Как стимулировать речевую активность у детей с задержкой речевого развития (ЗРР)
консультация по логопедии

Мельникова Наталья Александровна

Консультация для педагогов и родителей "Как стимулировать речевую активность у детей с задержкой речевого развития (ЗРР)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stimulirovat_rechevuyu_aktivnost_u_detey_s_zrr.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как стимулировать речевую активность у детей с задержкой речевого развития (ЗРР)

В детские сады все чаще поступают дети с задержкой речевого развития. Этой патологии часто сопутствует агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В рекомендации – методы и материалы для родителей и педагогов:  для родителей памятки и сборник игр и упражнений для педагогов, которые помогут стимулировать речевую активность детей.

Как ЗРР влияет на здоровье ребенка

Мозг интенсивно развивается до пяти лет, и это влияет на развитие речи. Для умения разговаривать маленьким детям нужна наглядность. Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, родители и педагоги должны предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.

Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, поскольку память, внимание, восприятие, мышление, воображение и целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Патология может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.

Поручите педагогу-психологу провести консультации для педагогов и родителей воспитанников с ЗРР.  На встречах педагог объяснит, что родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.

Какие советы дать родителям

На встрече с родителями ребенка с ЗРР психолог должен рекомендовать проводить для него больше прогулок в течение светового дня, заниматься физическими упражнениями, находиться в хорошо проветренных помещениях, менять деятельность, есть разнообразную пищу и не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.

Совет

Напомните родителям, что для изменений в речевой активности у детей необходимо время и терпение

Если речевых изменений нет уже долгое время, родителям нужно обратиться к специалистам.

Чтобы активизировать малоговорящих детей, родители могут способствовать пробуждению речевой активности в игровых упражнениях. Ниже читайте пример.

Пример

Упражнение «Массаж мозга»

Каждый день после пробуждения ребенок 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Родители при этом приговаривают: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!».

В конце консультаций педагог-психолог может раздать родителям памятки, которые помогут развивать речь у малоговорящих и неговорящих детей. Воспользуйтесь готовыми памятками.

Совет

Рекомендуйте родителям во время игр придерживаться двух принципов: выдвигать посильные требования и усложнять их постепенно

Какие советы дать педагогам

На встречах психолог должен рассказать воспитателям, с помощью каких заданий они смогут активизировать малоговорящих детей. Задания должны учитывать склонности и эмоции воспитанников. Педагоги должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке. Ниже читайте пример.

Пример

Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»

Ребенок может нарисовать любимую игрушку или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Педагог должен помочь вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».

В работе с воспитанниками с ЗРР педагогам следует менять папки с картинками, альбомы в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, поскольку это активизирует желание рассказывать.

Совет

Формируйте предпосылки для развития активной речи у детей с ЗРР

Целенаправленно формируйте коммуникативную, познавательную, регулирующую функции речи. Нормализовать состояние и работу органов артикуляции педагогам поможет артикуляционная гимнастика.

Какую деятельность организовать педагогам с детьми

Детям с ЗРР нужна деятельность, которая решит их проблемы: жестовую речь, тревожность, агрессию. Они не могут сказать словами и поэтому часто выражают чувства и желания кулаками, криком, капризами.

Например, из-за низкого уровня коммуникативных навыков дети-молчуны проявляют малую активность. Другие воспитанники с ЗРР из-за низкого уровня развития игры не умеют играть. Педагогам важно научить таких воспитанников взаимодействовать, играть, облекать мысль в слово, чтобы их понимали. Для этого подойдут разные виды деятельности.

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребенка. Это поможет сформировать наглядно-образное мышление. Ниже читайте

Пример

Методика с рисованием для малоговорящих детей

Педагог превращает любой рисунок ребенка в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно возвращаться, совместно «перечитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков у ребенка наберется достаточное количество, можно сделать книгу.

Выполнение поручений

Воспитатель просит малоговорящего ребенка пересказать другому воспитаннику, который отсутствовал по болезни, пройденную книгу, показать посадки на клумбе, поделки, рассказать по порядку о том, как их делали. Также воспитатель может поручить малоговорящему ребенку активные роли в играх про увиденное в жизни: «Детский сад», «Школа», «День рождения».

Игры-замещения и пантомимы

Педагоги могут использовать игры-имитации и пантомимы, чтобы развить у малоговорящих воспитанников рефлексию и эмпатию. Например, педагог может сказать: «Представь, что мы самолетики. Сейчас мы облетим всю комнату», что будет звучать для ребенка как магическое заклинание.

Воспитатели должны поощрять склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов. Ниже читайте пример игры-пантомимы.

Пример

Игра-пантомима с малоговорящими детьми

Педагог вовлекает ребенка в игру «Угадай, что я сейчас делаю» и начинает с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать воду, читать книгу, спать. Когда ребенок угадывает, педагог предлагает ему самому загадать действие, а затем самому продемонстрировать его: накрыть на стол, гулять по теплому песку, удирать, как лиса, которая уносит петуха, пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок.

Сюжетно-ролевые игры

Этот вид детской деятельности только формируется в младшем возрасте. Но взрослые – родители и педагоги – могут организовать ролевые игры для малоговорящих детей. Например, можно поиграть в телефон: ребенок использует игрушечный аппарат, звонит маме, папе, бабушке, сказочным персонажам.

Музыкальные игры

Музыкальные игры особенно помогают речевому развитию ребенка. Дети с удовольствием подпевают, любят шумовые инструменты, музыкальные игры «Каравай», «По кочкам».

