Доклад на педагогическом совете на тему "Роль дидактических игр в развитии связной речи дошкольников (из опыта работы)"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В документе представлено содержание педагогического опыта учителя-логопеда по использованию дидактических игр в процессе развития связной речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам 

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету»

 К.Д. Ушинский

По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи, как в зеркале, отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.

Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, всеми его подсистемами (в частности, словарным запасом и грамматическим строем речи), культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-психолого-педагогических комиссиях.

Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

        Примечательно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников за счёт эмоциональной окраски действий. Чтобы дети овладели необходимыми познавательными процессами, речью, разнообразными знаниями, умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, правила игры.

Существует следующая классификация дидактических игр:

  1. Игры с предметами. В них используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
  2. Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
  3. Словесные игры. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов.

        Любая разновидность дидактической игры ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его познавательные способности, сформировать личностные черты, и, конечно же, все дидактические игры способствуют развитию речи детей: пополняется, уточняется и активизируется словарный запас, формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная монологическая и диалогическая речь.

        Дидактические игры способствуют развитию связной речи следующим образом:

  • учат составлять рассказы-описания и загадки-описания о предметах и объектах по образцу и предложенному плану; 
  • учат связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану; 
  • совершенствуют навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; 
  • развивают умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; 
  • совершенствуют умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи и многое другое.

        Данные положения свидетельствуют об особой роли дидактической игры в процессе логопедической работы по развитию связной речи.

        Цель нашей работы: описание опыта организации логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

        Для достижения поставленной цели мною были определены и решены следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме организации логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  2. Подобрать дидактические игры для организации логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
  3. Разработать развивающую предметно-пространственную среду для организации логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  4. Организовать логопедическую работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  5. Организовать консультацию для родителей по вопросам организации ими работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр в домашних условиях.

        Для решения этих задач мною были реализованы следующие формы работы:

  • индивидуальная работа с детьми;
  • групповая работа с детьми;
  • включение дидактических игр в непосредственно образовательную деятельность;
  • взаимодействие с семьями воспитанников.

        Поставленные задачи невозможно решить без создания соответствующих условий. Связная речь ребёнка способна полноценно развиваться только при наличии определённой развивающей предметно-пространственной среды. В логопедическом кабинете присутствуют различные дидактические игры, игрушки, наглядный материал, литература (как научно-методические, так и учебные пособия). Весь дидактический материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей.

        Содержание деятельности. Работа была начата с изучения теоретического материала по организации логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, по организации образовательной деятельности с использованием дидактических игр, с анализа различной научно-методической литературы, в которой представлены дидактические игры. В последующем мною была оформлена подборка дидактических игр по развитию связной речи дошкольников. Затем была разработана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда для организации логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников через дидактические игры. Позднее была организована непосредственно фронтальная и индивидуальная формы логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В заключение нами была организована консультация для родителей по вопросам организации ими работы по развитию связной речи у дошкольников посредством дидактических игр в домашних условиях.

Содержание логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей с нарушениями речи, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.

        Согласно методическим положениям ведущих учёных логопедической науки (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.), процесс развития связной речевой деятельности у дошкольников, обучающихся в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, осуществляется на материале лексических тем. Важной и необходимой к данной работе предпосылкой является организация деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи на основе конкретного тематически объединённого речевого материала. Иными словами, логопедическая помощь по формированию у детей связной речи предполагает предварительную работу по накоплению у них словарного запаса, обучению их правилам словоизменения, словообразования и построения предложений на материале конкретной отобранной лексической темы, на основе чего происходит формирование полноценного связного речевого высказывания.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, логопед дает задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» – «Коля подошел к столу и взял красный шар и синий мяч».

Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.

В самом трудном варианте задания указания логопеда слышит только один ребенок, который молча выполняет инструкцию. Дети внимательно следят за действиями товарища и затем подробно рассказывают об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи.

В процессе обучения детей рассказыванию целесообразно использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой или по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали ученые С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина и др.

В качестве второго вспомогательного средства определяется моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась исследователями В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым и известным психологом Л. С. Выготским, указывающим о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное, на начальном этапе обучения детей рассказыванию считаем необходимым ограничиться теми видами упражнений, где имеются оба названных вспомогательных фактора. В процессе работы упражнения усложняются за счет убывания наглядности и «свертывания» плана высказывания. Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов (Т. А. Ткаченко):

1 этап. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2 этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

4 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5 этап. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план.

