Речевые игры по теме "Зимующие птицы"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Махначева Татьяна Леонидовна

Картотека речевых игр "Зимующие птицы" создана в рамках изучения лексической темы "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_zimuyushchie_ptitsy.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме

«Зимующие птицы»

  1. «Один-много»

Цель: развитие навыка словоизменения.

Сорока – сороки, много сорок

Ворона – вороны, много ворон

Воробей – воробьи, много воробьев

Синица – синицы, много синиц

Дятел – дятлы, много дятлов

Голубь – голуби, много голубей

Галка – галки, много галок

Снегирь – снегири, много снегирей

Свиристель – свиристели, много свиристелей

Клёст – клесты, много клестов

Сова – совы, много сов

Сойка – сойки, много соек

Рябчик – рябчики, много рябчиков

Тетерев – тетерев, тетерева, много тетеревов

Глухарь – глухари, много глухарей

  1. «Назови птенцов»

            Цель: развитие навыка словообразования

У сороки – сорочата, сорочонок

У вороны – воронята, воронёнок

У воробья – воробьята, воробьёнок

У галки – галчата, галчонок

У голубя – голубята, голубёнок

У совы – совята, совёнок

У снегиря – снегирята, снегирёнок

  1. «Подбери признаки»

          Цель: обогащение и активизация словаря, развитие навыка согласования существительного с прилагательным

Ворона какая? -  крупная, серая, громкая, страшная…

Дятел какой? – пестрый, лесной, громкий, красноголовый…

Синица какая? – маленькая, шустрая, быстрая, желтогрудая, юркая…

Воробей какой? – коричневый, дрожащий, маленький, озябший…

Снегирь какой? – яркий, красивый, толстый, красногрудый…

Сорока какая? – громкая, яркая, красивая, длиннохвостая…

  1. «Назови ласково»

          Цель: развитие навыка словообразования

Галка – галочка

Синица – синичка

Сова – совушка

Сойка - соечка

Снегирь – снегирёк

Голубь – голубок

Воробей – воробушек

  1. «Чей хвост? Чья голова»

           Цель: развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных

У сороки – сорочий хвост, сорочья голова

У вороны – вороний хвост, воронья голова

У голубя – голубиный хвост, голубиная голова

У воробья – воробьиный хвост, воробьиная голова

У совы – совиный хвост, совиная голова

У снегиря – снегириный хвост, снегириная голова

  1. «Кто как голос подает?»

           Цель: обогащение глагольного словаря.

Ворона – каркает

Воробей чирикает

Сорока – стрекочет

Голубь – воркует

Сова – ухает

  1. «Сосчитай до пяти»

Цель: развитие навыка согласования существительного с  числительным.

Одна сорока, две сороки,… пять сорок

Одна ворона, две вороны,… пять ворон

Один воробей, два воробья,… пять воробьев

Одна синица, две синицы,… пять синиц

Одна сова, две совы,… пять сов

Один дятел, два дятла,… пять дятлов

Один глухарь, два глухаря,… пять глухарей

Один клёст, два клеста,… пять клестов

Одна свиристель, две свиристели,… пять свиристелей

  1. «Четвертый лишний?»

Цель: развивать логическое мышление, учить связному монологическому 

высказыванию, закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы»

Ворона, сорока, синица, ласточка

Воробей, курица, галка, голубь

Сова, глухарь, волк, рябчик

Дятел, лебедь, сорока, ворона

Свиристель, клёст, соловей, голубь

Иволга, сова, клёст, галка

Галка, воробей, совенок, дятел

Галчонок, совенок, синица, вороненок

  1. «Назови действие»

Цель: активизация глагольного словаря

Что птицы умеют делать?

Летают, прыгают, ходят, поют, чистят перья, клюют, спят, ищут корм, защищаются, высиживают яйца…

  1.  «Что есть у птицы?»

Цель: активизация номинативного словаря, упражнение в назывании частей тела птицы.

Голова, клюв, глаза, перья, туловище,  перья, ноги, шея, крылья, грудка, хвост…

  1. «Сложные слова»

Цель: развитие навыка образования сложных слов из двух предложенных, обогащение словаря.

У дятла красная голова, значит он какой? – красноголовый.

У синицы желтая грудка, значит она какая? – желтогрудая.

У снегиря красная грудка, значит он какой? – красногрудый.

У сороки длинный хвост, значит она какая? – длиннохвостая.

У голубя сизые крылья, значит он какой? – сизокрылый.

У дятла длинный клюв, значит он какой? – длинноклювый.

У сороки белые бока, значит она какая? – белобокая.

  1.  «Измени словечко»

       Цель: развитие умения изменять существительное по падежам.

По двору ходит (кто?)  ворона, голубь, дятел…

На крыше нет (кого?) вороны, голубя, дятла…

Я дам хлебных крошек (кому?) вороне, голубю, дятлу...

Я вижу из окна (кого?) ворону, голубя, дятла.…

Пойду во двор, поиграю (с кем?) с вороной, с голубем, с дятлом…

Я наблюдаю из окна (за кем?) за вороной, за голубем, за дятлом…

Я придумаю рассказ (о ком) о вороне, о голубе, о дятле…

  1.  «Что птица делала?»

      Цель: развитие умения образовывать приставочные глаголы.

Птица (ворона, синица, дятел, голубь…) мимо дерева (летела, летел).

Птица (ворона, синица, дятел, голубь…) через дорогу (перелетела, перелетел).

Птица (ворона, синица, дятел, голубь…)  в парк (прилетела, прилетел).

Птица (ворона, синица, дятел, голубь…)  к кормушке (подлетела, подлетел).

Птица (ворона, синица, дятел, голубь)  от кормушки (отлетела, отлетел).

  1.  «Предлоги»

       Цель: развитие умения употреблять в речи предлоги.

Куда прилетел голубь? – на крышу, на скамейку, на снеговика…

Откуда слетел голубь? – с крыши, со скамейки, со снеговика…

Куда залетел голубь? – в гараж, в окно, в сарай…

Где летает голубь? – вокруг кормушки, вокруг столба, вокруг вороны…

Откуда выглядывает голубь? – из-за скамейки, из-за кормушки, из-за вороны…

Куда спрятался голубь от кошки? – под скамейку, под машину, под коляску…

Откуда вышел голубь? – из-под скамейки, из-под коляски, из-под машины..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по теме "Перелетные птицы"

данные игры направлены на развитие словаря детей, на развитие связной речи...

Речевые игры по теме "Перелетные птицы"

Речевые игры по теме "Перелетные птицы"...

Конспект НОД Развитие речи с элементами рисования "РЕЧЕВАЯ ИГРА: ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО? СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА" в подготовительной группе

Конспект  НОД  Развитие речи с элементами рисования "РЕЧЕВАЯ ИГРА: ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО? СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА" в подготовительной группе. Ребята на занятии описывали предметы, употребляя в р...

Презентация "Речевые игры по теме "Перелётные птицы"

Перед проведением речевых игр на закрепление по теме "Перелётные птицы" рекомендуется: вспомнить с ребенкомназвания перелетных птиц, которыеприлетают к нам весной (их названия,внешний вид и ...

Речевые игры по теме «птицы»

Речевые игры по теме "птицы"...