер на каждого ребенка  
  • Лабиринт и карандаш-великан
  • Игрушки: лягушка, Лесовичок, ежик и божья коровка
  • Макеты: болото, пенек, цветок, ворота
  • Сюрпризы: краски, книжка, ягодка (подвеска), корзинки с шишками, корзина с яблоками.

Слайд 7

Задействованы следующие образовательные области:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Художественное творчество
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Музыка

Слайд 8

Звучит музыка. На экране «Страна сюрпризов». Входят дети.

С экрана звучит голос Феи:

«Дорогие ребята, здравствуйте!

Очень хотела побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой “Стране сюрпризов”. Но её захватили злые волшебники. Они навели беспорядки в этой стране и отняли у меня мою волшебную силу.  Нам  нужна ваша помощь. Надеюсь, что вы не оставите нас в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете вернуть мне мою волшебную силу. А стране сюрпризов – порядок и покой»

Слайд  9

Педагог.

Ребята, а чтобы попасть в “Страну сюрпризов”, нужно открыть ворота. Давайте поиграем в эко - произнесем  волшебные слова. Повторяйте за мной слова и действия.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?  (Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули раз, потянули два, потянули три, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).

Покрутили раз, покрутили два, покрутили три (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали раз, постучали два, постучали три, (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.)

Не  открыли? (пальцы сцеплены в замок).

Педагог.

Посмотрите на экран. Там на воротах висит замок и рядом несколько ключей. Злые волшебники их перепутали. Какой из них откроет наш замок? Давайте попробуем. Саша ты как думаешь, какой ключ подойдет к нашему замку? Покажи указкой. Нет, не угадали … Молодцы. Вы справились с заданием, замок открылся, потому что скважина замка имеет такую же форму, как и клюю. Ворота свободны.

Слайд 10

Педагог.

Мы можем войти в «Страну сюрпризов». Фея дала мне план маршрута по этой стране.  (Показывает маршрутную карточку детям). Посмотрите, в какую сторону нам следует начать свое движение? (вправо, влево, вперед, назад).

Выслушав ответы детей, вводит группу  в ворота и двигаются к 1 заданию – Божья коровка на цветке.

Ворота и маршрутные карточки

1 задание «Зажги звезды» - продолжи ряд

(Цветок на нём божья коровка, воспитатель берёт задание под крылышком, читает)

Педагог:(читает) «Злые волшебники погасили Звезды на небе. Часть звездочек уже «горит». Продолжите их «зажигать», не нарушая последовательности, в которой я их зажигала. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за край звезды, чтобы не нарушить ее лучи».

Педагог:Ой, ребята, посмотрите на экран. В «Стране сюрпризов стало темно. Давайте поможем Божьей коровке. Подойдите к столам. И выполните задание Божьей коровки.

Самостоятельная творческая работа детей.

Педагог по ходу работы хвалит детей, и задает вопросы:

  1. Сколько всего звездочек горит?
  2. Сколько звездочек вы «зажгли»?
  3. Каким цветом ты раскрасил звездочку?

Педагог:Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Посмотрите, как светло стало в «Стране сюрпризов». В этой стране добрые дела обязательно отмечаются сюрпризом, ведь не зря она так называется. Поглядим, может нам Божья коровка приготовила какой-нибудь сюрприз? Машенька, подойди к жуку и посмотри, нет ли там у него чего-нибудь интересного?

Цветок, божья коровка с заданием под 1 крылом и сюрпризом (краски) – под другим

Слайд  11

столы с красками, кисточками и карточками «Продолжи ряд»

Слайд  12

Педагог:Смотрим на маршрут, куда дальше будем двигаться?

1 задание «Распредели фигуры»  

Педагог: Сережа, возьми карточку у Лесовичка (читает): «Ребята помогите мне правильно распределить на две группы геометрические фигуры, которые волшебники разбросали. За помощь я обещаю вам сюрприз».

Педагог:Ребята, подойдите к столам.

Задание

Педагог: Найдите у себя такую же геометрическую фигуру (педагог показывает фигуру демонстрационную). Какая она?   (красная, большая, квадрат…)

Разложите фигуры, лежащие у вас в розетках на две группы на карточку с двумя полосками. (педагог раскладывает карточки на доске, допустив  в каждой схеме распределения 1 ошибку).

