Консультации для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сытина Ольга Ивановна

Консультации и рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Алгоритм логопедического занятия»

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.

2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.

3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.

4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи?

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

•если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;

•заменяет один звук на другой;

•знает мало слов относительно нормы своего возраста;

•в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;

•ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;

•если после 4— 5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т. д.

•если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;

•если есть проблемы с запоминанием и пересказом;

•в словах буквы и слоги меняются местами;

•в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;

•к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет:

Если ребенок вовсе не произносит звук «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.

2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.

3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.



Предварительный просмотр:

Вокальные упражнения в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Логопедия тесно связана с вокалом, так как речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому, элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, довольно часто применяется в коррекции речевых нарушений.

Используя вокальные упражнения в работе с детьми с нарушениями речи, можно решить множество речевых проблем и добиться следующих задач непосредственно в игре, так как на занятиях всегда преобладает игра, ведущий вид деятельности дошкольников.

1. Формирование у детей правильного речевого дыхания.

2. Формирование навыка выразительной речи.

3. Формирование интонационной речи.

4. Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукопроизношения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Все психические процессы – память, внимание, воображение и мышление развиваются с прямым участием речи, поэтому устранение речевых дефектов важно для нормального развития человека.

Вокальные упражнения хорошо сопровождать музыкой, и хорошо, если логопед и музыкальный руководитель работают в тандеме.

Логопедическая работа часто направлена на снятие напряжения, зажатости, активизации работы речевого аппарата (губ, языка). В этих случаях вокал приносит большую пользу. Очень полезно использовать в работе вокальное дыхание – короткий вдох, долгий выдох и умение правильно направлять выдыхаемый воздух.

Приемы, используемые при выполнении вокальных упражнений, помогают корректировать моторный механизм нарушенного произношения путем артикуляционной гимнастики – активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.

Пение способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляционную и общую моторику, память. Роль пения при коррекции речевых функций трудно переоценить, особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. При пении слова плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт, при этом ненужные акценты речи сглаживаются.

Пропевание отдельных фраз – прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи.

Для достижения эффективности при работе с детьми с речевыми расстройствами учитываются следующие принципы:

Принцип систематичности;

Принцип наглядности;

Принцип доступности;

Принцип постепенного повышения требований;

Принцип развития;

Принцип всестороннего развития;

Принцип комплексности.

Из этих принципов можно выделить основные направления и средства коррекционной работы.

Основные направления и средства коррекционной работы

1 Коррекция речевых нарушений. Работа над звукопроизношением, интонационной стороной речи, речевым дыханием, чувством ритма и темпа Специальные упражнения, стихи, песенный материал для артикуляционной и дыхательной гимнастики, выработки интонации, развития силы голоса и его выразительности

2 Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, координации Различные виды движений, ходьбы и бега; упражнения на балансире, с предметами и без предметов, с пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища.

3 Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств Упражнения на передачу эмоционального образа, характера музыки, выразительности движений, волевую саморегуляцию

4 Активизация интеллектуальной деятельности Усвоение понятий через выполнение заданий на логическое мышление, сравнение, анализ, синтез, передачу впечатлений

5 Исполнительская деятельность Танцы, песни, игра на шумовых и музыкальных инструментах. Участие в праздниках, конкурсах, спектаклях

6 Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, ощущений, восприятия (сенсорных систем) Упражнения на активизацию наблюдательности, пополнения объема памяти, распределение внимания. Игры с сенсорным материалом, с предметами и без них

Привожу пример вокальных упражнений и игр, которые я использую в своей логопедической работе.

Игры на формирование правильного дыхания

(быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)

1. «Ароматный цветок»

Дети на полянке срывают цветочек. Коротко, но глубоко вдыхают его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

2. «Надуваем шарик»

Упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делает вдох носом и медленно ртом вдыхаем его а «шарик». Дуть надо осторожно, не торопясь, чтобы шарик не лопнул.

У кого получится дуть дольше всех и надуть большой шарик, тот и выиграл.

3. «Шарик лопнул»

Встать ровно, в руках (между ладошек) держать воображаемый шарик. Но шарик оказался с дыркой. И он начинает сдуваться. На звук «С-С-С-С» шарик медленно сдувается. Задача детей – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони руг к другу (шарик уменьшается).

4. «Ныряльщики»

Ныряем под воду.

Вдох носом, и сразу же зажимаем его пальцами, приседаем на корточки, и потихоньку выдыхаем. У кого дыхание закончилось – «всплывает» на поверхность воды (поднимается на ноги).

Игры на формирование протяжного, напевного звучания голоса

1. «Нарисуй мелодию!»

Рисуем кисточкой мелодию песни (рисуем голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисти от бумаги».

2. «Песенка»

Песенка – это ниточка, которая тянется ровно без узелков. Тянем и пропеваем гласные звуки.

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь также ровно и протяжно, как катится мячик.

Упражнения для развития дикции и артикуляции

В этом помогают скороговорки.

1. Проговариваем скороговорки с разной звуковысотностью: то

сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

2. Проговариваем скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.

Скороговорки на отработку различных звуков:

1. Звук «Ж». Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал: Ж-жжу. Как я жужжать устал!

2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!

3. Звук «Ш». Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.

4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.

Упражнение «Буквы»

Применяя в своей работе упражнение «Буквы» я решаю множество речевых проблем у детей с задержкой речи. Так же это упражнение помогает мне добиться формирования у детей вокальных навыков, правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, выразительной речи.

К этому упражнению созданы визуальные пособия, по которым легко выстроить обучающий процесс.



Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

В случае, если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения, а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.

У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т. п. (т. е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.

8. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т. д.

11. Развитие мышления

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом» : например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы» : помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?

Не обязательно.

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Трудности при овладении чтением и письмом

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша

- Если он – переученный левша

- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу

- Если в семье говорят на двух и более языках

- Если ребенок слишком рано пошел в школу

- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

- Если нарушено звукопроизношение ( возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок. Логопедическими ошибками считаются :

- Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о, Е – З).

- Пропуски букв, слогов.

- Недописывание слов, лишние буквы в словах, слитное написание слов.

Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

Как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и «воображал». Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться – раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи, без помощи взрослых выполнять простейшие задания). Бросьте все силы на пополнение словарного запаса ,беды нашего времени, обеспечив ребенка не только детским в саду, но и взрослым уровнем общения. Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма) : подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он строит, лепит. Научите правильно держать ручку.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

- Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Помогите своему ребенку:

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы

- знать времена года, названия месяцев, дней недели

- уметь различать цвета

- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

- иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.

Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки.

От чего зависит развитие речи ребенка? Здесь можно выделить 3 основных фактора, влияющих на речь ребенка:

1. образец речи в семье (общение с ребенком, диалект, традиции, культура речи).

2. собственный речевой опыт (общение со сверстниками, общение со взрослыми.

3. занятия в детском саду, при необходимости занятия с логопедом.

Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...