Как выявлять уровень развития речи дошкольников
презентация по логопедии

Уляшева Ольга Владимировна

Образовательный рынок наводнен педагогическими методиками и разработками. Не всегда эти методики соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Выбрать «правильные» методики – задача воспитателя. На уроке расскажем о том, как провести диагностику развития речи детей. Получите практический материал, который сможете использовать в своей деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как выявлять уровень развития речи дошкольников УляшевА О.В.

Слайд 2

Введение Выбрать «правильные» методики – задача воспитателя !

Слайд 4

Мы проверяем словарный запас ребенка в соответствии с возрастом и его способность быстро подобрать нужное слово. словарный запас

Слайд 5

Какие картинки подбирать для диагностики словарного запаса дошкольников?

Слайд 6

Мы проверяем, правильно ли ребёнок произносит звуки и употребляет слова. Этап 1. Для проверки взрослый задает ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?» Этап 2. Взрослый называет предметы или его признаки. Ребёнок подбирает к ним слово, противоположное по значению. Прием показывает, правильно ли ребёнок понимает сущность слова. лексические и грамматические навыки

Слайд 7

фонетическое развитие Мы проверяем правильность произношения звуков. Воспитатель выясняет , как ребенок понимает и различает звуки. Этап 1. Взрослый проверяет как ребенок произносит звуки. Ребенок повторяет за взрослым слова. Этап 2. Взрослый показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Ребенок должен их хорошо знать. Взрослый просит выбрать карточки, на которых есть заданный звук.

Слайд 8

Например:

Слайд 9

Этап 3. Интонационная выразительность речи. Взрослый просит ребенка произнести любую фразу с разной интонацией. Я иду в зоопарк! У меня есть собака. Пришла весна) Я люблю конфеты

Слайд 10

Связность речи Мы выявляем, как ребенок может логически выстраивать предложения и строить небольшое повествование. Воспитатель предлагает описать предмет на картинке или игрушку. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Слайд 11

общее развитие речи Это животное? Живет в лесу? Диагностика проверяет, может ли ребенок самостоятельно менять формы слова, понимает их значение, строит ли предложения. Для этого диагностирующий загадывает простое слово. Ребёнок задает наводящие вопросы и отгадывает слово.

Слайд 12

Родители и диагностика речи ребенка Рекомендуйте родителям провести диагностику развития речи ребенка дома. Знакомите их с простыми методами. Разработано много вариантов диагностических методик для определения речевого развития дошкольников. Все они есть в сети «Интернет ». Например, на таких сайтах как:

Слайд 14

Заключение ВАЖНО : Диагностику проводят с учетом возраста детей! В каждой диагностической методике есть тестовые задания, описание оценивания и критерии определения уровня речевого развития! Диагностику принято проводить по нескольким направлениям речевого развития!



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Как выявлять уровень развития речи дошкольников

Стародубцева Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагоги...

Уляшева О.В.  Слайд 2.

Образовательный рынок наводнен педагогическими методиками и разработками. Не всегда эти методики соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Выбрать «правильные» методики – задача воспитателя. На уроке расскажем о том, как провести диагностику развития речи детей. Получите практический материал, который сможете использовать в своей деятельности. 

Слайд 3.

Какие виды диагностики речевого развития проводят в детском саду

В дошкольном возрасте важно следить за развитием речи ребенка. Для этого проводят всестороннюю диагностику речи детей. Какие направления диагностики показывают уровень развития речи дошкольников, смотрите на слайде.

К ним относятся:

  • Изучение словарного запаса детей
  • Проверка лексических и грамматических навыков
  • Проверка фонетического развития речи
  • Проверка связности речи
  • Проверка общего развития речи

Рассмотрим каждое направление диагностики подробнее.

Слайд 4.

Как изучать словарный запас детей

Диагностика проверяет количество слов в словаре ребенка в соответствии с возрастом, способность быстро подобрать слово.

Для этого берут по 10-15 картинок с животными, растениями, фруктами, и другими предметами, которые знает ребенок. Всего должно быть не более 30 карточек. Взрослый называет ребенку обобщающее слово. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки.

За одну карточку ребенок получает 1 балл. Все баллы складываются.

Определение уровней:

Высокий уровень – 25-30 б.

Средний уровень – 10-25 б.

Низкий уровень – до 10 б.

Слайд 5.

Какие картинки подбирать для диагностики словарного запаса дошкольников

Важно подбирать карточки, которые соответствуют возрасту. Лучше всего подготовить картинки повседневных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

 


Слайд 6.

Как проверять лексические и грамматические навыки у детей

Диагностика проверяет, правильно ли ребёнок произносит звуки и употребляет слова. Такую диагностику проводят в два этапа.

