Презентация "Сказкотерапия"
презентация по логопедии
Презентация предназначена для логопедов и воспитателей, которые хотели бы узнать больше о сказкотеропии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказкотерапия — течение в психотерапии , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Сказкотерапия – это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм , Э.Берн , Э.Гарднер , Вачков И.В., М. Осорина , Е.Лисина , Т. Зинкевич -Евстигнеева и другие
По определению Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям: Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.
Художественные сказки К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный , и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.
Народные сказки Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Разновидности народных сказок Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт . Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок . Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и « отыгрывания » напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Психотерапевтические сказки Сказки , раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказки Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Эти сказки часто используются детскими психологами — они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.
Психокоррекционные сказки Готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности . Коррекция страхов Коррекция лжи Коррекция воровства Коррекция стресса
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора , как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами: 1) Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. 2 ) Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. 3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие: Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории. Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение. Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом . Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление. Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
Зинкевич -Евстигнеева отмечает, что " сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность".
Спасибо за внимание!
Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства) В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок . Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая . Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.
Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка) В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик . Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста. Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик , и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика . Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой! Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика .
Психокоррекционная сказка (коррекция воровства) Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье. У Дуси был друг — Хомячок Яша . Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим. Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп . Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго. После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей. — Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся. — Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.
Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей) Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат. — Как дела, моя Ами ? — спросила Мама-зебра. — Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами , садясь за стол. — И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами , и та с удовольствием стала есть. Когда с салатом было покончено, Ами спросила: — Мама, а где папа? — Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.