ИГРЫ
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Логические и развивающие игры
Игры для детей 5–6 лет
Что будет, если…
В этой игре взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы могут быть такими:
– Что будет, если ты встанешь ногами в лужу?
– Что будет, если в ванну с водой упадет полотенце? Палка? Мячик? Щенок? Камень?
– Что будет, если дотронуться рукой до кактуса?
После этого можно поменяться ролями: ребенок будет задавать вопросы, а взрослый отвечать на них.
История про игрушку
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Он выходит на 3–5 минут из комнаты. В его отсутствие ведущий и дети придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем выступает одна из игрушек.
Все игрушки расставляются на столах и стульях, затем приглашается водящий. Дети по очереди рассказывают ему придуманную историю, не называя при этом главного персонажа, а заменяя его название местоимениями «он» или «она». История рассказывается в течение 5 минут. После этого водящий, показывает на ту игрушку, которая, как ему кажется, является главным персонажем истории. Если он угадал, выбирается новый водящий и игра продолжается. Если ответ неправильный, дети дополняют рассказанную историю, добавляя новые детали, помогая тем самым ответить водящему верно.
Что пропало?
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Водящий выходит из комнаты, а оставшиеся игроки садятся в круг и кладут на стоящий в центре круга стул по одному предмету. Водящего приглашают в комнату. Он внимательно смотрит на предметы в течение 10 секунд. Затем отворачивается, а игроки забирают один из предметов. Водящий опять поворачивается к стулу и называет исчезнувший предмет. Если он называет его правильно, то новым водящим становится хозяин вещи.
Поезд
Для игры понадобится 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка будет отдельным вагончиком, и все картинки должны быть разными. Поезд нужно сделать один, но вместе и по очереди. Для этого каждый из участников берет по 5 картинок. Взрослый сообщает ребенку: «Сейчас мы будем строить поезд из картинок-вагончиков. Я кладу первую картинку – это паровоз. Потом ты кладешь свою, и так будем класть по очереди.
Но у настоящего поезда вагончики друг с другом соединены, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Но как это сделать? А вот как.
Кладем картинку, на которой нарисована тарелка. За ней можно положить любую картинку, например, на которой нарисована кастрюля. Мы скрепили картинки с тарелкой и кастрюлей потому, что и тарелка, и кастрюля – посуда. После картинки с кастрюлей кладем картинку, на которой нарисована лейка. Мы скрепили их потому, что они сделаны из одинакового материала – металла. А теперь кладем картинку с машиной, в которой возят воду (поливальная машина). Мы скрепили картинки с лейкой и поливальной машиной потому, что и в лейку, и в поливальную машину набирают воду и поливают. А теперь мы по очереди будем класть свои вагончики-картинки и объяснять, почему скрепили их именно так».
Картинки можно выкладывать в произвольном порядке. Главное, чтобы ребенок аргументированно объяснял свое скрепление. Когда поезд будет готов, нужно проверить вместе с ребенком, надежно ли скреплены вагоны. Игру можно продолжать с этими же картинки, а можно добавлять новые.
Измерение
В этой игре ребенку предлагается ответить на вопросы, представленные ниже.
Как и чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, бревно, жилой дом, твой рост, высоту стены до потолка, машину, карандаш, дорогу от дома до детского сада (школы)?. Расскажи, как бы ты стал измерять эти объекты.
Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный торт: муку, соль, ванилин, молоко, сахар, какао, масло? Сколько бы ты взял каждого продукта для одного торта? А если бы ты хотел приготовить этот торт для большого-большого великана, чем бы ты стал отмерять продукты? Сколько бы тогда ты взял каждого продукта? В какой посуде ты бы готовил?
Что внутри?
Ведущий называет предмет или место, а дети в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например:
– шкаф – платье;
– дом – стул;
– холодильник – молоко;
– пузырек – лекарство;
– кастрюля – борщ;
– улей – пчелы;
– нора – лиса;
– дупло – белка;
– корабль – капитан;
– троллейбус – пассажиры;
– больница – врачи;
– магазин – покупатели;
– книга – буквы;
– фантик – конфета;
– ручка – чернила.