Самостоятельная творческая работа детей. (Дети группируют фигуры на свое усмотрение – по  цвету, форме, размеру).

Проверим, как мы с вами поработали. Саша, ты на какие две группы разделил геометрические фигуры?  А ты Сережа? Ну, а у Вали какие две группы получились?  Молодцы! Вы справились без ошибок.  А вот я – проверим? (Дети находят ошибки и исправляют их)

Я вами довольна. Думаю, что Лесовичок остался доволен вашей работой. Ирочка, подойди к Лесовичку, возьми у него сюрприз.

Стоит пень, где сидит старичок –Лесовичок с заданием и сюрпризом (корзинка с шишками)

На столах карточки с 2 полосками и розетки с геометрическими фигурами

Классная доска, демонстрационные геометрические фигуры, магниты, салфетка.

Педагог: Смотрим на маршрут, куда дальше будем двигаться?               ( К болоту).

3 задание «Расположить кочки».  

Педагог: Оля, возьми у лягушки со стрелы задание.(читает).

«Злые волшебники заколдовали болото, вырвав из него кочки. А на другом берегу болота у меня сюрприз для вас.  Я не могу выйти из болота. Помогите расположить кочки так как, как показывает схема».

Педагог: Видите, ребята, карточки со схемами.  Вы умеете их читать? (нет) Я научу вас,  познакомлю с символами.  Подойдите к коробке с геометрическими фигурами. Посмотрите на символ фигуры, который у меня в руке. Найдите такую фигуру. А теперь вот такую…

Для коллективной   работы воспитатель предлагает детям  найти каждому свою, указанную им, фигуру из схемы «Расположить кочки» на «болоте».  Дети быстро находят свои фигуры и под руководством воспитателя выкладывают дорожку по схеме.

Педагог: Как здорово ребята, мы с вами поработали! Лягушка для нас приготовила сюрприз – загляните под кочки (каждый под свою, которая к нему ближе).

«Болото»,  на листе сидит лягушка, в лапках стрела на стреле конверт с карточками –схемы

В» кочках» спрятаны «ягодки»

Педагог: У нас осталось последнее задание. Куда теперь наш путь лежит? (показывает маршрутный лист). Верно, Нашей помощи ждет ежик. О чем же он нас просит? Оленька, посмотри, нет ли и у ежа какого-нибудь письма для нас.

4 задание «Пройди лабиринт» и «Сложи предмет» (работа с кубиками Никитина)

Педагог: (читает задание-письмо)«Ребята, помогите мне пройти через лабиринт и построить дом, разрушенный злыми волшебниками»

Ну что, ребята, поможем. Кто из вас наблюдательный и смелый. Бери карандаш-великан и проведи нас по лабиринту. Молодец! Вот и пришли мы к разрушенному домику ежика. Давайте его восстановим. Вот вам рисунок. Пробуйте. Кто быстрее поострит дом для ежика.

Самостоятельная творческая работа детей.(Дети выбирают необходимые им кубики из коробок и строят заданные фигуры по рисунку. Педагог  при затруднении помогает).

Педагог: Как здорово у вас все получилось. Ежик остался вами доволен. И, конечно же, припас для вас сюрприз. Оля подними салфетку. Ого, сколько яблок в корзинке, каждому достанется.

На полу –лабиринт. Вначале лабиринта – ежик, в конце лабиринта рассыпанные кубики Никитина рис. 4 - № 5 и рис. 2 - № 21(карточки)

Звучит музыка, загорается экран.

Фея: Милые, добрые и умные ребятки. Огромное вам спасибо! Вы помогли  жителям «Страны сюрпризов» - восстановили разрушенное злыми волшебниками и вернули мне мою волшебную силу. Видите, моя палочка засверкала огнями. До свидания!

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль занимательной математики в развитии логического мышления ребенка".

ВведениеГлава 1. Теоритические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1 Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста с...

Методическая разработка "Роль занимательной математики в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

ВведениеГлава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ...

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников" - выступление на конференции

«Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его»К.Д.Ушинский Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, ...

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...