"Формирование комбинаторных способностей."
консультация по математике (старшая группа) по теме
Формирование комбинаторных способностей-развитие мышления и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kombinatornykh_sposobnostey.docx | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование комбинаторных способностей.
Старший дошкольный возраст.
Формирование комбинаторных способностей – важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых разных областях – например, при решении математических задач, в играх (шахматах, шашках). Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности ( при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскании оборудования, материалов), а также в повседневной жизни - для того, чтобы распределить деньги на покупки; рассадить гостей за столом так, чтобы встреча прошла интересно и без конфликтов и многое другое. Комбинаторные способности включают в себя умения: - находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммуникативной и т.д.); - видеть все разнообразия возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию; - прогнозировать как можно более полно возможные эффекты и последствия комбинаций. Деятельность эта представляется весьма сложной. Но, австралийский педагог и математик Лин Инглиш сумела доказать: уже 6-7 летние дети могут находить все возможные комбинации нескольких элементов, если предложить им материал более наглядный и понятный – например, фигурки зайчат, которые нужно одеть в наряды разных цветов: майки, штаны, обувь. Игры-занятия, стимулирующее комбинаторное мышление можно организовать и в домашних условиях. Для этого нужно подготовить набор одинаковых фигурок зайчат, кукол, медвежат (вырезанных из картона или фанеры), выкройки маек, шапочек, штанишек из разноцветной бумаги на липучке. Число комбинируемых элементов одежды и число их разновидностей (в данном случае цветов) задают общее число возможных комбинаций, а значит и уровень сложности задания. Общее число комбинаций может выглядеть так: 2цвета рубашек на 2цвета штанишек на 3 цвета сапожек = 12 нарядов. Для создания комбинаций можно использовать и другой материал – разные наборы посуды. Каждый предмет подбирается в нескольких разновидностях: например, чашек -3цвета, тарелок- 4, ложек – 2. Задача: выложить как можно больше различных комплектов, состоящих из чашки, тарелки, ложки. Другой вариант комплектации – « Набор первоклассника», составленный из азбуки, несколько видов пеналов, карандашей, тетрадей. Задача: составить как можно больше различающихся наборов или выложить свой набор последним (посоревнуйтесь с ребёнком). А можно сконструировать из картонных контуров по принципу аппликации как можно больше грузовиков, отличающихся друг от друга формой, цветом, величиной, кузовом, колёсами. Начинать такие игры лучше с простых вариантов, то есть использовать только два предмета ( рубашку и штанишки, пенал и тетрадь, чашку и ложку), каждый предмет может быть только двух разновидностей. Тогда общее число возможных комбинаций, например, когда одеваем зайку, имеет 4 разных наряда: синяя рубашка, белые штаны; синяя рубашка, чёрные штаны; красная рубашка, белые штаны; красная рубашка, чёрные штаны. Потом можно перейти к более сложным упражнениям- 2цвета рубашек на 3цвета штанов; 3цвета рубашек на 3цвета штанишек. Если задания выполняются успешно, то можно использовать 3предмета (рубашка, штаны, шапочка; пенал, тетрадь, азбука). Каждый предмет подбирается сначала только в двух разновидностях, а затем число разновидностей увеличивается. Играйте с детьми в игры на составление комбинаций и ваш ребёнок будет ориентироваться в самых разных областях.
Литература: Журнал «Дошкольное воспитание», 2001г.