Коррекционная работа воспитателя на математическом материале с детьми с ОНР
учебно-методическое пособие по математике по теме

Овсянникова Надежда Александровна

Формирование элементарных математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые отличительные черты. Выполнение программных собственно математических задач обязательно сочетается с решением коррекционно-логопедических:

·        развитие словаря детей

·        развития навыков связной речи;

·        закрепление навыков правильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно – методическое  пособие

«Коррекционная работа воспитателя на математическом материале с детьми с ОНР»

        Дети с речевым недоразвитием, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, не различая на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки, имеют место пропуски и замены звуков, перестановки звуков и слогов, сокращение слов, неправильное ударение, большинству из них не доступно  произнесение слов со сложной слоговой структурой , отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу; словарь беден, рассказы схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений; часто неточности в согласовании слов, пропуски ил замены предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название данного дефекта – общее недоразвитие речи.

Наряду с общим недоразвитием речи для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • Нарушение внимания и памяти (в большей степени затрагивает произвольную деятельность, объем малый);
  • Нарушение артикуляционной моторики (проявляется в ограниченности, неточности, слабости движений, нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, часто и к общей невнятности, смазанности речи);
  • Нарушение пальцевой моторики (развитие движений пальцев отстает от возраста, пальцы малоподвижны, движения их неточные или несогласованные);
  • Недостаточная сформированность словесно-логического мышления (ниже возрастной нормы, дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений, признаков, нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связанны друг с другом);
  • Воображение не развито (можно сказать на нуле, дети не способны создать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия).

Необходимо учитывать и то , что у детей с ОНР снижен познавательный интерес.

В работе воспитателя логопедической группы можно выделить два направления – это коррекционно-воспитательное  и образовательное.

Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении общего недоразвития речи и процессов, тесно связанных с ним и кроме того осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой массового детского сада. Из двух направлений коррекционно-воспитательное является наиболее значимым, ведущим. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всей жизни и деятельности ребенка.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на развитие у детей познавательных интересов. Интеллектуальное развитие детей определяется решением следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Формирование элементарных математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые отличительные черты. Выполнение программных собственно математических задач обязательно сочетается с решением коррекционно-логопедических:

  • развитие словаря детей
  • развития навыков связной речи;
  • закрепление навыков правильной речи.

Вместе с ними решаются и следующие задачи:

  1. создание благоприятных условий для выработки у детей сосредоточенности, развитие устойчивого, целенаправленного, произвольного внимания;
  2. развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания (воспроизведение), учить детей применять приемы, опирающиеся на логический анализ материала, формировать словесно-логичесую память;
  3. подготовка детей к анализу и синтезу звукового состава слова;
  4. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи (научить сравнивать, анализировать, обобщать);
  5. развитие воображения от непроизвольного к творческому (произвольному), что требует накопления опыта под влиянием общения ребенка со взрослым;
  6. развитие артикуляционной моторики с помощью специально подобранных игр на артикуляцию;
  7. развитие мелкой (пальцевой) моторики (в манипуляции различными предметами, в формировании двигательных умений и навыков);
  8. подготовка ребенка к письму (учить правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации, графические навыки; развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве);
  9. предупреждение дисграфии (специфическое нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения или частичное расстройство процессов чтения), специально подобранные математические упражнения наряду с другими упражнениями входят в необходимую систему коррекционного воздействия, позволяют устранить эти нарушения;
  10. развитие познавательного интереса, личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, преодоление безинициативности);
  11. формирование активной речи, обогащение кругозора детей, пополнение словарного запаса новыми знаниями.

Коррекционную работу на математическом материале воспитатель организует в совместной деятельности с подгруппами детей, сформированных по уровню развития (даже в самой подгруппе осуществляется дифференцированный подход и учитывается развитие коммуникативных навыков детей), а также индивидуально с каждым ребенком.

Специфические особенности формирования ЭМП у детей в логопедической группе, вытекающие из решения перечисленных задач:

1.Лексичесикй материал отбирается совместно с логопедом.

2.Воспитатель расширяет и уточняет словарный запас детей, активизирует речевую активность, стимулирует творческие высказывания (ответы одним словом, словосочетанием, договариванием слов в предложении, полным предложением).

3.Воспитатель постоянно следит за правильностью речи детей, исправляя все речевые ошибки, кроме ошибок в произнесении еще не исправленных логопедом звуком и слов сложной слоговой структуры. В этих случаях воспитатель ограничивается тем, что заметив ошибку, дает образец правильного произнесения слова.

4.Воспитатель включает в совместную деятельность с детьми определенные речевые модели, рекомендованные логопедом в связи с данным математическим материалом, и упражняет детей в их употребелении.

5.Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

6.В начале обучения выводы в основном оречевляет сам воспитатель (из-за дефектов речи).

Математический материал, а именно по счету, дает возможность детям усвоить определенные грамматические формы. Дети с той или иной степенью общего речевого недоразвития испытывают особые трудности при употреблении существительных в сочетаниях со словами «много», «мало»  и количественными числительными.

Убедившись в том, что пришедшие в логопедическую группу дети не путают процесс и результат счета в пределах трех, воспитатель сразу предлагает им именовать каждое число. Целесообразна такая последовательность:

1 год обучения

1.С целью закрепления понятия о родовой принадлежности предметов и о признаке их одушевленности специально отрабатываются сочетания именительного падежа числительных «один», «одно», «два», «две» с существительными и все падежные формы числительных «один», «одна» (один карандаш, одна девочка и т.д.)