7 этап. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, а возможно, начинается работа над обучением творческому рассказыванию.

Обратимся к описанию дидактических игр, которые мы применяем в логопедической работе для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

«Необычная постройка». Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. ребенок рассказывает, что он делает, какую деталь берёт, куда и почему ставит и пр.

Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3-4 предложения в короткий, но связный рассказ.

В процессе игры логопед задает ребенку следующие вопросы:

  • Что ты берёшь?
  • Какой это кубик (арка, брусок и пр.)?
  • Какой он по размеру? По цвету? По величине?
  • На что ты ставишь кубик?
  • Будет кубик стоять? Почему он не упадёт?
  • Какие детали внизу, а какие наверху?
  • Что ты поставил сначала, а что потом?

Я ставлю 2 зелёных кубика. На них я кладу один синий брусок. Сверху на брусок я ставлю красную арку. Теперь на арку я ставлю 2 маленьких желтых кубика и один синий. Ой, кубики могут упасть! Надо взять поменьше кубиков... У меня получилась красивая, разноцветная постройка!

«Волшебные фигурки». По заданию логопеда ребенок выкладывает определённую картину из разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Затем он подробно рассказывает, как получилась такая интересная и необычная картина.

Я сложил домик из одного большого жёлтого квадрата и одного большого красного треугольника. Справа я сделал скамейку из коричневого прямоугольника и двух коричневых квадратов. А слева от дома я собрал ёлочку из 4 зелёных треугольников.

«Я леплю из пластилина»        . Во время совместной со взрослым лепки из пластилина предметов, животных, сказочных персонажей и пр. ребенок подробно рассказывает о своих действиях.

Я беру серый пластилин и мну его между ладонями. От этого он становится мягким и послушным. Теперь я катаю колбаску. Это будет туловище для зайки. Теперь я катаю шарик. Получается голова для зайца. Сейчас я скрепляю туловище и голову... (и т.д.)

        «Особенное действие». Из 4-х детей, изображённых на картинках, ребенку необходимо выбрать одного, действие которого отличается от остальных. Подробно, связно, полно объяснить свой выбор, составив объяснительные рассказы.

        «Найди 10 отличий». Ребенку предлагается сравнить две очень похожие картины, найти на них 10 отличий и озвучить их: «Слева на елке висят бусы, а справа – нет», «Слева девочка одета в розовое платье, а справа – в розовое платье в горошек» и т.д.

        «Сравни». Ребенку предлагается сравнить два изображенного или натурального предмета: найти и озвучить сначала их отличительные, а затем общие признаки.

        «Что сначала, что потом». Ребенок должен внимательно рассмотреть сюжетные картины, определить, что было сначала, что потом, затем расставить картины по порядку и озвучить увиденное: «Мальчик умывается – мальчик вытирается», «Дети сидят за столом и едят – дети моют посуду», «Девочка стирает белье – девочка сушит белье» и т.д.

«Не зевай, нужную картинку поднимай». Логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем логопед читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки.

«Подбери картинку». Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

«Собери серию картинок». Детям раздается по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий в постели.) Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть первую картинку и определить, подходит ли к ней карточка, показанная логопедом. Получив все карточки своей серии, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

«Разложи картинки – повтори рассказ». Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторит рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы.

«Что за чем и почему?». На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Логопед задает детям вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные отношения.

«Разложи картинки, составь рассказ». Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Логопед составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.

«Определи последовательность». Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

«Полный рассказ». Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один ребенок в заключение дает полный рассказ по всем картинкам. После этого дети придумывают имена героям рассказа.

«Картинки-эпизоды». Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и составить по ним рассказ.

«Составь рассказ». Все картинки перемешиваются, и каждому ребенку дается 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.

«Расскажи по памяти». Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

«Задай мне вопрос». Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

«Диалог». Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

«Дополни рассказ». Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают ему название, а также дополняют его предыдущим или последующим событием.

«Лишняя картина». Предлагается внимательно рассмотреть все сюжетные картины серии. Определить, какая картина лишняя. Объяснить, почему она не подходит к сюжету. Расставить картины по порядку. Подробно, связно, последовательно рассказать об увиденном.

«Перепутанные истории». Внимательно рассмотреть все картины, учитывая, что на них изображены две различные истории. Расставить по порядку картины для первой, а затем для второй истории. Подробно, связно, последовательно рассказать первую историю, затем вторую.

