"Речь в движении"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Попова Юлия Яковлевна

Аннотация: логопедические игры «Речь в движении» направлены на интеграцию речевых упражнений и физическую активность, что способствует развитию речевых навыков, улучшению моторики, координации движений. В этих играх воспитанники учатся выражать свои мысли, эмоции, через движение, что делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Ключевые слова: развитие фонематического слуха, звукового анализа, синтеза;  формирование грамматического строя речи;  обогащение словаря; координации движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Речь в движении"23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Я. Попова,

МБДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька»,

г. Юрга, Кемеровская область-Кузбасс,

E-mail: yulechka-popova-8787@mail.ru

«Речь в движении»

Аннотация: логопедические игры «Речь в движении» направлены на интеграцию речевых упражнений и физическую активность, что способствует развитию речевых навыков, улучшению моторики, координации движений. В этих играх воспитанники учатся выражать свои мысли, эмоции, через движение, что делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Ключевые слова: развитие фонематического слуха, звукового анализа, синтеза;  формирование грамматического строя речи;  обогащение словаря; координации движений.

Игра «Буквы в действии».  

Цель игры: развивать фонематическое восприятие, артикуляцию, словарный запас, мелкую моторику.

Ход игры: дети   идут  вокруг стола под музыку. Когда музыка остановится, вы начинаете выкладывать букву, используя предметы (ракушки, цветочки, листочки).  Игра продолжается до тех пор, пока буква не будет полностью выложена. После того как буква будет сформирована, дети придумывают слова, которые начинаются на этот  звук, дают характеристику этому звуку (гласный, согласный, мягкий или звонкий и т.д).

Интеграция физической активности (движение вокруг стола) с речевыми упражнениями (придумывание слов) создает динамичную и увлекательную атмосферу, способствующую более эффективному усвоению материала. Это позволяет детям не только развивать речевые навыки, но и укреплять связь между движением и речью.

Игра «Ассоциации на ходу».

Цель игры: расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость, гибкость.

Ход игры: вы встаёте  друг за другом, я задаю вопрос «Что бывает например кислым, вы должны назвать предметы, фрукты, с чем у вас ассоциируется) Как только вы ответили, присаживаетесь.

• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

• Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

Атрибуты: мяч, игроки.

Игра способствует развитию навыков общения между детьми и педагогами. Они учатся слушать друг друга, уважать мнения других и выражать свои мысли.  Игра «Что бывает» является отличным примером того, как можно интегрировать движение и речь в логопедической практике. Она не только способствует развитию речевых навыков, но и делает процесс обучения увлекательным и активным. Движение  в игре добавляет элемент физической активности,  это помогает детям развивать координацию движений и гибкость.

Игра с модульными ковриками  «Дорога слов».

Цель игры: развивать речевые навыки, фонематическое восприятие и координацию движений у детей через игровые задания.

Ход игры: на каждом ребенке размещены карточки с буквами, которые соответствуют звукам, которые мы будем отрабатывать.

Модульные коврики укладываются в определенном порядке, создавая «путь», по которому дети будут двигаться.

Логопед бросает кубик. Когда кубик останавливается на определенной букве, дети смотрят, у кого на груди такая буква. Ребенок с соответствующей буквой должен начать движение по коврикам, произнося слова, начинающиеся с этого звука. После того как один ребенок завершит свой путь, логопед снова бросает кубик для следующего участника. Игра продолжается до тех пор, пока все дети  пройдут свой путь.

Связь с логопедической практикой: Фонематическое восприятие: Игра помогает детям лучше различать звуки и буквы, что является важным аспектом развития речи. • Речевые навыки: Произношение слов помогает развивать артикуляцию и обогащает словарный запас. Координация движений: Движение по коврикам развивает физические навыки и координацию.  Социальные навыки: Игра способствует взаимодействию между детьми, развитию командного духа и умению слушать друг друга. Игра «Протопай столько же» — это увлекательный и эффективный способ обучения, который делает процесс развития речи активным и интересным для детей.

Игра «Слово на дыхании».

Цель: развивать дыхательные навыки, артикуляцию, фонематическое восприятие и словарный запас у детей через игровую деятельность.

Ход игры: логопед объясняет, что каждая буква будет «присасываться» к трубочке, а затем с помощью трубочки будет выкладываться слово на табло.

Логопед показывает, как правильно использовать трубочку: необходимо сделать вдох и присосать букву (карточку) к трубочке, затем выдохнуть и аккуратно перенести букву к табло, где она будет прикреплена.

Важно следить за тем, чтобы дети использовали правильное дыхание: вдох через нос, а выдох через рот.

После того как буква оказалась на табло, дети могут по очереди называть буквы и читать слова. Логопед может задавать вопросы о значении слов или просить детей придумать слова на заданную букву.

«Слово на дыхании» является увлекательным способом работы над речевыми навыками. Она сочетает в себе элементы физической активности и образовательной деятельности, что делает процесс обучения интересным и эффективным для детей.

Игра  "Звуковое кольцо".

Ход игры: перед вами цветные кольца. Каждое кольцо будет соответствовать определённому звуку. (Красное кольцо-гласный звук; синее - согласный звук; зелёное - мягкий согласный звук).

Каждый участник по очереди называет картинку.

Затем определяет  первый звук в слове.

Находить  кольцо, соответствующее этому звуку.

Отстукивает три раза в выбранном кольце, произнося этот звук.

Атрибуты: обручи, мяч, картинки.

Эта игра помогает детям лучше осознавать звуковую структуру, выделять отдельные звуки в слове, в начале, середине, в конце слова, развивает их моторные навыки через активные действия.

Список литературы:

  1. Аверина, Й.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях/ - М: Айрис-пресс. -2008.
  2. Алексеева, М.М, Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: 2000г.
  3. Борисенко, М.Г., Лукина м. А. Начинаем говорить. — СПб.: Паритет, 2004.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: 1981г.
  5. Громовa, О. Е Инновации в логопедическую практику. - М.: Линка-Пресс, 2008.
  6. Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.
  7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.