Раз минутка... два минутка...
проект по математике (старшая группа) по теме

Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kovenkovoy_e.v.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного вида "Детский сад №17 г.Йошкар-Олы  "Ивушка"

Раз минутка... два минутка...

Проект для детей подготовительной к школе группы

по развитию чувства времени 

Проверено:                                                          Разработала и реализовала:

                                                                                   Ковенкова Е.В., воспитатель

Йошкар-Ола

2013

Актуальность.

Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще сохранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и активность значительно повышаются, предпринимаемые действия отличаются последовательностью и обдуманностью.

Много  дополнительных трудностей приходиться преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени. Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо учиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность(чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Возник вопрос: может ли игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста как качества личности? Решение данной проблемы обусловило выбор темы проекта: «Развитие у детей чувства времени».

Цель проекта:

Формирование представлений детей о времени.

Задачи проекта:

  1. Знакомство с часами.
  2. Формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.
  3. Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно по времени планировать деятельность.
  4. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
  5. Стимулировать познавательную активность, создавая условия для исследовательской деятельности.
  6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Объект проекта: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 

Участники проекта: педагоги-руководители проекта, дети подготовительной к школе группы МБДОУ "Детский сад №17"Ивушка" и их родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский;

По количеству участников: групповой;

По контингенту: дети 6-7 лет;

По направленности: межпредметный (интеграция образовательных областей: художественное творчество, чтение художественной литературы, познание)

Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь 2013 г.

Гипотеза: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если проводить целенаправленное развитие чувства времени не только на специально организованных занятиях, но и обеспечить включение детей в различные виды игровой деятельности. 

Технология реализации проекта.

1 этап – подготовительный

Составление плана работы.

Подбор материала и литературы по теме проекта.

Планирование работы с детьми и родителями.

Диагностическое обследование детей.

2 этап – основной

Накопление знаний и умений в организованных видах детской деятельности. 3 этап – заключительный

Мониторинг.

Оформление методических рекомендаций по теме.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия

Ответственные

1-2 неделя сентябрь 2013

Изучение методической литературы

Ковенкова Е.В.

1-2 неделя сентябрь 2013

Подбор демонстрационного материала, художественной литературы по теме.

Ковенкова Е.В.

2 неделя сентябрь 2013

Разработка заданий для диагностического обследования детей по теме

Ковенкова Е.В.

3-4 неделя сентябрь 2013

Выявление знаний детей по теме.

Ковенкова Е.В.

3-4 неделя сентябрь 2013

Составление перспективного плана работы с детьми.

Ковенкова Е.В.

3-4 неделя сентябрь 2013

Подбор и изготовление игрового материала

Ковенкова Е.В.

3-4 неделя сентябрь 2013

Оформление консультации для родителей.

Ковенкова Е.В.

4 неделя сентябрь 2013

Составление презентации.

II  Основной этап.

Дата

Мероприятия

Ответственные

1 неделя   октябрь 2013

Беседа "Что такое часы"

Ковенкова Е.В.

2 неделя октябрь 2013

Беседа "для чего нужны часы"

Ковенкова Е.В.

4 неделя октябрь 2013

Занятие "Путешествие в царство часов"

Ковенкова Е.В.

2 неделя ноябрь 2013

Беседа "Какие бывают часы"

Ковенкова Е.В.

3 неделя ноябрь 2013

Беседа "Время и мы"

Ковенкова Е.В.

4 неделя ноябрь 2013

Игра-путешествие в прошлое часов

Ковенкова Е.В.

3 неделя октябрь 2013

Дидактическая игра "Машенькин день"

Ковенкова Е.В.

4 неделя октябрь 2013

Дидактическая игра "Почини часы"

Ковенкова Е.В.

1 неделя ноябрь 2013

Дидактическая игра "Наш день"

Ковенкова Е.В.

3 неделя ноябрь 2013

Дидактическая игра «Который час?»

Ковенкова Е.В.

4 неделя ноябрь 2013

Игра «Заколдованный путник»

Ковенкова Е.В.

