Методики выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Цель: Определить правильность понимания ребенком смыслового значения предлогов, умения ребенка самостоятельно называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapralova_rimma_l-18-1._metodiki_i_simptomatika.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А. [7]
Состоит из тестов в количестве 11 штук. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей. В методике выделены 2 блока: 1 блок- исследование пассивного словаря, 2 блокисследование активного словаря. В 1-м блоке детям представляются 3 задания, которые направлены на исследование: понимания обобщающих слов с деталями (6 проб), понимание названий детенышей домашних и диких животных (10 26 заданий), понимание слов с противоположным значением (18 картинок). Во 2-м блоке предложено 8 заданий, такие как: «Что чем делают?» (10 заданий), «Кто как передвигается?» (8 проб), «Скажи наоборот» (10 слов), «Назови» проводится по 6 лексическим темам (посуда, мебель, одежда, животные, овощи, фрукты), на каждую тему предлагается 5 картинок; «Как называется..?» - задание направлено на обследование номинативного словаря, ребенка просят ответить «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» и т. д. Всего предлагается 9 проб. В следующем задании детей просят подобрать родственные однокоренные слова к предложенным логопедом словам, например: лес, вода, земля, радость, зима, поле, след, скорость. В задании на исследование атрибутивного словаря детей просят подобрать определения к 10 словам. В последнем задании блока необходимо подобрать антонимы к прилагательным, всего 10 проб.
Система оценивания методики достаточно простая и единая ко всем заданиям двух блоков. Максимальное количество баллов за верный ответ- 2 балла. Соответственно за правильное выполнение задания выставляется 2 балла, если ребенок при выполнении задания затрудняется ответить или выполняет его с помощью логопеда, задание оценивается в 1 балл. Отказ от выполнения или далекая замена - 0 баллов.
После выполнения всех заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 258 баллов, соответствует высокому уровню; 149-214 баллов (58% - 83% правильно выполненных заданий) - среднему; менее 149 баллов (менее 58 % правильно выполненных заданий) - низкому уровню лексического развития ребёнка.
Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой
состоит из 2-х блоков: 1. Понимание и употребление слов номинативного лексического значения. 2. Выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.
Первый блок включает в себя 5 заданий. Задание №1. Состояние номинативного словаря (9 проб по 5 предметов); 28 Задание №2. Состояние глагольного словаря (24 пробы); Задание №3. Состояние атрибутивного словаря (качественные, относительные и притяжательные прилагательные, всего 17 проб); Задание №4. Словарь числительных (количественные, порядковые); Задание №5. Словарь предлогов (в, на, над, под, возле, за, из, из-за, по, от, к)
Второй блок включает в себя 2 задания: Задание №1. Лексические парадигмы: антонимия (6 проб), синонимия (8 проб); Задание №2. Часть - целое (7 проб)
В методике И.А. Смирновой собраны задания, которые включают в себя все основные единицы активного словаря дошкольника (словарь существительных, глаголов, прилагательных, числительных, лексические парадигмы). Лексический материал методики доступен детям и соответствует речевому развитию старших дошкольников. Методика по структуре компактна и удобна для использования в работе учителя-логопеда, позволит получить полную картину развития словаря ребенка, не затратив много времени. Удобная система оценивания дает возможность быстрой обработки результатов и получения количественных результатов обследования.
За каждое правильно выполненное задание ставится 2 балла, если ребенок затрудняется в ответе, или использует помощь логопеда - 1 балл, далёкая словесная замена, отказ от выполнения - 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание- 2 балла.
После выполнения всех заданий, направленных на обследования словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 - 141 б. - среднему; менее 98 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка [48].
АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ЖУЛИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА1, АЛАЕВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА1
(не удалось найти в открытом доступе)
Методика изучения сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Н.П. Рудаковой (Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. //Логопед. – 2007 - № 5 – С.78-80.)
Серия №1 «Обследование понимания
пространственных предлогов детьми».
Цель: Определить правильность понимания ребенком смыслового значения предлогов, умения ребенка самостоятельно называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их
Задание 1.
Цель: Обследовать у ребенка понимание пространственных предлогов.
