Математические игры.
консультация по математике (подготовительная группа) по теме

Никулина Марина Михайловна

Часть первая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

              КТО  С  КЕМ  РЯДОМ  ЖИВЁТ ?

     Если  Ваш  ребёнок  умеет  хорошо  считать,  это  ещё  не  означает,  что  он  свободно  ориентируется  в  множестве  чисел,  то  есть,  что  в  его  голове  существует  образ  числового  ряда,  где  у  каждого  числа  существует  определённое  место,  есть  "соседи",  какие - то  числа  находятся  "близко"  друг  от  друга,  а  какие - то  "далеко".

     Эта  игра  знакомит  ребёнка  с  порядком  расположения  чисел.  Важно,  чтобы  этот  порядок  был  осознан  ребёнком  как  последовательность  чисел,  расположенных  в  порядке  возрастания.  Это  заложит  надёжную  основу  для  успешного  1. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. «Просвещение» 1990г. 2. Л. Генденштейн , Е. Мадышева Энциклопедия развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет»

СОСЕДИ.

     Для  игры  понадобятся  карточки  с числами  от  1  до  10.

     Начните  с  того,  что  разложите  вместе  с  ребёнком  карточки  слева  направо  в  порядке  возрастания  чисел  и  предложите  по  очереди  называть  "соседей"  каждого  числа,  находящиеся  с  ним  рядом.  Это  легко  превращается  в  игру :  один  называет  число,  а  второй,  отвернувшись,  быстро  называет  "соседей".

     При  этом  можно  задавать  вопросы   типа :  "Какой  общий  сосед  у  чисел  5  и  7 ? - тут  над  вопросом  надо  подумать !

   

     Если  ответ  правильный,  то отвечавший  получает  очко.  Если  нет - очко  получает  тот,  кто  задавал  вопрос.

     Разыгравшись,  можно  усложнить  игру.  Например,  ответ  надо  дать  в  течение  10  секунд.  Это  сделает  игру  более  азартной. 

РАЗЛОЖИ   ПО   ПОРЯДКУ.

     Следующий  этап  игры - раскладывание  карточек  по  порядку  "на  время".  

     Первый  игрок  тщательно  перемешивает  карточки,  лежащие  на  столе  "лицом"  вниз,  и  обращается  ко  второму  игроку  со  словами : "За  какое  время  ты  сможешь  разложить  карточки  по  порядку ?"

     Второй  игрок  называет  необходимое  время  и  на  счёт  "Раз,  два,  три !"  приступает  к  выполнению  задания.  

     Затем  карточки  перемешиваются  снова,  и  за  такое  же  время  пытается  их  упорядочить  первый  игрок.   Если  оба  справляются  с  заданием,  объявляется  "ничья".  Если  справляется  кто - то  один,  он  получает  очко.

     Благодаря  таким  правилам,  ребёнок  будет  называть  каждый  раз  более  короткий  промежуток  времени,  надеясь,  что  он  успеет  выполнить  задание,  а  Вы - нет!  Чтобы  в  какой - то  степени  уравнять  Ваши  шансы  с  шансами  ребёнка,  можно  договориться,  что  Вы  берёте  себе  вдвое  или  втрое  меньше  времени,  чем  ребёнок.

               ОСТАВЬТЕ   МЕСТО.

     В  начале  игры,  раскладывая  карточки,  ребёнок  первым  делом  ищет  "1".  Найдя  эту  карточку  и  положив её  на  стол,  он  начинает искать  "2".  И  если  при  этом  ему  попадается  "3"  или  "4",  он,  скорее  всего,  отложит  их  в  сторону.

     Когда  наступит  Ваша  очередь,  продемонстрируйте  ребёнку  более  эффективный  способ  выкладывания  карточек.  Ведь  совсем  не  обязательно  начинать  с  поиска  "1".  Можно  начать с  той  карточки,  которая  попалась  первой.  Пусть  это,  например,  "4". Положим  её  на  середину  стола  и  берём  следующую  карточку.  Если  число  на  ней  больше  четырёх,  кладём  её  справа  от  карточки  "4",  если  меньше - слева,  на   некотором  расстоянии.  Например,  между  карточками  с  "4"  и  "2"  должна  в  дальнейшем  поместиться  одна  карточка  с  "3",  а  между  карточками  с  "4"  и  "7"  две  карточки  с  "5"  и  "6".  Вот  тут - то  и  пригодятся  навыки,  приобретённые  при  игре  в  "соседей".

     Раздавая  карточки  таким  способом,  ребёнок  хорошо  представит  себе  порядок  расположения  чисел :  насколько  "далеко"  отстоят  одни  числа  от  других,  то  есть,  сколько  чисел  их  разделяет.

     Не  менее  полезно  раскладывать  карточки  в  порядке  убывания  чисел.  Это  пригодится  потом  при  овладении  вычитанием.

             ЧИСЛОВЫЕ   ПРЯТКИ.

 

     Разложите  вместе  с  ребёнком  на  столе  карточки  в  произвольном  порядке.  Предложите  сначала  найти  глазами  и  показать  пальцем,  не  касаясь  карточек,  все  числа  от  "1"  до  "10".  А  теперь  поиграйте  друг  с  другом  в  своеобразные  "прятки".   Один  из  вас  отворачивается,  а  другой  раскладывает  в  произвольном  порядке  все  карточки,  кроме  одной,  которую  он  прячет.  Тот,  кто  отворачивался,  должен  посмотреть  на  разложенные  карточки  и  как  можно  быстрее  сказать,  какой  карточки  не  хватает.

     Играя  с  ребёнком,  не  забывайте,  что  у  Вас  тоже  не  всё  может  получаться  быстро  и  сразу.  

     Эта  игра  полезна  тем,  что,  отыскивая  недостающую  карточку,  ребёнок  многократно  повторяет  в  уме  или  нашёптывает  числовой  ряд,  привыкая  к  порядку  чисел.  

           

Литература:

  1. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. «Просвещение» 1990г.

    2. Л. Генденштейн , Е. Мадышева  Энциклопедия       развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...