игры математического содержания
материал (математика, подготовительная группа) на тему

Грузд Марина Борисовна

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_matematicheskogo_soderzhaniya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Разложи правильно

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности: Например:

Ребенок внимательно смотрит на карты и назы вает их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Взрослый меняет положение нескольких карточек.

После условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить  карточки  в обратном порядке.

Куда вставить карточку?

Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат пере вернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на кар точке соответствовало числу игрушек.

Найди свою пару

Перед ребенком лежит комплект карточек. Ему предлагают карточку из второго комплекта. Ре бенку необходимо найти пару этой карточке из целого ряда карточек, разложенных на столе.

Составь число

ребенок получает 1 карточку с определенным количеством кружков (точек). Взрослый  ставит  перед ним  карточку  с  боль шим количеством  кружков. Ребенку предлагают среди оставшихся карто чек найти такую, чтобы в сумме получилось чис ло   «7».

Сосчитай и построй

У ребенка палочки (счетные). У взрослого зара нее на белой бумаге нарисованы различные рисун ки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. д. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый пред лагает ребенку внимательно посмотреть на рису нок, посчитать, сколько потребуется палочек, что бы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

Магазин без продавца

В магазине (на столе взрослого) — разные то вары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку-чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат,   треугольник,  прямоугольник.

Ребенок — покупатель выбирает предметы соот ветствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара.

Сделай поровну

Взрослый раскладывает на столе палочки. Ввер ху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запас ные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

У кого столько же?

Если нет возможности пригласить для игры 4— 6 детей, то можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребе нок должен определить, у кого из играющих кар точка с заданным количеством кружков.

Сколько?

Взрослый предлагает послушать стихотворение:

Вот жаворонок с ивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите,  как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Широкому  плывут,

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре  скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Взрослый предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на ивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру,  сколько скакало лошадей?

Рассеянный художник

Цель. Развитие наблюдательности. Счет до шес ти.

Игровой материал. Цифры: 1, 2, 3, 4,  5, 6.

Ход игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художни ка. Затем надо сосчитать до шести, указывая со ответствующее количество предметов на картин ках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на кар тинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеян ного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?» Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц долж но прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дят лов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять (см. рис. на с.  17).

Сколько? Какой?

Цель.   Счет  в  пределах  десяти.   Знакомство  с порядковыми числительными. Знакомство с поня тиями первый, последний, сложение и вычитание. Игровой материал. Цифры.

Ход игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядко вые числительные: первый, второй, ... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — вто рой и т. д.).


Игры с мячом

Продолжай считать.

Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обрат ном порядке.

Скажи последующее / ПРЕДЫДУЩЕЕ   число.

 Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребе нок говорит следующее по порядку число.

ДОПОЛНИ ЧИСЛО.

 До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например, 10). Взрослый бросает ре бенку мяч и называет какое-либо число (напри мер, 5). Поймав мяч, ребенок говорит число (5), которое в сумме с названным воспитателем состав ляет десять: 9 и 1, 8 и 2,  7 и 3, 6 и 4 и т. д.

Ребенок подбирает к одним предметам (куклам) равное количество других предметов (шапок, паль то, шарфов и т. п.). При этом важно, чтобы тех или иных предметов оказывалось то больше, то меньше,  чем требуется.


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один   цыпленок   заблудился.   Сколько   осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?
  2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят,  если два утенка убегут клевать листочки?
  3. Сколько гусят на картинке?  Сколько оста нется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят,  если два гусенка убегут клевать траву?
  4. Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жуч ка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мьшкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мыш ка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — пос ледний? Можно составить и другие задачи, исполь зуя карточки 5 и 6.


Примеров много — ответ один

Цель. Изучение состава чисел, формирование на выков сложения и вычитания в пределах десяти.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Ход игры. Игра имеет два варианта. Оба из них изображены на рисунке.

1. Играют двое. Взрослый кладет на квадрат карточку с любым однозначным числом, напри мер с числом 8. В кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить кар точки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий  меняет  число  в  квадрате,   и  игра  продолжается. Может случиться так, что число в квадрате окажется маленьким и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми кар точками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает   тот,   кто   наберет   больше   очков.

2. Ведущий кладет карточку с числом на квад рат и  сам же  дополняет до него числа 2,   1,   3, 4,  т. Е. Ведущий заполняет пустые круги,  умышленно   допуская   кое-где   ошибки.   Второй   игрок должен проверить,   кто  из  нарисованных  птиц и »верей допустил ошибку, и исправить ее. В квад рат можно  класть карточки  с числами  5,   6,   7, 8,  9,   10.  Затем игроки меняются ролями.  Выиг рывает тот,  кто  обнаружит  и  исправит  ошибки.