Инструкция: Положи карандаш НА книгу, ПОД книгу, В книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги; подержи карандаш НАД книгой; возьми кубик ИЗ коробки; отойди ОТ стола; пройди и встань У окна; пройди ПО линии; подойди К столу; возьми книгу С полки; достань мячик ИЗ-ПОД стола; выйди из кабинета и выгляни ИЗ-ЗА двери; встань МЕЖДУ стульями; перешагни ЧЕРЕЗ линию;
Критерии оценки задания 1:
- Самостоятельность выполнения.
- Темп выполнения заданий.
- Правильность понимание значения пространственных предлогов.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно понимает значение пространственных предлогов.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности в понимании значения пространственных предлогов.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении инструкций.
В результате оценки каждого критерия максимальное количество баллов равно 34 баллам.
Задание 2.
Цель: Выявить умение ребенка самостоятельно называть пространственные предлоги.
Инструкция: Посмотри внимательно, и скажи, что я делаю, употребляя при этом соответствующие предлоги.
Логопед проделывает все «манипуляции», описанные в серии №1, задание 1.
Критерии оценки задания 2:
1. Самостоятельность выполнения.
- Темп выполнения заданий.
- Правильность называния пространственных предлогов.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно называет пространственные предлоги, не допустил ошибок.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности в правильном назывании пространственных предлогов, допустил несколько ошибок.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении инструкций.
В результате оценки каждого критерия максимальное количество баллов равно 34 баллам.
Задание 3:
Цель: Выявить умение детей дифференцировать пространственные предлоги.
Инструкция: Найди ошибку.
Сидит дед В печи,
А дрова НА печи.
НАД столом -табурет,
ПОД столом- портрет.
Шубу сняли ИЗ вешалки.
Вылили воду С ведра.
Овечки – В речке,
Караси – У речке.
Катя подошла ОТ дерева.
Заяц ускакал К лисе.
Лена вышла ИЗ-ПОД магазина.
Мама достала тапочки ИЗ кровати.
Машина выехала ИЗ угла.
Письмо достали ИЗ-ЗА ящика.
НА столе- сапожки
ПОД столом -лепешки.
ПО вагонам рельсы шли,
Реки ЧЕРЕЗ мост легли.
Критерии оценки задания 3:
1.Самостоятельность выполнения.
2.Темп выполнения задания.
3. Умение дифференцировать пространственные предлоги.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро, самостоятельно и без ошибок выполняет задание, правильно дифференцирует пространственные предлоги.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности при различении пространственных предлогов, допустил некоторые ошибки.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении задания.
В результате оценки каждого критерия наивысшее количество баллов равно 18 баллам.
Критерии оценки серии № 1:
1.Самостоятельность выполнения.
2.Темп выполнения заданий.
3. Правильность понимание значения пространственных предлогов.
4. Правильность называния пространственных предлогов.
5. Умение дифференцировать пространственные предлоги.
Каждый критерий оценивается отдельно.
Исходя из результатов оценки каждого критерия заданий серии №1 максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок при выполнении заданий равно 86 баллам. Таким образом, определяется уровень понимания пространственных предлогов, их самостоятельного называния и дифференциации:
Высокий уровень (86 -69 баллов) - ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно понимает значение пространственных предлогов, самостоятельно называет и дифференцирует их.
Средний уровень (68-47 баллов) - ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности в понимании значения пространственных предлогов, допускает ошибки в самостоятельном их назывании и дифференциации.
Низкий уровень (46 и менее баллов) - ребенок самостоятельно не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении инструкций, не понимает значения пространственных предлогов, не может самостоятельно называть и дифференцировать предлоги.
Серия №2
«Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи».
( Проверяется в случае успешного выполнения предыдущего задания, так как если отсутствует даже понимание значения предлогов, то продолжать обследование бессмысленно).
Цель: Выявить умение составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию, а также умение ребенка правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием и умение ребенка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом, при составлении предложения.
Задание 1.
Цель: Выявить умение ребенка составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию.
Инструкция: Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано.
Картинки см. приложение № 2
Критерии оценки задания 1:
1.Самостоятельность выполнения.
2.Темп выполнения заданий.
3.Умение составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро и самостоятельно составляет предложения по картинкам, используя правильную предложно-падежную конструкцию .