2.Работа над сочетаниями типа «много игрушек, бабочек» и т.д. воспитатель добивается утрированного звучания безударных окончаний. Это приучает детей к четкому произношению слов и способствует формированию у детей определенных морфологических обобщений.

3.Работа над падежными формами числительных (1-5):

а) родительный падеж сочетаний числительных от 2 до 5 с существительными: от двух (3-5) карандашей, девочек (берутся формы на –ок, -ек (бабочек), на –ев, -ей (стульев, карандашей), на –ов;

б) дательный падеж данных сочетаний: к двум (3-5) карандашам, девочкам;

в) винительный падеж данных сочетаний с неодушевленными, а потом с одушевленными существительными, например: «вижу два (3-4) карандаша, двух (3-4) бабочек, пять бабочек, карандашей»;

г) творительный падеж сочетаний (1-4).

Приемы и виды работ, помогающие детям усвоить необходимый грамматический материал:

Цель первой группы упражнений – отработка употребления родительного падежа множественного числа существительных в сочетании со словами «нет», «много», «мало».

1.После восприятия на слух словосочетаний и выполнения инструкций типа «Дай много матрешек, возьми много карандашей» и т.п. с детьми проводится беседа. Дети слышат вопросы, которые содержат отработанные формы слов, например: «У нас много рыбок? У нас мало мишек? У нас мало игрушек? И т.п.» Затем в беседу включается вопросы, требующие самостоятельного употребления определенных форм, например, с суффиксами –ок, -ек: «Чего много в буфете? (вилок, ложек, тарелок)4 в коробке? (картинок)» и т.д. Свои вопросы воспитатель сопровождает демонстрацией определенных предметов или картинок.

2.Дидактическая игра «Чего не стало?»

Выставлен ряд (4-5) картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов или располагаются на столе группы однородных предметов: вилки, ложки, чашки, салфетки и т.п. Сначала дети называют предметы, потом закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из картинок или группу однородных предметов. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Ребенок, ответивший без ошибок, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.

3.Использование материала художественной литературы.

Воспитатель читает стихотворение С.Михалкова «Андрюшка» и одновременно выставляет картинки (собаки, кошки, губные гармошки, утки, дудки, матрешки):

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки,

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

Дети по выставленным картинкам отвечают на вопрос: «Чего было много в магазине?» («Каких игрушек было много в магазине»).

Цель следующей группы упражнений – отработка сочетаний именительного падежа числительных «один», «одна», «одно», «два», «две» с существительными.

1.Игра «Назови с числом один»: по картинкам: «Скажи так: 1 яблоко (мальчик, окно, мяч,…)»

2.Дидактическое упражнение «Сосчитай-ка!» (используются картинки овощей)

У Лариски – две…(редиски),

У Аленки – две…(картошки),

У Сережки – сорванца два зеленых … (огурца)

Цель следующей группы упражнений – отработка именительного падежа сочетаний числительных 1-5 с существительными.

1.Игр «»Скажи про волка, называя разные числа (по картинкам 1 волк, 2-4 волка, 5 волков)

2.Упражнение «Считай овощи по образцу»

Один огурец, два огурца, три огурца;

Один помидор, …

Цель следующего упражнения – отработка употребления родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.

1.Дидактическое упражнение «Сложи сам»

Детям раздаются по 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника, 4 кружка – разных цветов. На доску вывешиваются рисунки с образцами фигур, сложенных из таких форм – домик, машинка, башня, елочка, лодка. Предлагается сложить любую из фигур и ответить на вопрос: «Из чего ты сложил машинку?»  В ответ ребенок должен дать название фигур и их число: «Я сложил машинку из 4 квадратов и 2 кружков»

  1. год обучения

1.Работа над формами родительного падежа существительных в сочетании со словами: «нет», «много», «мало», 5-10 (сначала формы на –ок, -ек, на –ев, -ей, на - ов), потом формы с нулевой флексией: рыб, окон, машин.

2.Работа над падежными формами числительных от 2 до 10:

а) дательный падеж данных сочетаний  к двум (3-10) карандашам, девочкам;

б) винительный падеж данных сочетаний с неодушевленными существительными, например: вижу два (3-4) карандаша, дву (3-4) бабочек, карандашей;

в) творительный падеж сочетаний 1-4, за исключение творительного падежа числительных 5-10 (эта форма мало употребительна в речи дошкольников, отрабатывать ее с детьми с ОНР не целесообразно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листы коррекционной работы воспитателя с детьми во 2ую половину дня по заданию логопеда

Данные листы коррекционной работы предназначены для воспитателей логопедических групп детей с ОНР старшего возраста и подготовительного к школе возраста. Это альтернатива тетрадям, в которых учитель-л...

Консультация « Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ »

В данной статье говорится о том, как  воспитатели должны строить свою работу , чтобы повышалась познавательная мотивация детей с ОВЗ, учился планировать, контролировать и оценивать учебные действ...

Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Коррекционная работа  направлен на: Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении...

« Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, поя...

Коррекционная работа воспитателя по физической культуре с детьми группы компенсирующей направленности

Коррекционная работа воспитателя по физической культуре с детьми компенсирующей группы...