Презентация "Сказкотерапия"
презентация по логопедии

Григорьева Людмила Игоревна

Презентация предназначена для логопедов и воспитателей, которые хотели бы узнать больше о сказкотеропии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoteropiya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Григорьева Людмила Игоревна Сказкотеропия

Слайд 2

Сказкотерапия — течение в психотерапии , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Слайд 3

Сказкотерапия – это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм , Э.Берн , Э.Гарднер , Вачков И.В., М. Осорина , Е.Лисина , Т. Зинкевич -Евстигнеева и другие

Слайд 4

По определению Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Слайд 5

Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям: Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.

Слайд 6

Художественные сказки К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный , и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Слайд 7

Народные сказки Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

Слайд 8

Разновидности народных сказок Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт . Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Слайд 9

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок . Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и « отыгрывания » напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Слайд 10

Психотерапевтические сказки Сказки , раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Слайд 11

Медитативные сказки Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Эти сказки часто используются детскими психологами — они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Слайд 12

Психокоррекционные сказки Готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности . Коррекция страхов Коррекция лжи Коррекция воровства Коррекция стресса

Слайд 13

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора , как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Слайд 14

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами: 1) Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. 2 ) Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. 3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Слайд 15

К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие: Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории. Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение. Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом . Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление. Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Слайд 16

Зинкевич -Евстигнеева отмечает, что " сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность".

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства) В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок . Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая . Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

Слайд 19

Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка) В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик . Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста. Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик , и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика . Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой! Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика .

Слайд 20

Психокоррекционная сказка (коррекция воровства) Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье. У Дуси был друг — Хомячок Яша . Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим. Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп . Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго. После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей. — Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся. — Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

Слайд 21

Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей) Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат. — Как дела, моя Ами ? — спросила Мама-зебра. — Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами , садясь за стол. — И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами , и та с удовольствием стала есть. Когда с салатом было покончено, Ами спросила: — Мама, а где папа? — Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.