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, затрудняется подобрать нужную предложно-падежную конструкцию для составления предложения по картинке.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении инструкций и подборе предложно-падежной конструкции.
В результате оценки каждого критерия максимальное количество баллов равно 34 баллам.
Задание 2:
Цель: Выявить умение ребенка правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием.
Инструкция: послушай фразу и подумай, какое «маленькое слово» необходимо вставить.
Лампа висит … столом. Мяч закатился … стул.
Птичка слетела … ветки. Игрушки висят … елке.
Хлеб продают … магазине. Заяц спрятался … деревом.
Птенец выпал … гнезда. Мышка убегает … кошки.
Мальчик идет … дороге. Полку прибивают … стене.
Кот выглядывает … кровати. Машина выехала … угла.
Саша стал … двумя деревьями. Девочка прыгает … скакалку.
Цветы растут … домом. Щенок живет … Наташи.
Маша остановилась … школы.
Критерии оценки задания 2:
- Самостоятельность выполнения.
- Темп выполнения задания.
- Правильность подбирания предлога по смыслу, в соответствии с падежным окончанием.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро, самостоятельно и без ошибок выполняет задание, правильно подбирает предлоги по смыслу, в соответствии с падежным окончанием.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, затрудняется подбирать пространственные предлоги по смыслу, в соответствии с падежным окончанием.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении задания.
В результате оценки каждого критерия наивысшее количество баллов равно 34 баллам.
Задание 3:
Цель: Выявить умение ребенка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения.
Инструкция: Составь из слов предложение.
Ваза, стоять, на, стол. Яблоки, лежат, в, корзина.
Магазин, находится, около, дом. Идти, мама, за, хлеб.
Грибы, расти, под, дерево. Корабль, плыть, по, море.
Наташа, подойти, к, доска. Колобок, убежать, от, волк.
Дом, стоять, у, дорога. Лиса, вылезать, из, нора.
Бабочка, слететь, с, цветок. Самолет, пролететь, над, лес.
Тетрадь, достать, из-под, книга. Щенок, выглядывать, из-за забор.
Оля, стоять, между, пальмы. Мяч, перелететь, через, сетка.
Сад , расти, перед, школа.
Критерии оценки задания 3:
1.Самостоятельность выполнения.
2.Темп выполнения задания.
3. Умение изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом, составляя фразу.
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро, самостоятельно и без ошибок выполняет задание, правильно изменяет окончание имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, затрудняется изменять окончание имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложений, допустил несколько ошибок.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении инструкции, неверно изменяет падежное окончание.
В результате оценки каждого критерия максимальное количество баллов равно 34 баллам.
Критерии оценки серии №2:
1. Самостоятельность выполнения.
2. Темп выполнения заданий.
3. Возможности ребенка составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию.
4. Умение правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием.
5. Умение изменять окончание имени существительного, связанного с предлогом при составлении фразы.
Каждый критерий оценивается отдельно.
Исходя из результатов оценки каждого критерия заданий серии №2 максимальное количество баллов - 102 балла. Таким образом, определяется уровень сформированности предложно-падежных форм во фразовой речи.
Высокий уровень (102 - 82 балла) - ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно составляет предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию, подбирает предлоги по смыслу, в соответствии с падежным окончанием, а также изменяет окончания имени существительного, связанного с предлогом, составляя фразу, не допускает ошибок.
Средний уровень (81-56 баллов) - ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности в выборе правильной предложно-падежной конструкции при составлении предложения по картинкам, затрудняется в подборе предлога в зависимости от смысла и падежного окончания, а также при изменении окончания имени существительного, связанного с предлогом, допускает несколько ошибок.
Низкий уровень (55 и менее баллов) - ребенок самостоятельно не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении инструкций, при составлении предложения по картинкам не всегда правильно использует предложно-падежную конструкцию, затрудняется в подборе предлога по смыслу, в соответствии с падежным окончанием, а также в изменении окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении фразы.
Серия №3 «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи ».
Цель: Выявить уровень сформированности правильного употребления предложно-падежных конструкций в связной речи.
Задание 1:
Цель: Выявить умение употреблять по смыслу предложно-падежные конструкции в повествовательном тексте.
