Мастер-класс для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика»
методическая разработка по логопедии
Мероприятие для повышения эффективности коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
совместное мероприятие с родителями и детьми | 11.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика»
Целевая группа: родители и дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями в возрасте 4-7лет.
Цель: повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
1.Повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.
2.Показать значение артикуляционной гимнастики.
3.Формировать представление у родителей о правильном выполнении артикуляционных упражнений.
4.Обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений.
5.Научить выполнять специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата, необходимые для произношения определённых групп звуков.
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: педагог, родители, дети.
Оборудование: индивидуальные зеркала; бумажные и влажные салфетки; для проведения артикуляционной гимнастики: сушки или баранками разных размеров и формы, сухарики, конфетки, соломка съедобная, мармелад, жевательные конфетки, кусочки фруктов, чупа-чупсы, варенье, мед и т.д.
План проведения:
Вступительная часть.
Практическая часть.
Заключительная часть.
Подготовительная работа: подготовить памятки для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика».
Вступительная часть.
Педагог: здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашей встрече. Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Педагог проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Педагог: сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков: языка, губ, щек, нижней челюсти. Артикуляционная гимнастика усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.
Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Как же правильно проводить упражнения по артикуляционной гимнастике?
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
9.Взрослый показывает выполнение упражнения.
10.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
11.Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Практическая часть
Уважаемые родители, все дети любят сладости, и я хочу показать, как можно со сладостями провести артикуляционную гимнастику. А для этого можно использовать конфетки, печенье, соленые и сладкие палочки (сломка), чупа-чупсы, варенье, мед, цукаты, дольки и кусочки фруктов. Логопедические гастрономические развлечения не только доставят ребенку огромное удовольствие, но и будут способствовать его развитию. В основе игр с продуктами питания лежат упражнения, которые помогут нормализовать тонус детского язычка и натренировать мышцы, работа которых необходима для развития правильного звукопроизношения, а значит для красивой и чистой речи. Ещё есть один положительный момент таких развлечений – это занятость ребёнка. Важно учесть, что разрешая ребенку играть с едой, нужно быть готовыми к тому, что она имеет свойство крошиться, разливаться и оставлять пятна на одежде, поэтому заранее примите меры.
Вкусная гимнастика
«Упражнения с соломкой»
Вкусная гимнастика с соломкой-это очень забавно и смешно. Можно сделать усы из соломки, а можно покачать соломку на языке, как штангу! Делай вместе со мной вкусную артикуляционную гимнастику с соломкой, и ты укрепишь мышцы своего языка, будешь правильно произносить звуки и сделаешь свою артикуляцию четкой.
1. «Трубочка» языком - положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
2.Трубочка» губами - держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
3.«Чашечка» языком- отломить кусочек соломки и положить в углубление
4.«Грибок» - удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
5.Делаем «усы» - удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
6.«Ложка на тарелке»- кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее.
«Упражнения с конфетками»
1. Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку-драже.
2. Облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны щек. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё. Начинать лучше с конфеты большего размера. Так как сначала легче выполнять движения с большой амплитудой, затем берём конфетки поменьше.
3.«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т. д.
4.«Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.
5.«Вкусное варенье». Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз. Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т. д.
«Упражнения с печеньем, сухарями»
1.Крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их «склевать».
2. Покусать печенье или сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая.
3.Положить крошку-печенье на кончик языка и сдуть.
4. Проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья.
5.Построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика.
6. Ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут.
«Упражнения для сладкоежек»
1.Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.
«Упражнения с сушкой»
Для этих упражнений запасёмся сушками или баранками разных размеров и формы.
1.Хоботок». Вытянуть губы в сушку.
2. «Машинка в гараже». Высунуть широкий язык в сушку.
3. «Змейка в домике». Высунуть узкий язычок в сушку.
4. «Фокусник». Язычок с сушкой положить на нижнюю губу
5.«Лифт». Острый язычок с сушкой поднять вверх.
6. «Замок». Острым язычком с сушкой дотянуться до верхней губы.
7. «Поворот налево». Держать сушку слева и просунуть в неё язычок.
8. «Поворот направо». Держать сушку справа и просунуть в неё язычок.
9. «Крючок». Подвесь сушку на острый язык и удерживай под счёт до 5.
10. «Бусы». Передвигать сушки острым языком слева – направо, и наоборот.
Заключительная часть
Надеюсь, данные игры и упражнения помогут вам и вашим детям в развитии артикуляционной моторики.
Упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей! Выполнять только в присутствии взрослых.
Не забывайте, что эффективность упражнений и их результат напрямую зависят не только от систематичности выполнения, но и от того, в какой форме они подаются детям.
Предлагаю вашему вниманию буклеты по проведению артикуляционных упражнений.
Интересных, полезных Вам занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений.
Мастер-класс по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений. Для воспитателей ДОУ....
Консультация для родителей "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Как провести артикуляционную гимнастику интересно, увлекательно и вкусно? Ою этом расскажет учитель-логопед....
Консультация для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика».
Консультация для родителей.как можно дома весело проводить артикуляционную гимнастику...
Мастер-класс для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика»
Давайте познакомимся с упражнениями «вкусной» артикуляционной гимнастики. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Пон...
Консультация для родителей "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Консультация для родителей "Вкусная артикуляционная гимнастика"...
Консультация для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика»
Ни для кого не секрет, что основа для правильной и красивой речи ребенка закладывается еще в раннем и младшем возрасте. К тому времени, как малыш достаточно подрастет для того, чтобы «рычать&raq...
Мастер-класс для родителей "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс для родителей "Вкусная артикуляционная гимнастика" в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы с родителями детей ОВЗ– это сотрудничество...