Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
консультация по логопедии (младшая группа)
Артикуляционные упражнения для звуков С,З,Ц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц
Свистящие звуки [С], [З], [Ц] ребенок в норме начинает произносить четко к 3-4 годам. На практике у 40-50% дошкольников этот навык самостоятельно не формируется.
Детям необходимы занятия с логопедом, тренировка мышц речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Проблемы
-Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:
-Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.
-Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.
-Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.
-Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].
-Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.
Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].
Общие рекомендации
Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:
-Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.
-Начинайте с простых упражнений, заканчивайте трудными.
-Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.
-Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
-Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Комплекс упражнений на свистящие звуки
- Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик:
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто:
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики:
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка:
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы:
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр:
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Горка:
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Ветерок дует с горки:
Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.
Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук [с] в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков".
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....

Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков"
Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц)....

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
Буклет "Артиуляционная гимнастика (комплекс упражнений для свистящих звуков [ с ], [з ]....
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Для произнесения свистящих звуков требуются точные и сложные движения языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
Легкие упражнения для закрепления правильной артикуляции свистящих звуков....
Презентация Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
В презентации предлагаются упражнения для подготовки артикуляционного аппарада к произношению свистящих звуков...