«История наоборот». Необходимо внимательно рассмотреть картины, на которых вся история представлена наоборот: от конца к началу. Определить правильный порядок картин, то есть, что было сначала, что потом и что в самом конце. Подробно, полно, связно рассказать историю.

«Четыре фотографии». Рассмотреть 4 фотографии, на которых изображён один и тот же человек: маленькая девочка, школьница, студентка, учительница. Рассказать, как и почему девочка стала учительницей.

«Что пропущено?». Внимательно рассмотреть две картины, на которых изображены начало и конец истории. Придумать событие, которое должно быть изображено на второй (пропущенной) картине. Рассказать всю историю целиком.

«Новый герой». Внимательно рассмотреть все сюжетные картины серии. Мысленно добавить ещё одного героя истории, который помог бы изменить события в положительную сторону (например, помог бы остановить кота и спасти несчастную рыбку). Рассказать всю историю, с участием собственного героя, целиком.

«Дополнительный предмет». Внимательно рассмотреть обе картины серии. Мысленно добавить предмет, который поможет исправить ситуацию (например, достать мальчику свою шапку из глубокого снежного сугроба (это могут быть лыжи, удочка, снегокат, лист фанеры и пр.). Рассказать получившуюся историю целиком.

«Вот такая история!». Проанализировать содержание сюжетной картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине.

«Найди место». Внимательно посмотреть на кусочки картины, и найти каждому из них подходящее место. Затем подробно ответить на вопросы и составить полный, связный рассказ.

«Спасатель». Вспомнить сказки «Колобок», «Стойкий оловянный солдатик», «Золотой ключик», «Снежная королева». Придумать и подробно рассказать, каким образом можно спасти:

  • Колобка от Лисы;
  • Стойкого оловянного солдатика от огня;
  • детишек от Бармалея;
  • кукол от Карабаса-Барабаса;
  • Кая от Снежной Королевы.

«Нелепицы». Подробно объяснить: что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает. Составить полный, связный рассказ-рассуждение.

«В стране сказок». Подробно рассказать, какие герои перепутали свои сказки и совершают совсем не те поступки и не с теми предметами. Объяснить, какие именно сказки перепутаны.

«Животные из страны Выдумляндии». Отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых тебе зверей. Рассказать, что может делать такое необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среди льдов, долго находиться без воды и пр.). Придумать историю о каждом сказочном животном (откуда оно появилось, с кем встретилось, что сделало).

«Частично закрытая картина». Придумать, кто может находиться на закрытой части картины. Составить рассказ.

«Пантомима». Придумать и показать взрослым или друзьям различные жизненные ситуации при помощи выразительных движений (жестовый символ). Если зрителям будет что-либо непонятно, подробно объяснить им то, что ребенок хотел продемонстрировать. Например, ты играл в футбол во дворе и мячом разбил стекло в окне. Потом испугался и спрятался за какую-то легковую машину. И вдруг легковая машина, за которой ты сидел, отъехала, и все увидели футболиста.

«Отгадай профессию». После показа взрослым действий, совершаемых людьми различных профессий (жестовый символ), отгадать профессию и рассказать о ней то, что ребенку известно (где работает человек, что необходимо для его работы, для чего нужна эта профессия). Самостоятельно изобразить действия людей каких-либо профессий. Предложить взрослому или другу отгадать их.

«В вагоне метро». Подойдя к обычной книжной полке, представить, что это вагон метро, а разные книги – его пассажиры. Маленькие книжечки – это дети, толстые книги – мамы, книги в ярких обложках – модницы, а старые книги – пенсионеры. Вместе со взрослым придумать и рассказать сказку, в которой пассажиры будут разговаривать между собой, уступать друг другу место, толкаться и ссориться. А когда голос диктора объявит: «Осторожно, двери закрываются», – сдвинуть стекла книжной полки (двери вагона), представив, что пассажиры необычного вагона отправились в путь.

«Вид спорта». После показа взрослым действий, совершаемых различными спортсменами (жестовый символ), рассказать, что ребенку известно о данном виде спорта: летний он или зимний, командный или одиночный, каковы правила, кто считается победителем, какие качества развивает этот спорт.

«Волшебная удочка». Сделать необычную удочку, привязав на тонкую палочку прочную нитку с магнитом на конце. Закинуть удочку за ширму, где заранее разложить небольшие фигурки, согнутые из проволоки.

Каждый раз, вытаскивая свой улов из сказочного бассейна, ребенок должен придумать и рассказать, что же он поймал на волшебную удочку (это могут быть и реальные объекты, и сказочные персонажи: трёхголовый Змей Горыныч, Пиявка-вампир и даже Золотая рыбка, которая исполняет желания).

