Слоговая структура слова. Этапы коррекции.
статья по логопедии

Шагина Анна Николаевна

Слоговая структура слова является одной из ключевых составляющих фонетической системы языка. Она играет важную роль в процессе восприятия речи и её воспроизведения. Нарушения слоговой структуры могут проявляться у детей разного возраста и иметь различные причины, включая неврологические нарушения, задержку речевого развития, дислалию и другие факторы. Логопедическая работа над коррекцией слоговой структуры направлена на улучшение произносительных навыков ребёнка и повышение его коммуникативных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_slogovaya_struktura_slova.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм»

 дошкольное отделение – детский сад № 61

Слоговая структура слова. Этапы коррекции.

Подготовила:

учитель-логопед Шагина А.Н.

 

с. Ершово, 2025 год

Слоговая структура слова является одной из ключевых составляющих фонетической системы языка. Она играет важную роль в процессе восприятия речи и её воспроизведения. Нарушения слоговой структуры могут проявляться у детей разного возраста и иметь различные причины, включая неврологические нарушения, задержку речевого развития, дислалию и другие факторы. Логопедическая работа над коррекцией слоговой структуры направлена на улучшение произносительных навыков ребёнка и повышение его коммуникативных возможностей.

Основные понятия

Для начала важно понять несколько базовых терминов:

- Слог: минимальная звуковая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог может включать гласный звук (слогообразующий элемент), согласные звуки и их сочетания.

-Фонетика: наука о звуках речи, которая изучает артикуляцию, акустические характеристики и восприятие звуков.

- Артикуляция: процесс формирования звуков речи при помощи органов артикуляции (губы, язык, зубы, нёбо).

- Просодика: совокупность таких характеристик речи, как интонация, ритм, темп, ударение, мелодика.

Нарушения слоговой структуры могут выражаться различными способами:

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка. Причины нарушений слоговой структуры

Причины подобных нарушений могут быть разнообразными:

- Неврологические расстройства. Такие состояния, как дизартрия, могут приводить к нарушению координации движений органов артикуляции, что затрудняет правильное произнесение слогов.

- Задержка речевого развития. Если ребёнок начинает говорить позже сверстников, он может испытывать трудности с формированием правильной слоговой структуры.

- Дислалия - это нарушение произношения отдельных звуков, которое также влияет на структуру слова.

- Психологическая травма или стресс. Некоторые дети могут временно терять способность правильно строить слоговую структуру под влиянием сильных эмоциональных переживаний.

Этапы коррекции

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

- Подготовительный. Целью данного этапа является подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

- Коррекционный. Целью данного этапа является коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки (ориентировка в собственном теле, ориентировка в трехмерном пространстве относительно себя, ориентировка относительно предмета, ориентировка на листе бумаги) ;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений (совершенствование движений общей моторики, совершенствование мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие чувства темпа, формирование чувства ритма).

Коррекционный этап

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений, чистоговорок, стихов и других текстов.

Уровень работы с гласными звуками предполагает выполнение следующих задач:

  • учить повторять гласные звуки за логопедом;
  • учить произносить звук заданное количество раз (сколько точек на кубике, сколько раз хлопну);
  • учить пропевать серии звуков с чёткой артикуляцией;
  • учить производить запись буквенного ряда (для детей, знающих буквы), либо заменить символами звуков: А У И О; АУ; ИА; ОА; АУИ; ИАУ; АУА; УАУ; АУИА;
  • учить выделять ударный звук: Ауа, ауА, аУа;
  • учить узнавать звук или серию звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  • учить произносить гласные звуки в соответствии с услышанным ритмом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Работа над слогами производится на базе всех гласных звуков, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов). Работу над слогами можно проводить в процессе автоматизации звуков, а также совмещать с работой над словами, например, работа над закрытым слогом предшествует формированию 3 кл. слоговой структуры (ОМ, ОТ, ДОМ, КОТ). На данном этапе решаются следующие задачи:

  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и согласным звуками: ПА-ПА-ПА;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками: ТА-ТО-ТУ, ПЫ- ПУ-ПА;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками: ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО (После освоения можно брать слова 1,2 классов слоговой структуры);
  • учить воспроизводить обратные слоги с одинаковыми гласными и согласными: АМ-АМ-АМ;
  • учить воспроизводить обратные слоги с разными гласными: АМ-ОМ (После освоения можно брать слова 3 класса слоговой структуры, затем 4);
  • учить воспроизводить интервокальные слоги: АМА-ОПО;
  • учить воспроизводить интервокальные слоги со сменой гласных: АПО-УПА.
  • учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа согласный+согласный+гласный (сначала один и тот же, затем разные): КМА-КМО;
  • учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа гласный (сначала один и тот же, затем разные)+согласный+согласный: АКТ, ОФТ (После освоения можно брать слова 5 класса слоговой структуры);
  • учить воспроизводить слоги типа гласный+согласный+согласный+гласный: АКМА, АДНА(После освоения можно брать слова 6 класса слоговой структуры и далее).
  • учить называть ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

Работа над словами.

На данном этапе работы отрабатываются слова с различными типами слоговой структуры согласно классификации по А.К.Марковой:

1 класс: двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата;

2 класс: трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута;

3 класс: односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев.

4 класс: двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух;

5 класс: двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка;

6 класс: двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик;

7 класс: трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок;

8 класс: трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка;

9 класс: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник;

10 класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка;

11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб (иногда разделяют на два класса слоговой);

12 класс: двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;

13 класс: четырехсложные слова из открытых слогов: паутина.

Для отработки слов эффективно применять следующие игры и упражнения:

«Слоговые дорожки» (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

«Слоговые домики» (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

 «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).

«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)

«Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )

«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).

Уровень коротких предложений, чистоговорок, стихов и других текстов предполагает закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. К этому этапу должны быть поставлены и автоматизированы все звуки. На данном этапе работы выполняются следующие задачи:

  • отраженно проговаривать и заучивать: слова, словосочетания и предложения, рифмовки и стихи, скороговорки, рассказы различной сложности.
  • учить пересказывать тексты, содержащие слова, различной слоговой структуры;
  • учить составлять рассказы, содержащие различные по сложности слова.

Работа над слоговой структурой слова требует комплексного подхода, включающего развитие слухового внимания, артикуляционную гимнастику, использование игровых методик и регулярную обратную связь. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, поэтому подход к коррекции должен быть индивидуальным. Регулярные занятия с квалифицированным специалистом помогут ребёнку улучшить свои речевые навыки и повысить качество общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.

Методические рекомендации и упражнения для логопедов....

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Нарушение слоговой структуры слова. Этапы коррекционной работы. Игры и упражнения

Нарушения слоговой структуры слова - очень распространенное нарушение не только у детей младшего дошкольного возраста, но даже у детей 6-7 лет. Коррекция этого нарушения - одна из приоритетных задач в...

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отд...

Выступление на практико-ориентированной мастерской учителей-логопедов дошкольных учреждений "Коррекция нарушений слоговой структуры слова на заключительном этапе работы с использованием дидактических игр"

Выступление на практико-ориентированной мастерской учителей-логопедов дошкольных учреждений "Коррекция нарушений слоговой структуры слова на заключительном этапе работы с использованием дидактиче...