Инструкция: Слушай внимательно текст, повтори его, вставляя нужные «маленькие слова».
Текст читается дважды, перед повторным чтением говорится об обязательном использовании предлогов в пересказе. В случае возникновения затруднений в запоминании текста логопед читает повторно каждое предложение отдельно.
Лето. Петя и Маша приехали ... каникулы ... деревню ... бабушке. ... деревни протекает река, а ... ней густой лес. Перешел ... речку — и ты ... лесу. Часто ходят дети ... лес ... грибами и ягодами. Мелькают ... деревьями их белые панамки. Удивленно смотрит ... ветки белка, выглядывает ... сосны заяц: «Кто так шумит?». Хорошо ... лесу. Вон шляпка гриба торчит ... коряги. Но корзины уже полны. Пора домой. Не забыли Петя и Маша принести ... леса подарок ... бабушки. Они сделали букет ...цветов.
Критерии оценки задания 1:
1.Самостоятельность выполнения.
2.Темп выполнения задания.
3. Умение употреблять по смыслу предложно-падежные конструкции в повествовательном тексте .
Каждый критерий оценивается отдельно.
2 балла – ребенок быстро, самостоятельно и без ошибок выполняет задание, правильно, по смыслу употребляет предложно-падежные конструкции при пересказе текста.
1 балл – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, затрудняется подобрать предлог по смыслу при пересказе текста, допускает несколько ошибок.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении инструкции, неверно подбирает предлог по смыслу, при пересказе текста.
В результате оценки каждого критерия наивысшее количество баллов равно 36 баллам. Таким образом, определяется уровень сформированности правильного употребления предложно-падежных конструкций в связной речи:
Высокий уровень (36-29 баллов) - ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно по смыслу употребляет предложно-падежные конструкции при пересказе текста, не допускает ошибок.
Средний уровень (28-20 балла) - ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, испытывает трудности в подборе предлога по смыслу при пересказе текста, допускает некоторые ошибки.
Низкий уровень (19 и менее баллов) – ребенок самостоятельно не может выполнить задание, не всегда использует помощь взрослого, часто ошибается при выполнении задания, неправильно употребляет предложно-падежные конструкции при пересказе текста.
В результате оценки каждого критерия наивысшее количество баллов, которое может набрать ребенок при выполнении всех серий заданий равно 224 баллам. Таким образом, определяется уровень сформированности предложно-падежных конструкций:
Высокий уровень (224-178 баллов) – ребенок быстро, самостоятельно и без ошибок выполняет задания; правильно называет пространственные предлоги и понимает значение этих предлогов ; верно подбирает предлоги по смыслу и соответствующие падежным окончаниям; умеет дифференцировать предлоги, а также употребляет окончания имен существительных в соответствии с предлогами; правильно употребляет по смыслу предложно-падежные конструкции в повествовательном тексте; составляет предложения по картинкам, используя верную предложно-падежную конструкцию; не допускает ошибок.
Средний уровень (177-121 баллов) – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого; не всегда использует правильную предложно-падежную конструкцию при составлении предложения по картинкам; затрудняется в назывании пространственных предлогов, в подборе их по смыслу, в соответствии с падежным окончанием. Испытывает сложности в употреблении окончания имен существительных, связанного с предлогами; плохо дифференцирует пространственные предлоги, затрудняется в подборе по смыслу предложно-падежные конструкции при пересказе повествовательного текста.
Низкий уровень (120 и менее баллов) – ребенок самостоятельно не может выполнить задания, не всегда использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении инструкций; не может назвать пространственные предлоги, подобрать их по смыслу, в соответствии с падежным окончанием; не всегда правильно употребляет окончания имен существительных, связанных с предлогами; не умеет дифференцировать пространственные предлоги, не всегда использует правильную предложно-падежную конструкцию при составлении предложения по картинкам; не всегда правильно употребляет по смыслу предложно-падежные конструкции при пересказе повествовательного текста.
СИМПТОМАТИКА
Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.
Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:
- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
- склонение сущ. ср.р.,
- неправильное соотнесение сущ. и мест.,
- ошибочное ударение в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении,
- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.
Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.
В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.