Этап 1. Для проверки взрослый задает ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Определение уровней:

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Этап 2. Взрослый называет предметы или его признаки. Ребёнок подбирает к ним слово, противоположное по значению. Прием показывает, правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, ребенку называют слово «длинный». Ответ, который должен дать дошкольник: «короткий». По аналогии с парами «светлый – темный», «быстрый – медленный» и т. д.

Определение уровней:

Высокий – ребенок правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Например: Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Слайд 7.

Как проверять фонетическое развитие речи дошкольников

Диагностика проверяет правильность произношения звуков. Взрослый выясняет, как ребенок понимает и различает звуки. Диагностику проводят в три этапа.

Этап 1. Взрослый проверяет как ребенок произносит звуки. Ребенок повторяет за взрослым слова.

Определение уровней:

Высокий – ребенок все звуки произносит правильно.

Средний – звуки произносит правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – делает ошибки в произношении многих звуков.

Этап 2. Взрослый показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Ребенок должен их хорошо знать. Взрослый просит выбрать карточки, на которых есть заданный звук. Например: звук [л] – картинка «ложка».

Определение уровней:

Высокий – ребенок правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Слайд 8.

Какие задания подбирать при проверке фонетического развития речи

Выбирайте задания с сонорными и шипящими звуками. При их произношении дети наиболее часто испытывают трудности.


 Слайд 9.

Этап 3. Интонационная выразительность речи. Взрослый просит ребенка произнести любую фразу с разной интонацией. Например: я иду в зоопарк. Нужно произнести удивленно, радостно и вопросительно.

Определение уровней:

Высокий – ребенок правильно произносит предложение с разной интонацией.

Средний – правильно передает только две интонации.

Низкий – может произнести только в повествовательной или 1-й из предложенных интонаций.

 Слайд 10.

Как оценивать связную речь воспитанников

Диагностика выявляет, как ребенок может логически выстраивать предложения и строить небольшое повествование.

Воспитатель предлагает описать предмет на картинке или игрушку. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Определение уровней:

Высокий – ребенок составляет правильное описание предметов. Рассказ ребенка разбит на три логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Слайд 11.

Как анализировать общее развитие речи

Диагностика проверяет, может ли ребенок самостоятельно менять формы слова, понимает их значение, строит ли предложения.

Для этого диагностирующий загадывает простое слово. Ребёнок задает наводящие вопросы и отгадывает слово.

Определение уровней:

Высокий – ребенок правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только одно слово. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

 

Пример, как провести общую проверку развития речи дошкольника:

Игра «Отгадай слово»

Воспитатель загадывает слово «волк». Ребенок задает воспитателю вопросы:

– Это живое или не живое?

– Это птица?

– Это животное?

– Домашнее или дикое?

– Какого цвета у него шерсть?

– Любые другие

– Это волк!

Повторить игру с другими предметами.

Большое количество отклонений выявляют с помощью диагностики на ранних стадиях. Чем раньше выявили проблему, тем лучше будет результат.

Слайд 12.

Можно ли рекомендовать родителям самим проводить диагностику речи ребенка

Рекомендуйте родителям провести диагностику развития речи ребенка дома. Знакомите их с простыми методами.

 Разработано много вариантов диагностических методик для определения речевого развития дошкольников.  Все они есть в сети «Интернет». Например, на таких сайтах как: Смайл, nsportal.ru  и другие.

Слайд 13.

Показатели оценивания представлены на слайде.

К ним относят:

  • Содержательность речи;
  • Композиция высказывания;
  • Использование разных частей речи;
  • Звуковое оформление высказываний;
  • Способы связей между предложениями;
  • Грамматическая правильность.

 

Оценка содержательности речи зависит от типа речи. В повествовании это умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности. В описании под содержательностью понимают умение раскрыть подтемы, признаки и действия.

Композиция высказывания предполагает наличие трех структурных частей: начала, середины, конца рассказа.

Грамматическую правильность речи определяет правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях.

Слайд 14.

Заключение

Воспитатель вправе сам выбирать, какие методики для определения речевого развития дошкольников он будет применять в работе.

Диагностику проводят с учетом возраста детей!

В каждой диагностической методике есть тестовые задания, описание оценивания и критерии определения уровня речевого развития!

Диагностику принято проводить по нескольким направлениям речевого развития!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Справка по итогам проведения сравнительного контроля по вопросу "Уровень развития речи детей младшего возраста".

Спарвка включает в себя основные аспекты по формированию уровня развития речи детей младшего возраста в ДОУ по программе  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи у детей+ игровые упражнения...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали, что у...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...

Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.

14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...

Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."

В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития. Предожены конкретные задания по коррекции....