Математические игры
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме
Развитие математических представлений и математической речи с использованием занимательного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие математических представлений с использованием занимательного материала
Старший возраст
Образовательные задачи
- Углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур.
- Развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
- Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
- Развитие личности ребенка через активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстнику в случае необходимости.
- Развивать мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные способности
- Свободно общаться со взрослыми по поводу игр и заданий.
- Продолжать формировать произвольное внимание.
- Развивать образное и элементы логического мышления.
Коррекционные задачи
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие осязательного восприятии
- Развитие слухового восприятия
- Развитие мелкой моторики
- Развитие ориентировки в пространстве
- Активизация зрительных функций
Месяц | Название игры | Цель | Словарь |
Сентябрь | «Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире. | Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни. |
«Одно свойство» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. | Свойство, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, большой, маленький, средний, размер, цвет, разные, одинаковые, похожие, объясни, сравни, красный, синий, зеленый, желтый, разложи, свойство, очередность. | |
Лабиринты «Веселые палочки» | Учить детей ориентироваться в пространстве, формировать прослеживающие функции глаз. Учить выкладывать из палочек контурные, символические изображения предметов и геометрических фигур. Учить ориентироваться по схеме. | Справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, между Треугольный, квадратный, прямоугольный, выложи, счетные палочки, схема, изображение, посчитай, | |
Октябрь | «Найди различия» «Волшебные фигуры» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | Квадрат, часть, цвет, целое, сложи, собери, подбери, вариант, придумай. |
Лабиринты | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа.. Развитие внимания, памяти. | На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, рассмотри, сравни, объясни, найди, различия, где. | |
«Веселый художник» | Ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, глазомера. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги, проследи, нарисуй, обведи, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, круг, трафарет. | |
Ноябрь | «На что это похоже?» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. | Круг, части, схема, посмотри, разгляди, сложи, сравни, подумай, объясни, квадрат, силуэт, контур, изображение, придумай. |
«Кто мы?» «Подбери по смыслу» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Ориентировка на листе бумаге. | рассмотри, сравни, лист, центральный квадрат, левый центральный квадрат, правый центральный квадрат, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, проследи, | |
« Найди фигуру» «Назови предмет определенной формы» «Одинаковые фигуры» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. | Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни., продолжи. | |
Декабрь | «Домино», «Лото» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных способностей. | Квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг, составь, посмотри, наложить, сравни, объясни, собери. |
«Часть и форма» | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывать свои варианты. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | Резинка, фигурки, дощечка, гвоздик, силуэт, схема, рассмотри, сравни, одень, придумай, назови, | |
«Собери фигуру» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов. | Часть, целое, сравни, подбери, рассмотри, объясни, сложи. | |
Январь | «Подбери узор» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. | схема, собери, рассмотри, придумай. |
«Назови различия» | Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. | Сложи, различия, объясни, узор, придумай. | |
«Будем считать» | Учить количественному и порядковому счету предметов. | Посчитай, на каком месте, какой по счету, сколько всего | |
Февраль | «Части суток» | Учить узнавать и называть части суток, называть последующую и предыдущую часть суток | День, вечер, ночь, утро, части суток, назови последовательно, какая часть суток следует.., какая часть суток была перед.. |
«Учимся сравнивать» | Учить сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения. | Выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, сравни, наложи, приложи, закончилось, выступает | |
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» | учить ориентироваться в групповой комнате, двигаться в заданном направлении | Найди игрушку, повернись, встань, слева, справа, сзади, впереди, вверху, | |
«Найди схему» | Учить детей читать схемы, находить к схеме соответствующую картинку, развивать ориентировку в пространстве | Найди, схема, назови, расскажи, где расположено | |
Март | «Волшебная мозаика» | Упражнять детей в умении выкладывать узоры из мозаики по схеме. Закреплять основные цвета. Развивать ориентировку в пространстве. | Цвет, форма, сколько фишек, выложи, посчитай |
«Узнай на ощупь» | Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры | Угадай на ощупь, назови, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал | |
«Чем похожи и чем различаются» | Учить сравнивать предметы, выделяя основные свойства – цвет, форму, величину | Сравни, назови, форма, цвет, размер | |
Апрель | «Разрезные картинки» | Учить детей складывать целое из частей. Развивать ориентировку в пространстве картинки. | Найди, сложи, расскажи |
«Кто знает, пусть дальше считает» | Закреплять счет в обратном направлении | Сколько, посчитай назад, продолжи | |
«Копирование и зарисовка геометрических фигур» | Учить обводить геометрические фигуры через кальку, закреплять количественный счет | Обведи, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, сколько, посчитай | |
«Когда это было» | Закреплять представления о частях суток, определять их последовательность, называть действия людей в разные части суток | Части суток, ночь, день, вечер, утро, назови, вчера, сегодня, завтра | |
Май | «Чудесный мешочек» | Закреплять умение узнавать на ощупь геометрические фигуры Учить находить на ощупь предмет определенной формы | Угадай на ощупь, назови, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, форма, предмет |
Лабиринты | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа.. Развитие внимания, памяти. | На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, рассмотри, сравни, объясни, найди, различия, где. | |
«Веселые палочки» | Учить выкладывать из палочек контурные, символические изображения предметов и геометрических фигур. Учить ориентироваться по схеме. | . Справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, между Треугольный, квадратный, прямоугольный, выложи, счетные палочки, схема, изображение, посчитай, | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»
Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное...
: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»
Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...