Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
консультация по логопедии (младшая группа)

Артикуляционные упражнения для звуков С,З,Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik.gimn_.dlya_svist._02.2025.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц

Свистящие звуки [С], [З], [Ц] ребенок в норме начинает произносить четко к 3-4 годам. На практике у 40-50% дошкольников этот навык самостоятельно не формируется.

 Детям необходимы занятия с логопедом, тренировка мышц речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Проблемы

-Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:

-Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.

-Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.

-Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.

-Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].

-Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.

Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].

Общие рекомендации

Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:

-Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.

-Начинайте с простых упражнений, заканчивайте  трудными.

-Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.

-Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.

 -Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Комплекс упражнений на свистящие звуки

  • Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким  послушным.

Заборчик:

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто:

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Блинчики:

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка:

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Почистим зубы:

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр:

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Горка:

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Ветерок дует с горки:

Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.

Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук [с] в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков".

Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....

Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков"

Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц)....

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Буклет "Артиуляционная гимнастика  (комплекс упражнений для свистящих звуков [ с ],    [з  ]....

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Для произнесения свистящих звуков требуются точные и сложные движения языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Легкие упражнения для закрепления правильной артикуляции свистящих звуков....

Презентация Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

В презентации предлагаются упражнения  для подготовки артикуляционного аппарада  к произношению свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Буклет для воспитателей и родителей...