Способы постановки звука Р
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В таблице изложены нарушения звука Р, артикуляционный уклад данного звука и способы их постановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ротацизм Р Рь | Правильная артикуляция звука р заключается в следующем: губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука; зубы — разомкнуты; язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос; воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его. Мягкий звук р' отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед. | Подготовительный этап. Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Воспитатель сам произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Внимание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует показать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение челюсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на нижней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни. Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение. Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з...з...з... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, поднятый кверху кончик языка, завершается подготовительная работа по произношению звука р. Ребенок слышит звук, близкий к з (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р. Путем повторения звука з при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук п, но без вибрации кончика языка. Если же вместо р будет слышаться ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук а, мы слышим звуки ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Он возникает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак, круг, мотор. Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка) Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д... д... д...). Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка. Постановка звука. Научить ребенка произносить звук р с вибрацией кончика языка (раскатистый р) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или многократно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют его. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. Звук р’. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения р'. Длительный, раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения р' в слогах, вводят слова Искаженное произношение звуков Р Рь. Горловое произношение звука Р Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка. Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки ш и ж, надо сразу приступать к постановке р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом. Боковое произношение звука Р. Подготовительный этап начинают с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука. Постановка звука. Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Проторный звук усваивается ребенком, как правило, без особого труда. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас попробуем завести мотор». При этом используется механическая помощь. Когда вибрация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука. Носовое произношение звука Р При исправлении носового произношения звука р подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же». Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фитилек к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него — ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколько раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка. Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, воспитатель говорит: «Ты неправильно произносишь р, у тебя воздух идет в нос. Послушай, как я скажу». Произносит звук р длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим. Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука р. Можно также вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложить ребенку при открытом рте присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Параротацизмы Постановка звука р при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности: - при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; - при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...

Способы постановки звука [ Р].
Материал полезен молодым учителям-логопедам, студентам. Описаны разные способы постановки указанного звука. Многие упражнения проводятся в игровой форме....

14 способов постановки звука Р.
Материал полезен учителям-логопедам. Описаны разные способы подготовки языка к постановке вибрантов....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.
Для многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...