У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Обозначая неоднородность отражение клинической картины у дошкольников с общим недоразвитием речи, Е.М. Мастюкова определила три группы:
1) вариант неосложненнсти общего недоразвития речи – симптоматика пораженной ЦНС не наблюдаются, в анамнезе нет свидетельств о патологии беременности или родов. У этих детей часто наблюдаются: соматическая ослабленость, частые простудные заболевания. Аномалию всех частей развития языка сопровождает незначительная неврологическая патология и нарушения регуляции мышечного тонуса. Часто проявляется эмоционально– волевая незрелость, сниженная регуляция произвольной деятельности.
2) осложненный вариант общего недоразвития речи – присутствует на фоне рассеянной органической симптоматики, дефект речи проходит всочетании с несколькими неврологическими и психопатологическими симптомами. К примеру, цереброастенический синдром, синдром повышения внутричерепного давления, синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности. У малышей данной группы встречаются проблемы со сном, увеличенная возбудимость, двигательная тревога, понижение аппетита, опоздание в психомоторном развитии. Эти дети не имеют возможности длительно играть, у них наблюдается упрямство и негативизм. У детей наблюдается моторная неловкость, какая может привести к проблемам в овладении навыками рисования, конструирования, лепки. У детей наблюдается повышение истощения различных психических процессов. Для данной категории дошкольников требуется общая диагностика задержки речевого развития. Критериями считается: обучаемость, познавательная активность дошкольника, значительная динамика формирования невербальной и вербальной деятельности. К школьному возрасту такие дошкольники с данным вариантом общего недоразвития речи являются группой риска по обнаружению проблем чтения и письма.
3) вариант специфического и стойкого недоразвития речи – определено тем, что имеются органические поражения речевых зон коры головного мозга. Следовательно, в эту группу входят дошкольники с алалией. Свойственными признаками считается сформулированное недоразвитие всех сторон языковой системы При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (23).
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, с учетом этого выделяют 4 уровня речевого развития:
1 уровень речевого развития - «безречевые дети».На этом уровне либо
полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Активный
словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов
(лепетных слов), которые включают либо фрагменты слова, либо звукосочетания,
не похожие на правильное слово. Слова искажены по звучанию. Одно слово
может обозначать несколько предметов и наоборот, один и тот же предмет может
обозначаться разными словами. Названия действий заменяются названиями
предметов.
2 уровень речевого развития характеризуется тем, чтодети используют
более развернутые речевые средства. Появляются существительные, глаголы,
личные местоимения, иногда предлоги и союзы. Отмечается большое количество
вербальных парафазий (замен слов), большое количество морфологических и
синтаксических аграмматизмов. Дети используют существительные в
именительном падеже, а глаголы – в форме инфинитива или в форме третьего
лица единственного или множественного числа, согласование существительного
и глагола чаще отсутствует, крайне редко употребляются прилагательные и не
согласуются с существительными в роде и числе, предлоги опускаются или
заменяются. Таким образом, правильное словоизменение касается только
некоторых форм существительных и глаголов, чаще употребляющихся в речи
детей, а словообразование почти отсутствует.
3 уровень речевого развития - появление развернутой фразовой речи с
недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. В речи детей наблюдаются
замены слов, близких по значению, отдельные аграмматизмы. Активный и
пассивный словарь обогащается за счет существительных и глаголов. Иногда
встречаются вербальные парафазии. В речи детей наблюдаются ошибки на
согласование, управление. Помимо нарушения словоизменения наблюдаются
нарушения словообразования. Они проявляются в трудностях дифференциации
родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в
невозможности выполнения заданий на словообразование (8).
4 уровень речевого развития - остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При ОНР 4 уровня дети
испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении
слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического
восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда
точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и
синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4
уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто
пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее
сказанное.
Рассматривая более подробно третий уровень речевого развития можно отметить, что у детей имеется четкое и хорошо осознанное различие некоторых грамматических форм, наряду с этим имеются грамматические формы, различие которых нестойко. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствует.
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка (Интернет ресурс//Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Новое в логопедии,№1,2004.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление уровня социально-нравственного развития детей дошкольного возраста .
Данный материал был подготовлен к семинару по теме "Социально-нравственное воспитание дошкольников". Мною была подготовлена презантация на тему "Выявление уровня социально-нравственного...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...
Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....