НОД
план-конспект занятия по математике по теме

Попова Анастасия Юрьевна

НОД по математике на тему "Поможем Зайке" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_zayke.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности: «ФЭМП»

Образовательная область «Познание».

Тема: «Поможем Зайке»

 Возрастная группа средняя

                                                      Подготовила:                                                                                    ФИО Попова АЮ,                                                                    воспитатель 2                                                                                    квалификационной категории                                                                               МДОАУ № 2г. Бузулука

2014

Тема: «Поможем Зайке»

Задачи:

  • Закреплять умение считать до  5 , соотносить цифры с чмслом в пределах 5; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
  • Упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов; в составлении закономерностей; и геометрических фигур из счётных палочек.
  • Расширять представления о частях суток их характерных особенностей. (части суток, времена года); учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2 части квадраты и прямоугольники.
  • Развивать любознательность, память, логическое мышление; интерес к математике, любовь к стихам и пению.
  • Воспитывать аккуратность при разрезании и наклеивании.
  • Вызывать желание помочь Зайке.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.

Предварительнаяработа: 
Чтение детям произведений «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Что такое хорошо, что такое плохо» В.Маяковского, «Косточка» Л.Толстого, «Волшебное слово» В.Осеевой, «Медвежонок-невежа» А. Барто.

Оборудование и материалы:

Игрушечный Зайка и Лиса, письмо, мяч, ковролин с цветами, бабочками, деревьями, листьями, силуэтами речки, ручья, птицами (одна птица из геометрических фигур), цифры, «кочки» с цифрами, нарисованный домик..

Раздаточный: геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники) двух цветов на каждого, клей, салфетки, кисточки.

Предварительная работа с детьми: Чтение сказки «Лиса и заяц»

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:, проблемная ситуация  
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: проблемная ситуация, беседа, наблюдение.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: подгруппам, ситуация выбора, индивидуальная работа, предложить схемы работы.
  4. Приемы поддержания интереса у детей:  сюрпризный момент, художественное слово, игра, физминутка
  5. Приемы оценки и самооценки: , поощрение, самоанализ.

Создание среды для организации и проведения НОД: игровая ситуация

Планируемые  результаты:

Личностные: взаимодействие со сверстниками, любознательность

Интеллектуальные: активное участие в деятельности, умение делать выводы, находить пути решения поставленных задач, самостоятельные действия.

Физические: обладание физическими качествами, развитие моторики, двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность
  6. Проявление волевых усилий
  7. Самооценка

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Чтение худ.литературы

Например,

Развивать интерес к познанию. Принимать  активное участие в деятельности

Социализация

Практические действия (наблюдение) (Т)

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа.(П)

Коммуникативная игра.(С)

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Игра «Паровозик»

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Труд

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Рассматривание , описание …...()

 

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.

Физическая культура

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы

Предварительная работа Чтение сказки  «лиса изаяц»

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

 

2. Основная часть:

Показ, комментирование

Планирование.

Обыгрывание  

Физкультурная пауза  

Игры

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

3 мин

14 мин

3 мин.

20 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Анализ

Воспитатель: Ребята, вчера вечером нам пришло письмо от Зайки. Вот оно: «Ребята, помогите! Хитрая Лиса забралась в мой домик и не хочет уходить от туда».

А утром пришёл и сам грустный Зайка. Вот он.

- Поможем ему прогнать лису из дома? (Да).

- Зайка, отдохни пока. Анна чем мы можем добраться до домика Зайки?(ответы детей)

Воспитатель: А поедем мы на паровозике. Встаём друг за другом и поехали. Игра «Паровозик»

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Показ, комментирование,  дискуссия.

Определение способа изготовления.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание Физкультурная пауза  

Игры 


- Дальше паровозу не пройти, нужно  болото перейти, перепрыгивая строго по кочкам, которые пронумерованы от 1 до 5
(дети прыгают и называют числа).

- Вот мы на поляне (дети садятся на ковре). Ульяна загадает вам загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

- Что это? (Бабочка). Правильно. Посмотрите, здесь растут цветы, летают бабочки. А бабочки любят сладкий цветочный нектар, всем ли бабочкам достанется по цветочку? (сравнить количество цветов (5) и бабочек (4). Одинаковое ли количество? (Нет) Как их уравнять? (Сорвать один цветочек или может прилететь ещё одна бабочка).

- Интересно, что нас ждет дальше? Посмотрите, на поляне есть дерево., сколько листочков на нем?(5)). Кто хочет выложить числовой ряд от 1 до 5? (Индивидуальная работа)

- Идем дальше…А кто это на дереве сидит? (птицы) Сколько?(4). Все ли они одинаковые? (одна из геометрических фигур) Каких? (треугольника, квадрата, прямоугольника, круга). Что ещё бывает похожим на эти фигуры?

- Посмотрите, здесь ещё ёлочки и яблоня растут..

- Что можно сказать про березу и ёлочки, если их сравнить? (береза высокая, а ёлочки низкие), а если сравнить речку и ручей? (речка широкая, ручей узкий).

- Давайте вспомним, какой сегодня день недели и что мы делаем в течение дня?

Физкультминутка «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

А в четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

- А что же мы ещё можем делать?

А сейчас мы с вами поиграем с мячом. А игра называется-

«Закончи предложение» (с мячом)

  • Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером)
  • Катаемся на коньках зимой, а купаемся... (летом)
  • Днём мы обедаем, а завтракаем... (утром)
  • Солнце светит днём, а луна... (ночью)
  • Весной листья распускаются, а падают с деревьев... (осенью).

Воспитатель: К Лисе мы так и не дошли, давайте выложим дорожку из геометрических фигур, которая приведёт нас к домику Зайки. Дорожка будет состоять из маленьких треугольников, квадратов, которые будут чередоваться (составить закономерность). Посмотрите, у нас есть только большие прямоугольники и квадраты, что же делать? (Согнуть квадраты по диагонали, разрезать, и получим маленькие треугольники, а прямоугольники согнуть пополам, разрезать и получим маленькие квадраты). А теперь наклеим её на свои листочки. Будьте аккуратны во время работы с клеем.

- Дорожка привела нас к домику, в котором спряталась Лиса, но дверь закрыта.Лиса откроет  нам дверь , если мы построим ей такой же домик из счётных палочек. Сколько палочек мы возьмём? (6)), из каких геометрических фигур состоит домик? (квадрата и треугольника).

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- Молодцы! Посмотрите, дверь открылась, а в домике действительно сидит Лиса. Мы ее прогнали! Скорее в обратный путь к Зайке! Поскачем по кочкам , и на паровозике приедем в детский сад и обрадуем Зайку.

- Давайте расскажем Зайке, что мы видели во время путешествия и что делали для того, чтобы Лиса ушла из его домика.

- Зайка благодарит вас и дарит вам фишки со своим изображением .

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 20 минут.

Список литературы:

  1. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. - М.: Владос, 2005
  2. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2007
  3. Новикова В.П. Математика в детском саду. 4-5 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 4-5 лет. – М.: Карапуз, 2003
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  6. Позднякова  В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. - 1996.