Занятие для педагогов с элементами тренинга "Доброта наших сердец"
материал по логопедии
Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
· формирование благоприятного психологического климата;
· развитие умения работать в команде;
· сплочение группы;
· повышение самооценки;
· повысить коммуникативные навыки педагогов;
· повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
· развитие чувства эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dobrota_v_nashih_serdtsah.docx | 79.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино
Занятие для педагогов с элементами тренинга
Составитель:
Шагаева Э.В.
с. Шебалино, 2022 г.
Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
· формирование благоприятного психологического климата;
· развитие умения работать в команде;
· сплочение группы;
· повышение самооценки;
· повысить коммуникативные навыки педагогов;
· повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
· развитие чувства эмпатии.
Оборудование: шкатулка, загадка о доброте, мягкое сердечко, простые и цветные карандаши на каждого участника, бейджики, бланк-анкета обратной связи, спички, свеча, сердечки для каждого участника, английские булавки, бланк теста, игрушечный микрофон, пословицы о доброте, солнце с лучиками, магнитофон, запись доброй, спокойной музыки, клей, ручки, ватман с нарисованным сердцем.
Ход тренинга
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я приготовила для вас ларец с волшебным даром. (педагог открывает пустую шкатулку.) Нет, нет! Он не пустой. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем, это маленькое солнце, имя которого вы сейчас узнаете.
Отгадайте загадку:
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество в сердце
У многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это наших сердец…. (доброта).
- В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей.
- Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, если злу – будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». А что такое доброта? Как она выглядит? В чем проявляется? Часто ли мы задумываемся над этими вопросами? Нет, не часто, если честно. Но наверняка все хотим, чтобы наши дети были добрыми.
- Упражнение «Волшебный микрофон»
Инструкция: Пока играет музыка, вы передаёте друг другу «Волшебный микрофон». Как только музыка останавливается, передача микрофона прекращается. У кого в руках окажется волшебный микрофон, тот должен продолжить предложение или ответить на вопрос.
- Добро — это …
- Добрый человек похож на … …
- Откуда берётся доброта?
- Зачем человеку доброта?
- Добрыми, как и злыми рождаются или становятся?
- Доброта - признак силы или слабости?
- Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло?
- Добрый человек никогда не ....
Великие педагоги говорят, что есть три способа открыть ребенку любовь и доброту. Какие это три способа?
- Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, рассказывайте сказки, и пусть в вашем голосе звучит нежность
- Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, чтобы он перестал плакать и капризничать.
- Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
- Мини -сообщение «Помогая другим, помогаешь себе».
- Психологи уверяют, что доброта продлевает жизнь, делает ее более комфортной и радостной. Добрые люди живут дольше, меньше болеют, испытывают больше положительных эмоций, совершая добрые дела. Они генерируют счастье не только для других, но и для самих себя.
- Медики подтверждают позитивное влияние доброты на состояние здоровья человека. Медицинские исследования показали, что добрые люди живут в среднем на семь лет дольше, так как у них более здоровое сердце, крепче иммунитет и выше уровень лимфоцитов в крови. Такие люди обладают повышенным физиологическим тонусом и, как следствие, психологической устойчивостью.
- Добрые дела способствуют выработке “гормонов удовольствия”, мозг генерирует большое количество эндорфинов, которые являются эффективным природным обезболивающим. Кроме того, эти гормоны имеют успокаивающий эффект, нейтрализуют негативные последствия стрессов, облегчают течение депрессивных состояний. У добрых, отзывчивых людей больше вырабатывается гормона серотонина, который способствует улучшению настроения.
- Упражнение «Найди пару»
-Перед вами карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о доброте. Ваша задача найти начало и конец пословицы.
Начало пословиц Окончание пословиц
1. Для хорошего друга - не жаль ни хлеба, ни досуга.
2. Злой плачет от зависти, - а добрый — от жалости.
3. Свет не без - добрых дел.
4. Лихо помнится, - а добро век не забудется.
5. Без друга - на сердце вьюга.
6. На добрый привет – добрый совет.
7. Тому тяжело, - кто помнит зло.
8. Старый друг лучше - новых двух.
9. Доброму человеку и - чужая болезнь к сердцу.
10. Кто скоро помог - тот дважды помог.
11. Доброму и сухарь – на здоровье, - а злому и мясное не впрок.
12. Добрые умирают, да дела - их не пропадают.
13. Добрым быть – добрым и слыть.
- Упражнение «Комплимент».
