"Формирование комбинаторных способностей."
консультация по математике (старшая группа) по теме

Формирование комбинаторных способностей-развитие мышления и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kombinatornykh_sposobnostey.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

             Формирование  комбинаторных  способностей.

                               Старший   дошкольный    возраст.

Формирование  комбинаторных  способностей – важнейшее  условие  развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых разных областях – например, при решении математических задач,       в играх (шахматах, шашках). Комбинаторные способности необходимы и  в профессиональной деятельности  ( при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскании оборудования, материалов), а также     в повседневной жизни - для того, чтобы распределить деньги на покупки; рассадить гостей за столом так, чтобы встреча прошла интересно и без   конфликтов и многое другое.                                                                                    Комбинаторные способности включают в себя умения:                                                             - находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации   (шахматной, коммуникативной и т.д.);                                                                                            - видеть все разнообразия возможных  вариантов, которые могут  быть  построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;                                 - прогнозировать как можно более полно возможные эффекты и последствия комбинаций.                                                                                                               Деятельность эта представляется весьма сложной.  Но, австралийский педагог и математик Лин Инглиш сумела доказать: уже 6-7 летние дети   могут находить все возможные комбинации нескольких элементов, если предложить им материал более наглядный и понятный – например, фигурки зайчат, которые нужно одеть в наряды разных цветов: майки, штаны, обувь. Игры-занятия, стимулирующее комбинаторное мышление можно организовать и в домашних условиях. Для этого нужно подготовить набор одинаковых фигурок зайчат, кукол, медвежат (вырезанных из картона или фанеры), выкройки маек, шапочек, штанишек из разноцветной бумаги на  липучке.    Число комбинируемых элементов одежды  и  число   их разновидностей (в данном случае цветов) задают общее число возможных комбинаций, а значит и уровень сложности задания.    Общее  число комбинаций может  выглядеть  так:  2цвета рубашек    на 2цвета штанишек    на 3 цвета сапожек = 12 нарядов.   Для создания комбинаций можно использовать и другой материал – разные наборы посуды. Каждый предмет подбирается в нескольких разновидностях: например, чашек -3цвета,  тарелок- 4, ложек – 2. Задача: выложить как можно больше различных комплектов, состоящих из чашки, тарелки, ложки.                                                     Другой  вариант комплектации – « Набор первоклассника», составленный  из азбуки, несколько видов пеналов, карандашей, тетрадей. Задача: составить как можно больше различающихся наборов или выложить свой набор последним (посоревнуйтесь с ребёнком). А можно сконструировать из картонных контуров по принципу аппликации как можно больше грузовиков, отличающихся друг от друга формой, цветом, величиной, кузовом, колёсами.  Начинать такие игры лучше с простых  вариантов, то есть использовать только два предмета ( рубашку и штанишки, пенал и тетрадь, чашку и ложку), каждый предмет может быть только двух разновидностей.  Тогда общее число  возможных  комбинаций, например, когда одеваем зайку, имеет 4 разных наряда: синяя рубашка, белые штаны;  синяя рубашка, чёрные штаны; красная рубашка,  белые штаны;  красная рубашка, чёрные штаны. Потом можно перейти к более сложным упражнениям- 2цвета рубашек на 3цвета штанов; 3цвета рубашек на 3цвета штанишек. Если задания выполняются успешно, то можно использовать 3предмета (рубашка, штаны, шапочка; пенал, тетрадь, азбука). Каждый предмет подбирается сначала только в двух разновидностях, а затем число разновидностей увеличивается.             Играйте с детьми в игры на составление  комбинаций и ваш ребёнок будет ориентироваться в самых разных областях.                                

Литература: Журнал «Дошкольное воспитание», 2001г.