Дизартрия. Основные направления работы
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Дизартрия. Основные направления работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_dizartriya._osnovnye_napravleniya_raboty.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей9 

Дизартрия. Основные направления работы

Дизартрия -  это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. В результате ухудшается произносительная сторона речи.

Внешние  проявления  этого  заболевания  естественно  связаны  с произношением.  В  понятие  произношение  вкладывается  не  только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние  проявления  могут  иметь  различные  комбинации.  Все  зависит  от того,  где  произошли  поражения  нервной  системы,  какой  тяжести  и  какова область поражения.

В случае стертой формы (степени) дизартрии речь деток не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Так думают некоторые родители. Ну,  иногда  меняет  звуки  в  словах.  Тоже  не  велико  горе.  Ну,  расслабился ребенок,  задумался  –  вот  и  произнес  слово  не  так.  И  таким  родителям невдомек,  что  это  происходит  не  от  расслабления  или  невнимания,  а  от микроогранического  поражения  головного  мозга.  И  в  этом  случае отмахнуться  от  проблемы  не  удастся.  И  лечение  этого  «не  велика  горя» может растянуться на многие годы. 

Понаблюдайте за своим ребенком!

Обратите внимание на  общую моторику ребенка. То есть на то, как он  двигается.  Что  же  нас  должно  насторожить?  Дети  любят  играть  в животных,  подражая  их  движениям  и  голосу.  У  «наших»  детей  это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо  стоять  на  одной  ноге.  И  вообще  такие  дети  малоактивны  и быстро  устают  от  нагрузок.  Понаблюдайте  за  ребенком  во  время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то  это  выразится  в  нарушенном  ритме  движений.

Особый акцент сделайте на наблюдение мелкой моторики вашего ребёнка. Как он застёгивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Ребёнок не любит рисовать? Понятно, что это ещё не признак дизартрии. Ну не любит, такой человек растёт. Но все эти «экзамены» не для него. Для вас. Для вашего спокойствия. Но вся наша жизнь для него, маленького существа, который не в состоянии сам справиться со своими проблемами. Который ещё не понимает, что проблемы уже окружили его тесным кольцом.

Поэтому не медлите. Протестируйте вашего ребёнка. Попросите  его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочерёдно. Если для ребёнка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня.  Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребёнка. 

А сейчас я приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стёртой дизартрии. Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребёнка постоянно опущены. Вялые губы, остаются такими даже тогда, когда ребёнок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык вялый, особенно кончик языка. 

Мышцы лица у ребёнка находятся в постоянном напряжении. От этого на нём практически отсутствуют мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребёнка толстый и малоподвижный. Всё это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены.   Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.

Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что наш ребёнок не может выполнить артикуляционным аппаратом движения, необходимые для произнесения определённых звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребёнок производит массу   хаотических движения артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.

Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.

Ещё можно наблюдать у ребёнка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов, но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали,  что это называется гиперкинезы. Самый выраженный дефект звукопроизношения у деток с дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков. 

И ещё несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи.  У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договариваю предложение на вдохе. Речь как бы захлёбывается.  

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась стёртая дизартрия.

Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребёнка это поход к неврологу. Но перед посещение врача, ещё раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора.

       Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Большинство малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Однако одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия.

       Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. При дизартрии у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, отмечается нехватка воздуха при разговоре, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка.  Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.

Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту, ведь только при совместной работе невролога, логопеда и родителей можно справиться с данной проблемой.

          Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:

  • Воспитание детей с дизартрией. Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

  • Упражнения для языка.
  1. «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  2. «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку. Челюсть остается неподвижной.
  3. «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  4. «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  5. «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  6. «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. Челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цоканьи губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.
  • Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  • Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  • Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать, для этого проводится дыхательная гимнастика.

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • «Мишка на воздушном шаре»
    Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.
    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.
  • «Шарик поет»
    Основа упражнения остается та же.
    Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.
    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1. Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2. Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • «Кораблики». Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • «Пузырьки». Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • «Ветер и снег». Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • «Фокус». Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончик и подуть на вату, чтобы она упала.
  • «Рисунки». Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.
  • Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Профилактические меры

Профилактические меры первично начинаются еще во время беременности, когда мать должна следить за своим здоровьем, предохраняться от инфекционных заболеваний, отказаться от вредных привычек и т. д.

В раннем детском возрасте важно следить, чтобы ребенок был защищен от нейроинфекций и травм.

Если так вышло, что у малыша имеется предрасположенность к данному нарушению, необходимо:

  • общаться с ребенком еще до начала появления у него своей речи;
  • поддерживать все попытки к началу вокализации;
  • обучать и развивать ребенка, проводить с ним упражнения на моторику, говорение и пр.;
  • следить за отклонениями от нормы, посещать невролога и логопеда.

Вра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...

Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы

В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...

Виды дизартрии и направления работы логопеда.

Краткая характеристика  видов дизартрии и речевых нарушений, основные направления работы логопеда....

Консультация для педагогов ДОУ (из опыта работы) «Основные направления работы по познавательно-исследовательской деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков....

Презентация. Основные направления работы при дизартрии

Презентация. Основные направления работы при дизартрии...

РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»

Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....