ВЕЛИЧИНА

ЧТО БЫВАЕТ ШИРОКОЕ (ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ)?

Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, кото рые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много раз ных по величине предметов. А сейчас мы поиг раем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч.   Он   бросает   его   ребенку   и   говорит   слово.

Например:

Взрослый: Длинный.

Ребенок: Дорога,  лента, веревка и т. д.

Что там?

Цель. Закрепить умение устанавливать соотно шение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении Пред-метного  действия   (составление   матрешки).

Материал. Деревянная трехместная разборная матрешка (любой другой вкладыш).

Ход игры. Взрослый загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Затем разбирает матрешку, обращает внима ние  ребенка  на  верхнюю  и  нижнюю  части,   составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом — от самой большой к самой маленькой. Сначала взрослый сам собирает игрушку, затем его дей ствия повторяет ребенок. Вкладывая одну мат решку в другую, он определяет, какая из них меньше, а какая — больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по вели чине, по рисунку и назвать их (большая, мень шая,   самая   маленькая).

Игра с двумя наборами

Цель. Учить детей сравнивать предметы по ве личине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Две одинаковые пирамидки.

Ход игры. «Давай вместе поиграем», — обраща ется взрослый к ребенку и начинает снимать коль ца с пирамидки, предлагая ребенку сделать то же. «А теперь найди такое же кольцо», — говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребе нок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путем накладывания, а затем продолжить игру с кем-либо из детей.


ВРЕМЯ

КТО РАБОТАЕТ РАНО УТРОМ?

Это игра-путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б. Яковлева из книги «Утро, вечер, день,  ночь».

Если звонко за окном Защебечут птицы, Если так светло кругом, Что тебе не спится, Если радио у вас Вдруг  заговорило, Это значит,  что сейчас Утро  наступило.

Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребенку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, во дители общественного транспорта и т. д.). Вспом ните вместе с ребенком, а что делают утром дети и взрослые. Закончить путешествие можно чте нием стихотворения Б. Яковлева или обобщением того,   что   происходит   рано   утром.

Путешествие ночью

«Сегодня путешествовать  мы  будем ночью,   — говорит  взрослый.   —   Посмотрим,   кто  работает

ночью».   Взрослый  читает  стихотворение  С. Мар шака  «Ночная  страница»:

Перед вами  страница ночная, Столица окутана тьмой, Уходят на отдых  трамваи, Автобусы  мчатся домой. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят. И только вокзалы,  заводы, Часы и машины не спят. Скользят огоньки по аллее, Спускаясь с московских холмов. И с каждой минутой тусклее Бессчетные окна домов...

«И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят...» — повторяет взрослый и мысленно ведет ребенка путешествовать туда, где работают люди. Нелегко путешествовать ночью, хотя воображение проникает всюду. Взрослый вопросами облегчает ребенку участие в игре.

«Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» — спрашивает взрослый. Кто еще работает ночью? (Пекарь, телефонисты, электрики, механики и т. д.)

БЫЛО — БУДЕТ

Игра, содействующая уточнению представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Взрослый предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорит ся словами было или будет.

Ласточки  пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

Ответ ребенка:  было.

Уронили мишку на пол, —

Оторвали мишке лапу...

Ответ ребенка.

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки Смотрят и смеются...

Ответ ребенка.

Затем взрослый и ребенок придумывают и зага дывают друг другу загадки. Отгадчик должен ска зать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было).

У нас будет елка (будет) и т. д.

Выигравшим считается тот, кто правильно за гадал,  отгадал загадку или исправил ошибку.

Вчера, сегодня, завтра

Взрослый и ребенок встают напротив друг дру га. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит ко роткую фразу. Ребенок должен назвать соответ ствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идем (сегодня) и т. д.

Какое время?

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таб лицу и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12, 2 и 4 часа. После этого взрослый ведет рассказ, по ходу которого ребенок показывает те или другие часы.

Какой сегодня день?

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколь ко дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня.

Какой же сегодня день?

Назовите дни недели

Назовите пять дней, не называя чисел и назва ний дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания

Уважаемые родители и педагоги! Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов...

Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...

Развивающие игры математического содержания для детей старшегшо дошкольного возраста. Презентация "Математическая ярморка"

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЯРМОРКА"...