Ноябрь   2013

Консультация для родителей «Развитие у детей чувства времени»

Ковенкова Е.В.

1 неделя октябрь 2013

Чтение Т.И.Ерофеева» В гостях у гнома-часовщика»

Ковенкова Е.В.

3 неделя октябрь 2013

Чтение И. Мельников «Про часы и о часах»

Ковенкова Е.В.

1 неделя декабрь 2013

Чтение В.Садовский «Тик-так»

Ковенкова Е.В.

1 неделя ноябрь 2013

Чтение стихов: Вольт Суслов «Который час», Й. Змай «Часы», С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем».

Ковенкова Е.В.

2 неделя

ноябрь 2013

Чтение Т.И.Ерофеев «Кукушка в часах», «Девочка и время»

Ковенкова Е.В.

3 неделя ноябрь 2013

Просмотр презентации «Часы – наши друзья»

Ковенкова Е.В.

III  Заключительный этап

Декабрь

Выявление полученных знаний у детей

Ковенкова Е.В.

Декабрь

Фиксирование результатов полученных знаний (сводная таблица, диаграммы)

Ковенкова Е.В.

Декабрь

оформление выставки  «Макет часов»

Ковенкова Е.В.

Декабрь

Оформить выставку рисунков и альбом «Часы прошлого и настоящего»

Ковенкова Е.В.

разработка методических рекомендаций

Оценка результатов проекта:

Для оценки результативности проекта были разработано задание по диагностическому обследованию детей 6-7 лет с опорой на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

Диагностическое  обследование детей:

Перед проведением задания мы познакомили детей с приборами, которыми можно измерять время – механическими и песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого было дано задание.

Задание «Танец листьев»

Детям предлагается в течение одной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок двигался в течение  1 минуты.

2 балла -  ребенок завершил движение во временном промежутке от 50 секунд  до 1 мин. 05 сек.

1 балл – ребенок завершил движение во временном промежутке до 50 сек. и после 1 мин. 05 сек.  

Таблица 1. Сформированность у дошкольников чувства времени.

Время

1 минута

Высокий

уровень

50сек.;

1мин. 05 сек.

Средний

уровень

Меньше 50 сек.;

Больше 1 мин.05 сек

Низкий

уровень

Начало проекта

35%

65%

Конец проекта

70%

30%

Диаграмма 1. Сформированность у дошкольников чувства времени.

В начальном этапе проектной деятельности у дошкольников отсутствовали знания об истории часов, не умели определять время по часам,   и не чувствовали временных отрезков.

Итоговая диагностика показала эффективность проделанной работы: дети стали проявлять повышенный интерес к определению времени по часам, охотно выполняли задания по временным отрезкам, самостоятельно оценивали временные промежутки, научились выполнять работу приблизительно в рамках указанного времени, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. Этому способствовало поиск эффективных форм и методов работы с детьми в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Как видим, в процессе любого занятия есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени, дети приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе.

Итоги проекта:

  • Формирование у детей знаний о времени и приборах определяющих его.
  • Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
  • Планирование ребенком своей деятельности во времени способствует становлению у него таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность.
  • Модернизация педагогического процесса путем внедрения новых форм работы.
  • Определение способов вовлечения родителей  в жизнь группы и в образовательную работу.
  • Сближение родителей и педагогов вокруг повышения познавательных интересов  детей, вовлечение членов семьи в жизнь ребенка в детском саду.
  • Повышение статуса воспитательно-образовательной деятельности воспитателя в группе.

Дальнейшие перспективы реализации проекта:

Создание мини-музея часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

«Весёлые минутки или минутки здоровья»

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...

Весёлые минутки или минутки здоровья

laquo;Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым»....

Инновационные формы здоровьесбережения Минутки шалости Минутки тишины

Инновационные формы здоровьесбережения«Минутки шалости», «Минутки тишины»...

Развитие музыкальных способностей детей в детском саду через такие формы работы как: «Минутка тишины», «Минутка шалости»

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Приобщение детей к искусству, следует начинать с самого раннего возраста. Не отрывая детей от ...