В чем разница?
Даны предметы: шкаф, компьютер, книга, кроссовки, рюкзак, автомобиль. Чем каждый из этих предметов отличается от магнитофона, кошки, кастрюли, карандаша, холодильника, птицы?
Ребенку нужно найти как можно больше отличий.
Например: шкаф – большой, нужен для хранения вещей, не нуждается в электричестве; магнитофон – маленький, вещи в нем не хранят, нуждается в электричестве.
Теперь ведущий предлагает ребенку найти общие признаки предметов, о которых только что говорили. Например: шкаф и магнитофон – предметы домашнего обихода, темные, тяжелые, гладкие и т. д.
Ребенок может находить общие признаки, рассматривая эти предметы, трогая руками и т. д.
Назовем месяцы по-новому
В этой игре ребенок вместе со взрослым придумывает новые названия двенадцати месяцам календаря.
После этого ребенок объясняет, почему именно такие названия были придуманы.
Наоборот
Ведущий задает вопросы, которые требуют однозначного ответа: «да» или «нет». Ребенок должен ответить на вопрос словом и кивком или покачиванием головы. При этом слову «да» соответствует отрицательное покачивание головой, а слову «нет» – утвердительный кивок.
Игры на развитие математических способностей и логического мышления
Снеговики
Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок 2 и найти, чем отличаются снеговики друг от друга.
Играют двое, победителем считается тот, кто найдет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь одно различие, затем предоставляется слово второму и т. д.
Игра «Снеговики»
Игра завершена, когда кто-то не сможет найти новое различие, ранее не названное.
Начать можно так:
«Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках…
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них —
Он понять не может.
А теперь внимательно посмотри на рисунок и расскажи, чем один снеговик отличается от другого».
Матрешки
Это более сложный вариант предыдущего упражнения. Ребенку нужно внимательно рассмотреть рисунки (рис. 3) и найти различия между матрешками. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, можно ему помочь, задавая вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки, глазки, ручки?
Светофор
Эта игра предполагает знание основ правил дорожного движения. Для игры понадобятся красные, желтые и зеленые круги, машины, фигурки детей. Игра состоит из нескольких этапов.
Первый этап
Один из играющих устанавливает определенные цвета светофоров (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машины и фигурки детей, идущих в разных направлениях (рис. 7).
Второй этап
Второй игрок проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения.
Третий этап
Игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофоров и положением машин и пешеходов.
Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
Бывает – не бывает
Для этой игры понадобится мяч.
В игре участвуют взрослый и ребенок. Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Задачей ребенка является поймать мяч, если названная ситуация бывает, и отбить мяч, если – нет. Предлагаемые ситуации могут быть самыми различными, например: собака хочет гулять, автомобиль летит по небу, почтальон принес письмо, стеклянные книги и т. п.
Назови слова
В этой игре взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-нибудь понятие. Например, ребенок должен назвать слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, домашних животных, наземный транспорт, воздушный транспорт и т. п.
Что без чего или кого не обойдется?
Эта игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки.
В начале игры взрослый произносит название какого-нибудь предмета или явления и зачитывает ряд слов, из которых ребенку нужно выбрать только два самых важных, без чего данный предмет или явление не может обойтись.
Например, дано слово сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, забор, земля, лопата, собака, урожай. Без чего не может быть сада? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника, забора, урожая, земли…? Почему?
Задания к игре могут быть следующими:
– река (берег, рыба, тина, лягушки, вода, рыбак);
– ботинки (подошва, шнурки, каблук, молния);
– город (машины, здания, улица, люди, велосипед);
– игра (игроки, шашки, правила, карты, считалка);
– школа (учитель, стулья, книги, тетради, ученики, столы).
Что на что похоже?
