Формирование и активизация связной речи по технологии составления рассказа по картине и серии сюжетных картинок.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Татьяна Сергеевна

Технология по формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi.pptx62.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и активизация связной речи по технологии составления рассказа по картине и серии сюжетных картинок Выполнила: учитель-логопед Дмитриева Т.С. Волжск, 2024

Слайд 2

Цель: предоставить систему работы по развитию связной речи у старших дошкольников по технологии составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок. Задачи: Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в правильной логической последовательности; Упражнять в составление рассказов по картине; Пополнять и активизировать словарь; Формировать словотворчество, фантазию; Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.

Слайд 3

Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове». Сначала дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать. В дальнейшем дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически объединены, т.е . идет развитие монологической речи

Слайд 4

ЗНАЧЕНИЕ В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ : 1 . Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3 . Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 5

Структура занятия: Дети молча рассматривают картину; Проводится беседа, уточняющая содержание и детали; Даётся образец; Дети воспроизводят образец; Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ своё творчество.

Слайд 6

Рассказывание по серии сюжетных картин: Рассматривается и описывается каждая картина из серии; Картинки располагают в правильной логической последовательности; Затем высказывания детей объединяются в один сюжет.

Слайд 7

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже обычно молчаливых и застенчивых детей. Рассматривание картин, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической и монологической речи.

Слайд 8

Подводя итог, хотелось бы отметить, что приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

        Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личност...