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: Вспомним слова Б. Окуджавы:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
- Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога (пары из предыдущего упражнения) Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
-Комплимент принимается в определенной форме: Например: (1-й собеседник -…, ты очень добрая…), (второй собеседник - Да, это так! А еще я …) (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
- Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
- Упражнение «Магическая свеча» (на фоне музыки)
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
Если бы я стала волшебницей, я бы ....
- Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека.
- Решение проблемных ситуаций по содержанию художественных произведений.
Педагоги делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается фрагмент текста и несколько проблемных вопросов по его содержанию. Участники знакомятся с отрывком текста и предлагают свои варианты решения проблемы. После обсуждения ведущий читает продолжение текста и демонстрирует, какой выход со сложной ситуации описал автор.
(Приложение 1)
- Упражнение "Добрые дела"
-Перед вами карточки, на которых нарисованы предметы. Каждый из вас по возьмет по 1 карточке и ответит на вопрос: «Какие добрые поступки можно совершить при помощи этих предметов?»
Предметы: цветок, ремень, грязный стакан, веник, стакан воды, продукты, автомобиль, деньги, телефон, дрова, игрушки, семена, собака, лопата.
- Упражнение «Калоши счастья»
- Говорят, что добрый человек - это счастливый человеку. Он видит во всём только положительное, в любой ситуации находит положительные стороны.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Г.Х. Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее и добрее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым добрым, самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам примерить эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Заведующая отчитала вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
По дороге на работу вы ломаете каблук
- Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
- Очень хороший повод для визита в любимый магазин
Не готов дома ужин
- Разгрузочный день для семьи
- Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.
Рано просыпаюсь в выходной
- Столько можно всего сделать за день!!!
- И для себя любимой время останется.
Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вас отправили в отпуск в ноябре.
- Наконец, отдохну!
В группу поступил гиперактивный ребенок.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими воспитанниками.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.
- Синквейн
-Сейчас я предлагаю вам стать поэтами и составить синквейн со словом Доброта. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна:
- Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.
- Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
- Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
- Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
- Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.
+ пример
- Синквйн на тему « Добро»
Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
- Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро — забудь, получив — помни.
Польза.
- Рефлексия «Чему я научилась».
Инструкция: продолжите неоконченные предложения
Я научилась….
Я узнала, что….
Я была удивлена тем, что…..
Мне понравилось,………
Самым важным для меня было….
- Упражнение «Подводим итоги».
Я говорю вам огромное спасибо за Вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.
Приложение 1
В.А.Сухомлинский «Именинный обед».
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
- Почему? – удивилась мама.
- У нее рука дрожит… Капает на стол…
Вопросы:
- Как должна отреагировать мама?
- Какие методы вы можете ей посоветовать для воспитания дочери?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
В.А.Сухомлинский «Наш папа выздоровел»
У Кати, маленькой синеглазой первоклассницы с толстыми белыми косичками, сегодня большая радость. Больше года болел ее отец. В больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Радостно сияют Катины глаза.
Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
— Наш папа выздоровел.
Петя и Гриша посмотрели на Катю, с удивлением пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
— Наш папа выздоровел,— сказала она, и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок и дышать ей стало тяжело. Она отошла к одинокому тополю на краю школьного двора и заплакала.
— Почему ты плачешь, Катя?— услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.
Вопросы:
- Как отреагировала Катя на вопрос Кости?
- Что вы посоветуете учителю и родителям этих детей?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:
— Наш папа выздоровел...
— Как это хорошо!— обрадовался Костя.— Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем вашему папе.
Радость сияла в Катиных глазах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"
Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...
Занятие для педагогов с элементами арт-терапии "Волшебный мир бабочки"
Занятие позволяет научить педагогов способам снятия психоэмоционального напряжения. Занятие было представлено в рамка краевого конкурса "Педагог-психолог Кубани 2013"...
Занятие для педагогов с элементами тренинга « Путешествие в разноцветную страну»
Занятие направлено на снижение эмоционального напряжение педагогов, снятие мышечных зажимов, гармонизацию внутреннего состояния....
Занятие для педагогов с элементами тренинга
Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия...
Занятие для педагогов с элементами ресурсного психотренинга "Капля на стекле"
Занятие для педагогов с элементами ресурсного психотренинга "Капля на стекле"...
Практическое занятие для педагогов с элементами тренинга «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»
Цель: Осознание воспитателями своей индивидуальности. Помощь воспитателям в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения воспитателей к себе. Развитие комм...
Занятие для педагогов с элементами тренинга "Круг друзей"
Занятие направлено на сплочение педагогического коллектива, повышение самооценки педагогов....