С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать свойства предметов и усваивают значение таких понятий, как высота, ширина и длина.
В игре вопросы сначала задает взрослый, а ребенок на них отвечает. Затем ребенку дается возможность проявить себя, задавая вопросы взрослому.
Вопросы могут быть такими:
– Что бывает высоким?
– Что бывает длинным?
– Что бывает коротким?
– Что бывает широким?
– Что бывает узким?
– Что бывает круглым?
– Что бывает квадратным?
На вопрос «Что бывает высоким?» ребенок может ответить, что дерево, столб, дом, телебашня и т. п. Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом, столб или телебашня.
В игру могут включаться самые разные понятия, например: что бывает пушистым, твердым, холодным, острым, белым, черным, полезным и т. д.
Дорисуй картинку
Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 16, на бумагу в клеточку.
Инструкция ребенку: художник успел нарисовать только одну часть картинки. Закончи рисунок за него. Ты должен (должна) помнить, что вторая половинка должна быть точно такой же, как первая.
Профессии
Для этой игры понадобятся картинки с изображением разных профессий, инструментов и орудий труда.
Игра проводится в 4 этапа.
1– й этап
Взрослый показывает картинки и задает ребенку следующие вопросы:
– Кто лечит больных?
– Кто учит детей в школе?
– Кто шьет костюмы?
– Кто готовит обед?
– Кто разносит письма и газеты? Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и подбирает нужные картинки.
2– й этап
Взрослый дает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:
– Что делает дворник?
– Что делает маляр?
– Что делает учитель?
– Что делает парикмахер?
– Что делает художник?
– Что делает писатель?
– Что делает шофер?
Ребенок отвечает и подбирает нужные картинки.
3– й этап
Взрослый придумывает загадки, а ребенок их отгадывает. Например: «Этот человек выращивает растения, у него есть лопата и грабли». Ответ: садовник.
4– й этап
Взрослый показывает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:
– Что нужно почтальону?
– Что нужно парикмахеру?
– Что нужно повару?
– Что нужно садовнику?
– Что нужно художнику?
– Что нужно шоферу?
– Кому нужны ножницы?
– Кому нужна иголка?
– Кому нужен автомобиль?
– Кому нужен половник?
– Кому нужен шприц?
Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и выбирает нужные картинки.
Любопытный мячик
Для этой игры понадобится мяч.
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет любое качество (цвет, вкус, форму) предмета.
Ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать любой предмет, обладающий таким качеством.
Разбери картинки
Для этой игры понадобится набор картинок с изображением различных предметов.
Игрокам выдается набор картинок. Ведущий просит рассмотреть картинки и разложить их на группы, то есть так, чтобы картинки одной группы подходили друг к другу по смыслу.
Найди лишнюю картинку
Для этой игры понадобятся карточки с изображением предметов.
Взрослый выкладывает перед ребенком 3 карточки, относящиеся к одной смысловой группе, и 4-ю карточку из другой группы. Ребенок должен найти лишнюю картинку. Задания могут быть такими: фрукты и овощ, 3 машины и самолет, 3 диких животных и одно домашнее, вилка, ложка, нож и швабра и т. д.
.
Что спрятано в коробке?
Для этой игры понадобится картонная коробка, платок и любые предметы.
В коробку складываются различные предметы: кубики, карандаши, – хорошо знакомые ребенку. Сверху коробка накрывается платком. Ребенок берет на ощупь какой-нибудь предмет и пытается угадать, что это такое.
Опиши предмет
Это коллективная игра.
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий.
Он должен загадать какой-нибудь знакомый предмет и рассказать о нем, при этом нужно правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, широко используя свою лексику.
Например, описывая предметы мебели, фрукты, овощи, домашних и диких животных и т. д.
Дети должны отгадать предмет по описанию водящего:
– дикое животное, живет в лесу, большое, любит мед;
– дикое животное, рыжее, с большим пушистым хвостом;
– домашнее животное, любит грызть кости, лает;
– транспорт, большой, тяжелый, с крыльями;
– овощ красного цвета, круглый, его можно положить в салат или борщ;
– очень вкусная, сладкая, завернута в фантик. Ребенок, первым понявший, о чем идет речь в задаваемом в опросе, получает очко.