«Музыкальный инструмент». После символического показа взрослым игры на определённом музыкальном инструменте, рассказать: каков он по размеру, форме, устройству, какой издаёт звук и какие мелодии на нём лучше играть (весёлые, грустные, серьёзные, танцевальные и т.п.).

«Пиктограммы». Внимательно посмотреть на простые рисунки, которые называются пиктограммами. Показать рисунок, на котором изображены: лес, сад, лето, зима, радость, грусть, девочка, море. Подробно объяснить свой выбор.

Сначала нарисовать пиктограммы, а затем подробно объяснить, почему ты именно так изобразил:

  • Хороших друзей;
  • Тяжёлую болезнь;
  • Умного ребёнка;
  • Вкусный обед;
  • День рождения;
  • Плохой поступок;
  • Красивое животное;
  • Прекрасный отдых.

«Волшебные страны». Рассмотреть предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, металла, глины, пластилина, мыла, шоколада.

Назвать признаки каждого предмета, исходя из особенностей материала. Представить, а затем рассказать, как будут жить в волшебной стране человечки, если они все будут состоять из стекла (мыла, пластилина и т.п.). Описать, что человечки могут делать, а чего не могут, что им будет удаваться легко, а что нет и т.п. Подробно объяснить необычное поведение жителей волшебной страны.

«Городок из спичек». Выложить из спичек плоскостные изображения домов и дорог. Отгадать значение табличек-символов. Скопировать их или придумать свои собственные символы, отражающие назначение построек в городе (театр, кукольный театр, зоопарк, почта, библиотека, больница, спортивная школа, кафе, парикмахерская, бассейн и т.п.). Нарисовать символы, вырезать из бумаги, обозначить ими свои постройки. Жителями необычного спичечного города сделать разные по величине и цвету пуговицы. Придумать и рассказать истории о пуговичных человечках в спичечном городке.

«Вот так клякса!». Посмотреть на кляксы, сделанные взрослым (немного туши наливается на лист бумаги, а затем он складывается пополам). Придумать и подробно рассказать, что за волшебное существо получилось, где оно обитает, что умеет делать, где ты с ним встретился, что вы делали вместе?

«Превращения». Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки животных и представить, что он превратился в одно из них. Изобразить с помощью выразительных движений каждое животное по очереди. Объяснить, какие именно особенности он стараешься передать жестами.

Выбрать по картинкам пару любых животных. Представить, что злая волшебница Гингема превращает одних животных в других.

Рассказать, что надо изменить в первом животном, чтобы оно превратилось во второе.

Медведь – рыба. Шерсть должна превратиться в чешую, туловище должно уменьшиться, лапы – превратиться в плавники...

«Мои игрушки». Разложить 8-10 игрушек. Пользуясь схемой описания, составить о каждой игрушке подробный рассказ.

«Лесное такси». Взять маленькую машинку и поставить её на стоянку плана-схемы. Затем начать своё путешествие на лесном такси в гости к разным зверятам. Путешествуя по тропинкам, ребенок должен подробно рассказывать, к кому он едет, в каком направлении (направо, налево, прямо), что встречается на его пути.

«Инопланетянин ошибся». Представить, что на нашу планету прилетел инопланетянин. Встретившись с человеком, он сообщил ему, что все звери показались ему похожими.

Доказать, что у животных наших лесов очень много отличий. Для этого сравнить животных, нарисованных на картинках, воспользовавшись схемой.

«Дикий зверь». Представить, что как-то ночью в большой зоопарк пробрался Волшебник. Он сделал так, что звери смогли беседовать друг с другом. Каждый зверь захотел рассказать соседям о себе.

Воспользоваться схемой описания и составить такие рассказы о животных.

«Птички-невелички». Используя схему и картинки, подробно сравнить знакомых птиц. Постараться, чтобы сравнительные рассказы были полными, содержали сведения по каждому из пунктов плана-схемы (если знаний о птицах недостаточно, изучить специальные энциклопедии).

«Письмо в Африку». В Африке всегда лето. Дети в этой части света никогда не видели зимы. Используя схему, подготовить рассказы о разных временах года в нашем крае. Затем взрослому необходимо записать рассказы ребенка. Рассказывая, ребенок должен представлять, что дети в далёкой, жаркой Африке по его рассказам узнают об осени и весне, зиме и нашем лете.

