Методическая разработка по математике
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

Цилипоткина Зоя Николаевна

 Мой подход к работе с детьми младшего  возраста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение их добывать эти знания самостоятельно. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Поэтому большое внимание уделяется самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию. Моя цель состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогощающие развитие детей.  Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнидеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой подход к работе с детьми младшего возраста

(из опыта работы)

 Воспитатель  Цилипоткина З.Н. ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» д/с «Колосок» с. Кинель-Черкассы Самарской области.

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно. Для этого в группе  разработана  развивающая среда. Образовательная среда  ориентирована на индивидуальные интересы и потребности детей и может меняться вслед за изменениями их интересов и потребностей в развитии. Эти изменения не означают отказа от формирования целостной системы знаний, умений и навыков воспитанников, они направлены на максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию самостоятельности и активности детей,  как в учебной, так и во вне учебной деятельности.                                                                                              Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Поэтому большое внимание уделяю самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию.                  Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувство, первые радости и огорчения стали предметом пристального внимания. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действия, непременно  поощряется. От этого ребенок испытывает эмоциональное удовлетворение. Для этого я организую, деятельность детей таким образом, чтобы они могли подтвердить и развить свой успех. Успех в данном случае определяется не столько конечным результатом, сколько стремлением ребенка научиться чему-то новому, самоутвердиться.                                                                           Поэтому как метод наглядности здесь используется,  пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют.                                                                                                                  Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, мы  может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры.                                   Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Подход к маленькому ребенку как единому целому является главным моим принципом. Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка,  используя дифференцированный подход.                                                                                                                                                  В работе с детьми дошкольного возраста очень важен выбор методов  обучения. Словесный метод при этом выступает как один из  ведущих, поскольку дает возможность сформировать у детей  знания, выходящие за пределы их опыта. Так словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и другой деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в работе с дошкольниками. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращать его внимание на то, что он недостаточно осознает.  В результате знания детей становятся четче, осмысление.                                           В своей работе с детьми, начиная с младшего возраста, я использую проектную деятельность. Этот метод удачно вписался в систему   работы  с дошкольниками.                                       Первым проектом, которым увлеклись и взрослые и дети был «Овощи». Этот проект долгосрочный, так как при переходе из группы в группу менялись воспитательные и образовательные задачи, и проект продолжает свою жизнь. Он пополняется новым материалов  в соответствии с возрастом детей. Работа по этому проекту  продолжается и закончится в подготовительной группе. Были разработаны и многие другие проекты: «Здравствуй, дерево», «Цветы», «Вода».  Все эти проекты объединены одной целью – знакомить детей с природой родного края, формировать экологически – осознанное отношение к природе. Работа  по проекту «Путешествие в лес» осуществляется в форме ролевой игры. Ценность проекта в том, что дети играют вместе со взрослыми. Через игру получают новые знания, представления о предметах, животных, растениях, а это очень важно для мировоззрения ребенка. Приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит выполнение поставленной цели.                                                                                                                                                                   Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественно - научными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, игры с игрушками-аналогами, литературными персонажами, игры-путешествия, театрализованные игры. Включение элементов сюжетно – ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Работу в рамках проекта проводим регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт  всех педагогов и воспитанников, по проекту.

Работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь нам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.                                                                                                                                                    Работая по проектам, я заметила, что дети  испытывают недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой воспринимают окружающий мир однобоко.  Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальным объектом – главное назначение сенсорного уголка  в нашей группе. Сенсорный уголок предназначен:

-для стимуляции сенсорных  функций (зрения, осязания, слуха, обоняния);

- развитие мелкой моторики;

- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

- активизации когнитивных процессов (мыщления, внимания, восприятия, памяти);

- повышения мотивации в самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Моя цель  состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.  Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы по требованиям ФГТ                                                                                                                 Тема: «Шар 

Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Формировать умение увеличивать множество путём прибавления.