В конце игры взрослый подводит итоги: называет самого догадливого игрока и водящего, задавшего самые лучшие вопросы.
Загадки
Ничто так хорошо не развивает логическое мышление ребенка, как загадки. Веселее всего играть в загадки с группой детей.
Поле не мерено,
Овцы не считаны,
Пастух рогат.(Небо, звезды, месяц)
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.(Туча)
Мостится мост без досок,
Без топора, без клина.(Лед)
Летит – жужжит.
Как сядет – молчит.(Пчела)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.(Гнездо)
Не крапива, а жжется,
Не солнце, а печет.(Кухонная плита)
Два сына, два отца
Поделили три яйца.
Как поделили,
что ни одного не разбили?(Три яйца делили дед, отец и сын)
У семерых братьев по одной сестрице.
Много ли сестриц?(Одна)
С виду клин,
Развернешь – блин.(Зонт)
Не человек, а рассказывает,
Не рубаха, а сшита.(Книга)
Четыре братца под одной крышей стоят.(Стол)
Сидят три кошки.
Против каждой кошки —
Две кошки.
Много ли всех?(Три)
Ехал старик с досками,
И доски его съели.
Из какого дерева доски?(Из ели)
Из нее берешь,
А она больше становится.(Яма)
То по лесу кружит,
То в поле свистит.
Но мы не видали,
Каков он на вид.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.(Ветер)
На чужой спине едет,
На своей груз везет.(Седло)
Еду, еду – следу нет,
Режу, режу – крови нет.(Река, лодка, весло)
Меня не едят,
И без меня мало едят.(Соль)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.(Морковь)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него
И не станет ничего.(Одуванчик)
Не говорит, не поет,
А к хозяину идет —
Ему знать дает.(Собака)
Клубок, а не пушистый,
Колючий да ершистый.(Ежик)
Не бьет, не ругает,
А плакать заставляет.(Лук)
Живут два братца через дорожку,
А друг друга не видят.(Глаза)
У двух матерей
По пять сыновей.(Руки и пальцы)
Что легко носить,
А трудно сосчитать?(Волосы)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.(Месяц)
Шел долговяз,
В землю увяз.(Дождь)
Сначала блеск.
За блеском – треск.
За треском – плеск.(Молния, гром, дождь)
Заря-зарница, красная девица,
По лесу ходила, ключи обронила.
Месяц видел, не сказал,
Солнце увидело – подняло.(Роса)
Скатерть бела весь свет одела.(Снег)
Один лежит, другой бежит,
Третий кланяется.(Ручей, берег, камыш)
Висит сито – не руками свито.(Паутина)
Кто свой дом на себе носит?(Улитка)
Плавала, купалась,
Сухою осталась.(Утка)
Осенью засыпает,
Весной просыпается.(Медведь)
На бору, на яру
Стоит старичок —
Коричневый колпачок.(Гриб боровик)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.(Топор)
Два раза рождается,
Один раз умирает.(Птица)
Когда звонят во все колокола?(В овсе – никогда)
Игры, развивающие память
«Кто больше запомнит»
Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
«Пересказ по кругу»
Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
«Цвета»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
«Форма предметов»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.
«Запоминаем рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 10 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 5. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
«Где спрятана игрушка?»
Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно усложнить:
убрать ящики на более длительное время;
спрятать 2, а потом 3 игрушки;
заменять игрушки.
«Запомни картинки»
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.
«Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.
Что же такое дидактическая игра? Это игра, предназначенная для реализации целей обучения. В данной работе дидактическая игра рассматривается с точки зрения средства для развития сенсорной ориентировки детей, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, счётных умений, речи.
«Запоминаем вместе»
Для развития слуховой памяти. Можно рекомендовать занятия с группой ребят.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д.
Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.
Упражнение для развития зрительной памяти
Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.
Игры, развивающие логическое мышление
Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.
«Кто кем будет?»
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д.
При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра «Кем быть?»
Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.
«Угадай, что я загадал»
Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».
«Собери цветок»
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – серединку будущего цветка. Затем каждый участник игры собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (например: насекомые, одежда, животные и т.д.)
«Универсальное лото»
На каждого играющего ребенка (играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общее название. Например: бабочки, ракушки, поезда, кораблики, самолет и т.д.
«Зоологическое лото»
Кто живет в воде, в земле, в пустыни, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.
«Что кому нужно?»
Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.
«Когда это бывает?»
Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).
«Найди такой же»
Из обломков геометрической мозаики можно собрать игру, в которой каждый из фигурок будет по две штуки. Ребенок выбирает исходную фигурку и ищет точно такую же. На этом же наборе можно проводить классификацию по цвету и по размеру.
Сравни предмет
Найди 5 отличий в следующей картинке
«Что лишнее?»
Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:
Что лишнее?
Почему? Назови отличительный признак.
«Где игрушка»
Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
Игры, развивающие речь
«Мешок сюрпризов»
Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.
«Двенадцать вопросов»
Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.
«Животные»
Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу), следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.
Ведущий: рыба
Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т.д.
(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)
Вариант 2:
Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, репа.
Участники: овощи.
Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.
«Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.
Для игры необходимы фишки.
Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
2. Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь…(низко).
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «трус»,
а ты ответишь… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай …(конец).
«Какое время года»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.
Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (весна)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногам шелестят
И летят, летят, летят… (осень)
Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки превращаю,
Белю поля дома,
Зовут меня …(зима)
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (лето)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежными сады. (мороз, зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …(весна)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …(осень)
«Фантазеры» («Сочини рассказ»)
Учим коллективно сочинять рассказ.
Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи.
После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.
«Кошка и мышка»
Встретились кошка и мышка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела съесть мышку… (Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?)
«Зайка и Мишка»
Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка?)
«Волк и Белочка»
Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает… (Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку не есть зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?)
Игра «Из какой сказки?»
Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.
Игра «Добавь слог»
Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.
Но – (ги, сы, жи, жницы).
Ве – (ревка, сна).
Игра «Подберите нужное по смыслу слово»
Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.
Завязать (что?)…
Застегнуть (что?)…
Забить (что?)…
Завить (что?)…
Застрелить (что?)…
Запереть (что?)… и т.д.
Игры, развивающие внимание
«Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)
«Горячо – холодно»
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
«Съедобное – несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.
Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный - отбивает.
Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй - слуховое.
Игра «Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов материалов.
Ход игры: детям завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети должны назвать предмет и определить, из чего он сделан.
Игра «Достань названный предмет»
Цель: уточнить и углубить знания детей о геометрических предметах. Развивать внимание, образное мышление.
В присутствии детей взрослый показывает, а затем складывает в мешочек названные предметы (по 2 предмета каждого вида). Затем дети на ощупь находят и достают 2 одинаковых предмета, называют их и дополнительно называют цвет.
Игра «Найди различия»
Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять навыки счета. Детям предлагаются 2 картинки, на которых изображения даны с несколькими различиями. Дети должны назвать как можно больше различий.
Игра «Путаница»
Цель: развить внимание, воображение.
Задание: прочитать стихотворение Н.Кончаловской , ответить, что выросло на огороде?
Показал садовод
Нам такой огород.
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидины росли,
Редисвекла, чеслук и репуста
Сельдерошек поспел,
И мокофель дозрел.
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Игра «Исправь ошибки»
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.
Жучка будку недоела,
Неохота, надоело (булку).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Игра «Кто больше заметит небылиц»
Цель: развить внимание, умение замечать не логические ситуации.
Задание: отметить все небылицы.
Повар
Повар готовил обед.
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
О. Григорьев.
«Сборщики»
Мелкие игрушки разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...