«Свои загадки». Пользуясь схемой, составить загадки-описания нескольких домашних животных (коровы, кошки, собаки, лошади, козы, свиньи). Рассказать по схеме то, известно о каждом домашнем животном, но не называть его. Взрослые должны отгадать загадки.

«Объявление». Ребенку предлагается представить, что пропал кто-то из его домашних любимцев (собака, попугай, кошка, морская свинка). Срочно составить объявление с подробным описанием животного: кличка, внешний вид, привычки, особые приметы.

«Как использовать предмет». Рассказать, как по-разному можно использовать один и тот же предмет.

Карандаш. Карандаш годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и пр.

«Волшебный миксер». Рассказать, какой необыкновенный предмет получится, если в волшебном миксере смешать несколько вещей:

  • Костюм и вентилятор (костюм, в котором можно летать по комнате, над крышами домов, как Карлсон);
  • Лампу и бейсболку (бейсболка, в которой можно гулять вечером, освещая себе дорогу);
  • Часы и градусник (наручный прибор, который будет показывать и время, и температуру);
  • Дрель и отвёртку (инструмент, который и сверлит стену, и ввинчивает в неё шурупы).

«Выставка бытовых приборов». Ребенку необходимо представить, что он работает на выставке бытовых приборов. Подробно и точно рассказать о тех из них, что имеются в его квартире.

Объяснить, как прибор работает, из каких частей состоит, для чего нужен. (Взрослый помогает ребёнку и записывает его рассказы. Можно совместно оформить буклет для выставки приборов.)

«Ночной разговор». Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

  • игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
  • игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
  • игрушки хотят вернуться в магазин
  • игрушки очень довольны своим хозяином

«Что расскажет лимон». Представить, что может рассказать о себе каждый из названных объектов.

  • ленивый, пушистый кот, вместе с которым в квартире живёт щенок;
  • попугаи в клетке, которого давно из нее не выпускали;
  • золотая рыбка в маленьком аквариуме;
  • сковорода, которую забыли закрыть крышкой;
  • газовая плита, которую давно не мыли;
  • маленький рыжий таракан, который живёт за холодильником;
  • лимон, который собираются положить в чай.

«Составление сказок по аналогии». Вспомнить несколько сказок. С помощью имеющихся фигурок от киндер-сюрпризов показать и рассказать сказку, подобную тем, что хорошо известны. Пусть герои будут другими, но смысл сказки останется прежним.

«Движущиеся картинки». Ребенку предлагается прослушать историю, которую взрослый расскажет ему, показывая необычные картинки (при рассказе переведённые на бумагу и вырезанные предметные картинки необходимо передвигать по цветному фону, в соответствии с действиями персонажей).

Пересказать прослушанную историю, самостоятельно передвигая по чистому листу белой или цветной бумаги предметные картинки.

«Без горячей воды». Ребенку необходимо представить следующую ситуацию: у него на даче нет горячей воды. Греть воду приходится на плите, а мыть посуду в тазу. Если положить в тазик всю посуду одновременно, вода тут же станет жирной.

Догадаться, в какой последовательности следует мыть посуду. Рассказать, какую ещё посуду можно помыть в первую очередь, а какую в последнюю.

«Что хорошего, что плохого». Рассказать, что хорошего и что плохого может таиться в изображённых объектах.

Костёр. Хорошо: помогает приготовить пищу, согреться, просушить одежду, «прогнать» темноту. Плохо: может обжечь, стать причиной большого лесного пожара.

«Земля без цветов». Рассмотрев изображённый предмет, вспомнить все его свойства. Представить, а затем рассказать, что случилось бы на Земле, если бы на ней не стало:

  • Деревьев;
  • Рыб;
  • Рек;
  • Птиц;
  • Бабочек;
  • Цветов.

«Два объекта». Мысленно объединить два нарисованных рядом объекта и придумать про них интересную историю.

  • Колобок и Красная Шапочка;
  • Баба Яга и Карлсон;
  • Буратино и большой магнит;
  • Кот Матроскин и мотоцикл;
  • Попугай Кеша и открытая форточка;
  • Снежная Королева и огнедышащий Дракон.

«Представляй и рассуждай». Подробно ответить на проблемные вопросы. Представить и подробно описать случай, упомянутый в вопросе (один раз трамвай ехал по улице...).