Поначалу ребенок может проговаривать только окончания или последние слова песенных строк. В дальнейшем он начнет пропевать небольшие песенки целиком, возможно, искажать некоторые слова. Совместно с ребенком педагоги должны петь песню правильно.

Педагоги должны поощрять желание воспитанника двигаться под музыку, подпевать. Также взрослым важно поддерживать воспитанника, когда он танцует и поет о том, что видит вокруг, придумывает собственные мотивы и мелодии.

Совет

Объясните родителям, что дети более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых, любимых игр

 

Повторение за взрослым

Воспитатели показывают ребенку с ЗРР, как использовать наборы мелких игрушек в инсценировках потешек, коротких сказок, стихов, при играх с песком. Через показ они готовят базу для детской игры, подключают действие и помогают в ней.

Возможность выбора

Педагоги предлагают малоговорящему ребенку выбор в том, что касается лично его. Ребенок сможет сделать выбор уже в два года, например при вопросе взрослого: «Ты пойдешь в красных колготках или в синих?» Чувство собственной значимости поспособствует развитию речевой активности у малоговорящего ребенка.

Какие речевые приемы использовать

У детей с ЗРР нет мотива говорить вслух, поэтому они используют жесты: нет эмоции или необходимости. Воспользуйтесь приемами, которые помогут стимулировать речь детей в детском саду и дома, и поделитесь ими с педагогами и родителями малоговорящих детей.

Разговор с собой

Когда ребенок находится недалеко, педагог начинает говорить вслух о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Он говорит медленно, отчетливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребенка. Ниже читайте пример.

Пример

Прием «Разговор с собой»

Во время приема пищи воспитатель проговаривает процесс рядом с малоговорящим воспитанником: «Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный!».

Параллельный разговор

В отличие от предыдущего приема, педагог описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Он как будто подсказывает ребенку слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание

Этот прием помогает освоить ребенку ситуативную речь. Педагог спешить понимать ребенка, а временно притворяется глухим. Ниже читайте пример.

Пример

Прием «Провокация»

Ребенок показывает на полку с игрушками, вопросительно смотрит на педагога, который дает ему не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение  непонятливостью, но это же чувство станет первым мотивом назвать нужный предмет.
При затруднениях педагог должен сказать: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В этом случае ребенок с желанием активизирует речевые возможности, так как почувствует себя сообразительнее взрослого.

Распространение

Воспитатель должен дополнить все, что сказал ребенок, с помощью распространенных предложений. Для этого педагог должен использовать богатую лексику. Постепенно ребенок начнет называть слова правильно, заканчивать мысль, овладевать контекстной речью.

В этом приеме педагогу важно не принуждать ребенка к повторению сказанного. Ниже читайте пример.

Пример

Прием «Распространение»

Ребенок говорит: «Бибика», педагог дополняет: «Машина, грузовая. Она возит тяжелые грузы. Давай положим в кузов кубики и отвезем на стройку».

Приговоры

Педагог сопровождает действия ребенка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Можете поглаживать ребенка в процессе действия – это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл.

Какие упражнения и игры предлагать

У детей с ЗРР недостаточно развита мелкая моторика. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Поручите педагогу-психологу осторожно сгибать и разгибать пальцы рук ребенка, делать легкие поглаживания в направлении от пальцев к запястью. Мелкую моторику можно развивать и в игре.

Внимание

Упражнения должны быть доступными и легко выполнимыми.

Это достигается в результате перехода к все более сложным для ребенка заданиям.

Игры с простыми заданиями лучше всего помогают развитию неговорящих детей. На эмоциональном подъеме у ребенка прорываются первые звуки, слоги, слова. Ниже читайте пример.

Пример

Игра с помощью коробки с конфетами

Разрежьте коробку на ячейки. Теперь это фонарики, а ребенок – волшебник, который может легко превратить фонарики из прозрачных в цветные. У ребенка восторг, удивление, радость, которые он пытается вербализовать.

На речевую и познавательную активность ребенка влияют разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать: смотреть, менять форму, пробовать на вкус. Доступным материалом может стать песок, глина, дерево, бумага.

Например, песок помогает стимулировать ладонь. Педагог может сказать ребенку: «Давай поздороваемся с песочком подушечками пальчиков, кулачками, ребрышками, тыльной стороной ладошки, костяшками».

Также педагоги и родители ребенка с ЗРР могут создавать различные игровые ситуации с помощью воды. Ребенок будет с интересом знакомиться с материалом, изучать свойства и эмоционально реагировать. 

Например, совместно с детьми взрослые могут переливать воду с помощью разных воронок, в том числе и на свежем воздухе, а также создавать пену. На вопрос: «Еще будем делать пену?» даже самые молчаливые дети попытаются сказать: «Да!». В игре «Кораблик и море» взрослый может взять тазик с водой и кораблик, а затем сказать ребенку: «Подуй на кораблик», «Перевези груз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Методы и приемы развития речевой активности у детей с нарушениями в развитии младшего возраста . Потребности в общении с окружающим.

При исправлении нарушения большее внимание уделяется  общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности , индивидуального х...

Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни

Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Преодоление речевых нарушений у детей с задержкой психического развития

данная статья посвящана истории вопроса речевых нарушений у дошкольников с ЗПР,  а также рассмотрены различные формы коррекционной работы по устранению речевых нарушений....