«Игровой самомассаж – эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму»
консультация по логопедии
Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.
Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный потоп импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а так же от прориорецепторов мышц и суставов. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет определенные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема: «Игровой самомассаж – эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму»
Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.
Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный потоп импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а так же от прориорецепторов мышц и суставов. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет определенные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из «внешнего мира». Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствовании таких психических функций как внимание, память словесно - логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Примеры массажных движений
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками выпрямленных двух - пяти пальцев - это «лучи солнца»
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Примечание
Предварительно попросить ребенка изобразить солнышко расставить руки массируемой руки. Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашу варила.
Деток кормила.
поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух - пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава.
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга.
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
взглянули на сад -
Сугробы в саду,
Как подушки лежат.
В. Степанов.
Зигзаобразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными пальцами — корона)
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
М. Пмецковский.
Растирание.
Прямолинейная растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Первый вариант.
Чью руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий меч,
Кто крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
В. Берестов.
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Второй вариант.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец — боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй -
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший — любимчик.
По счету он пятый.
Зовется Мизинчик.
А. Хереско.
Примечание
Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки — растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.
Гребнеобразное круговое растирание ладоной впадины (средними и концевыми ладонями)
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка — кошка. В. Левин.
Примечание Предварительно вместе с ребенком желательно вспоминать, как умывается кошечка.
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка растопырены в стороны, как лапки у паука)
Диво дивное — паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног,
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
В. Суслов.
Пиление ладони ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб.
С. Мармак
Примечание
Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложных пальцев напоминают зубья пилы.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила
И жужит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.
В. Сокол.
Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)
Не секркт для нас с тобой,
Каждый знает это -
Руки мой перед едой
И после туалета.
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой пальца противоположной руки.
Толстушка — ползушка,
Дом — завитушка
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога пакажи.
Немецкая народная песенка (пер. Л. Яхнина)
Желательно вместе с ребенком вспоминать как ползет улитка.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси, гуси!
Га — га — га!
Есть хотите?
Да — да — да!
Так ледите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Русский фольклор
Примечание Предварительно попросить ребенка руками изобразить гуся.
Вибрация.
Пулктирование двумя — пятью пальцами (игра на пианино)
Кто там топает по крыше?
Кап — кап — кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап — кап — кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап — кап — кап.
Может кошек ____
Кап — кап — кап. Ж. Давитьяни.
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит; барабанит
По сосновой по коре?
Дети петь захотели,
Детям ____ песню спел. Э. Мошковская.
Примечание
Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.
Поглаживание ладони кончиками сложенными в щепоть пальцами.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать
Он в кровати всем назло
Продолбал себе дупло. В. Линькова.
Примечание
Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.
Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.
Тук — тук — тук,
Молоток — мой лучший друг. Г. Виеру.
Примечание
Мягкость и эластичность покалачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.
Поглаживание.
Легкое плоскостное поглаживание мышц предплечья и кисти массирующей руки.
Во дворе у Толика
Маленькие кролики
Беленькие кролики
Целых восемь штук
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук. В Кодрян.
Примечание массирующая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями
Рекомендации:
По методике можно научить детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно).
Все массажные движения выполняются по направлению: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю.
После каждого упражнения следует делать расслабляющие
поглаживания или встряхивание рук. Начинать нужно с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.
Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Собственная методическая разработка для детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...

"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Семинар - практикум для родителей, который поможет взрослым познакомиться с приёмами и материалами, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики у детей....

Презентация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Презентация к занятию по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в домашних условиях....