  1. Может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах?
  2. Будут ли держаться два шарика, если их поставить друг на друга?
    Почему?
  3. Какая разница между птицей и самолётом?
  4. Для чего стены в кухне облицованы кафелем?
  5. Кого в лесу, на фоне деревьев, трудно заметить?
  6. Может ли метро столкнуться с автобусом?
  7. Как по глубокому снегу проще передвигаться: пешком или на лыжах? Почему?
  8. Чем отличаются белка и кошка?
  9. Для чего на конверт наклеивают марки?
  10. Если мальчик залезет в ванну, наполненную водой до краёв, что
    случится? Почему?

«Объясни пословицу, расскажи историю». Объяснить, кто, кому и при какой жизненной ситуации может сказать данные пословицы.

  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Дома ешь что хочешь, а в гостях что дают.
  • Дарёному коню в зубы не смотрят.
  • Лёжа, хлеба не добудешь.
  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

«Невидимка». Ребенку необходимо представить и рассказать, что бы он делал, если бы мог стать:

  • высоким, как жираф;
  • маленьким, как муравей;
  • сильным, как Шварценеггер;
  • невидимым, как в шапке-невидимке;
  • лёгким, как воздушный шарик;
  • мягким, как пластилин;
  • ловким, как паук;
  • богатым, как миллионер.

«Полный пересказ». Прослушать текст. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать историю.

«Подскажи словечко». Прослушать текст сначала целиком, а затем только названия действий для каждого персонажа. Рассмотреть картинку.

При повторном чтении текста добавлять в него недостающие слова-действия. Затем самостоятельно пересказать историю, передавая основной смысл услышанного и употребляя точные слова и выражения.

«Нарисуй и расскажи». Прослушать две истории, нарисовать несколько рисунков к каждому тексту, затем использовать их в качестве плана пересказа.

«Пересказ от другого лица». Прослушать историю, а затем рассказать её от имени заданного героя.

«Пересказ стихотворного текста». Прослушать шуточные стихотворения. Пересказать забавные истории своими словами.

«Старые сказки с новыми героями». Вспомнить знакомые сказки: «Три поросёнка», «Колобок», «Дюймовочка», «Ворона и рак». При необходимости прослушать их заново. Рассказать, как изменится знакомая сказка, если в ней появятся новые герои:

  • Три ежонка вместо Трёх поросят;
  • Мальчик-сантиметрик вместо Дюймовочки;
  • Кошка с Мышкой вместо Вороны и Рака и др.

«Старые сказки с новыми предметами». Вспомнить сказки: «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Дюймовочка», «Золушка». Рассказать, как изменится знакомая сказка, если у главного героя появятся названные предметы:

  • у Красной Шапочки мобильный телефон;
  • у Карлсона шапка-невидимка и т.д.

«Придумай окончание». Прослушав начало, рассказать историю целиком. Придумать подходящее название для рассказа.

«Придумай начало». Прослушав конец истории, придумать её начало, название, а затем рассказать целиком.

Результативность. Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр для организации логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников позволяет находить новые пути и методы преодоления речевых нарушений, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников речевым навыкам. Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Использование предложенной мной серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию связного речевого высказывания у дошкольников. Я полагаю, что продемонстрированная мной система работы по развитию связной речи с использованием дидактических игр принесет пользу в своей педагогической деятельности как логопедам, воспитателям детских садов, так и родителям детей дошкольного возраста.

Заключение. На основании собственного опыта можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр в процессе организации логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников создает эффективные условия для повышения у них уровня развития связной речевой деятельности, их включения в игровую деятельность.

Таким образом, роль дидактических игр в развитии связной речи дошкольников велика и очевидна. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Игра помогает стать любому учебному материалу увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний, умений, навыков. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Литература

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
  3. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 67-85.
  4. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 136 с.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.: Ювента, 2007. – 24 с.
  6. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 96 с.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. – Ч. 1. – Первый год обучения (старшая группа). – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 103 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

Консультации для родителейВ жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего разв...

Картотека дидактических игр для развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи1. Составление простых распространенных предложений.2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.3. Обучение детей составлению описательных рассказов...

Использование мнемотаблиц в дидактических играх для развития связной речи дошкольников

Материал знакомит воспитателей с мнемотехникой и использованием мнемотехники в разных возрастных группах....

План проведения педагогического совета- деловой игры "Создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»

Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...

Презентация опыта работы учителя-логопеда высшей категории. Тема самообразования:«Использование различных педагогических методик, театрализации и средств ИКТ в развитии связной речи дошкольников с ОНР»

Примерный план на год: 1. Занятие «Радость» 1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»2. Беседа на тему «Радость»3. Рисование Радости 2. З...