Задачи:                                                                                                                                             1.Образовательная:                                                                                                                                                         - формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.                                                                                                                         - формировать умения увеличивать множество путём прибавления                                                                                                                                     2.   Развивающая:                                                                                                                                              - развивать пространственные отношения: справа, слева.                                                                                                          - вариативного мышления и творческих способностей ребенка                                                       1. Воспитательная:                                                                                                                                                           - воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Методы на занятии:                                                                                                                                  1.Игровой:                                                                                                                                       2. Практический:                                                                                                                                                        - продуктивные виды деятельности (лепка);                                                                                                 - сравнение                                                                                                                                                                    - обследование                                                                                                                                     3. Наглядный:                                                                                                                                                        - показ;                                                                                                                                                                                - использование моделей (шар);                                                                                                                                                  4.Словесный:                                                                                                                                       - словесные  игры                                                                                                                                               - беседа;                                                                                                                                                 пояснение; вопросы.

Материал к занятию:                                                                                                                Демонстрационный:                                                                                                                                  Шар, геометрические фигуры желтого, красного и синего цвета, диаметр которых равен диаметру шара; желтый треугольник, желтый квадрат и желтый прямоугольник примерно такого же размера; предметы разной формы, среди которых есть шарообразные.                       Раздаточный:                                                                                                                                     Пластилин, лист бумаги и карандаш, шары двух размеров и разных цветов.

Логика образовательной деятельности

  1. Постановка мотивации.                                                                                                               Дети сидят за столами. У каждого - кусочек пластилина желтого или белого цвета, дощечка. Воспитатель предлагает детям вспом нить сказку «Колобок»:                                                                   О чем эта сказка? Чем закончилась? Как помочь дедушке и бабушке?                                                                                                                                - Давайте испечем бабушке и дедушке другой колобок.                                                                                                                                             Дети катают шарики. У воспитателя пластилина много, и получается шарик побольше (d=4 см).

2. Введение нового материала                                                                                                                          -Какие красивые колобки получились. Такие колобки, иначе называют шары. Интересно, а могут они катиться так же, как колобок из сказки? (Дети показывают).                                           - Скажите, а как вы думаете,  почему ваш шар может катиться? (потому что круглый). Правильно, а у него есть углы, как у куба? Ему что-нибудь мешает катиться? Значит, шар не имеет чего?                                                                                                                                                  - Чем ваши шары отличаются от моего? (Маленькие и большой.)

3. Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.                                       - Посмотрите на шар сверху. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру он похож? (круг).                                                                                                                                                 - У вас на подносах разные геометрические фигуры. Найдите и покажите, на какую геометрическую фигуру похож шар.                                                                                                                                                        Дети подходят к другому столу, на котором лежат мяч, яблоко, апельсин, , книга, стакан, кубик, коробка из-под конфет. Воспитатель предлагает найти предметы шарообразной формы.                                                                                                                            Сколько мячей? (Один.)                                                                                                                         Сколько фруктов? (Два.)                                                                                                                            Какие еще предметы окружающей обстановки имеют форму шара?

4.Физкультминутка.                                                                                                                            Дети прыгают, изображая мячи:                                                                                                            Мой веселый, звонкий мяч,                                                                                                            Ты куда помчался вскачь?                                                                                                                 Красный, желтый, голубой –                                                                                                                  Не угнаться за тобой!

5. Формирование пространственных отношений: справа, слева.

Дети садятся на ковер. Перед каждым из них мячи двух размеров и разных цветов (например, красный и зеленый).

  1. Возьмите большой красный шар в правую руку.
  2. Сколько каждый взял шаров? (Один.)
  3. Сколько еще надо взять, чтобы было два? (Еще один.)
  4. Возьмите маленький зеленый шар в левую руку. Сколько у каждого шаров? (Два.)
  5. В какой руке большой шар? Зеленый шар? Маленький шар?
    Красный шар?
  6. Какой шар в правой руке? В левой?

В ходе занятия предполагается коррекционная работа:                                                                                     6.Итог                                                                                                                                                - Что делали на занятии?                                                                                                                                               - Что у нас получилось?                                                                                                                                     - Что было самым интересным?                                                                                                                                     - В чём вы затруднялись?                                                                                                                     - А что было для вас лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по математике

В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)...

Методическая разработка по математике

Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН для детей старшего дошкольного возрастацели:1....

методическая разработка по математике Тема: "Стоит в поле теремок"

Цели: закреплять цвета, развивать внимание, память, фантазию. Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять ...

Методическая разработка по математике "Чудо-дерево"

Программное содержание:                   1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.2. Продолжать учить ра...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Методическая разработка по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну "Математика"

Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут...