Психологический тренинг для сотрудников «Как управлять своими эмоциями?»
материал по логопедии

Шагаева Эркелей Владимировна

Цель:  познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Материал: доска, маркеры, цветные карточки,  воздушные шарики, нарезка танцевальной музыки, музыка для релаксации, коробочка и зеркало.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_sotrudnikov_kak_upravlyat_svoimi_emotsiyami.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Искорка» с. Шебалино КЦ «Содружество»

Психологический тренинг для сотрудников

«Как управлять своими эмоциями?»

Подготовила:

 Шагаева Э.В., специалист КЦ

с. Шебалино, 2021 г

Психологический тренинг «Как управлять своими эмоциями?»

Цель:  познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Материал: доска, маркеры, цветные карточки,  воздушные шарики, нарезка танцевальной музыки, музыка для релаксации, коробочка и зеркало.

Ход занятия:

Добрый день! Я рада, что вы нашли время прийти на это мероприятие, которое посвящено эмоциям, так как эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Сегодня мы проведем его в форме тренинга. 

  • Вопрос

-Перед тем, как начать наш тренинг я задам вам один вопрос, на который вы ответите после нашего тренинга.

«Эмоции правят нами или мы ими?»  

  • Упражнение «Разминка»

-Предлагаю с помощью большого пальца правой руки показать, в каком настроении вы пришли на занятие.

Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении.

  • Упражнение «Похвали себя и других».

Работа в парах.

Каждый должен сказать своему партнеру, что вам в нем нравится.  «Мне нравится в тебе (вас)…..». Партнер, выслушав вас, должен сказать «А кроме этого я… » и продолжить говорить комплементы в свой адрес.

Вопросы после выполнения упражнения:

-Что было легче хвалить партнёра или себя?

- «Легко ли было себя хвалить? ».

- Если мы не научимся находить положительное в себе, ничего положительного мы не увидим и в другом человеке.

  • Древняя притча

- Наш тренинг позвольте начать с древней притчи.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

(Беседа о смысле притчи)

-О чём говорит эта притча?

-Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.

  • Беседа

- А что такое эмоции? (ответы коллег).

Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

-Как наши эмоции связаны с нашим здоровьем?

- При возникновении даже на короткое время чувства удовлетворения, радости происходит расширение кровеносных сосудов, изменяется окраска кожных покровов - появляется румянец на щеках, розовеют уши и, сердце бьется настолько сильно, что создается впечатление, будто его бурную деятельность слышат окружающие. При наличии положительных эмоций значительно повышается внимание, обостряется память. Все новое запоминается легко и быстро.

-При отрицательных эмоциях сердечная деятельность словно замирает, появляются слабость (ноги словно подкашиваются), бледность кожных покровов, озноб; кажется, что все тело дрожит. При длительных неблагоприятных обстоятельствах, особенно следующих одно за другим, люди становятся вялыми, безынициативными, у них появляется своеобразная забывчивость и рассеянность.

- Если эмоции и чувства очень сильны, то нужно дать организму разрядку -  не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.

  • Упражнение «Ассоциации».

-Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2 злость (ярость, бешенство, негодование)

3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4 удивление (изумление, интерес)

5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6 спокойствие (умиротворение)

- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте назвать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

  •  Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.

- Внимательно посмотрите, перед вами на столах два вида карточек: жёлтые и зелёные.

-Выберите для себя 1 карточку.

-  У каждого участника, кто выбрал  жёлтую карточку  написаны названия  эмоционального состояния. Вам необходимо   с соответствующей интонацией,  произнесет эту фразу: “Здравствуйте, коллеги” .

-А остальные участники попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал партнер.

(Примерный набор эмоций: восхищение, грусть, безразличие, агрессия, смущение, недовольство, радость, страх, раздражение, удивление...)

  • Передача эмоций и чувств посредством жестов и мимики. 

- Если человек эмоционален, он легко и часто использует жестикуляцию. Кого-то это раздражает, а кто-то просто не может без этого жить.

-В следующем упражнении вы передадите эмоции и чувства только при помощи мимики и жестов, но молча. Это сделают те участники, у которых зелёные листочки.

(Примерный набор: влюбленность, обида, радость, смущение, сильная боль, ужас, злость...)

- Легко ли вам было выполнять упражнение?

-Какие эмоции положительные или отрицательные легче было передать, изобразить?

- Какие эмоции можно назвать нашими врагами?

 (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение).  

- Какие эмоции можно назвать нашими друзьями? 

(радость, восторг, удивление, спокойствие). 

- Каких эмоций больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. И с ними нужно бороться. 

-А вы умеете справляться со своими эмоциями? Какие приёмы вам известны? Какие вы применяете? (Желающие делятся своим опытом).

(дыхание, шопинг, выпить холодной воды, битьё посуды, крик, разрывание бумаги, счёт до 10 и т.д.)

  • Упражнение «Шарик» (работа с гневом).

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

-Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость или другая отрицательная эмоция. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

- Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

-Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

-Так и человек должен учиться управлять своими отрицательными эмоциями для того, чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять своими эмоциями, и для этого выполним несколько  упражнений.

  • Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
- Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.
Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  • Упражнение «Удовольствие»

Цель: систематизировать знания об удовольствиях как ресурсе расслабления. - Одним из распространенных стереотипов житейской психологии является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления, избавление от стресса являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

(Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия, начиная с менее значимого. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил, энергии, поднятия настроения и избавления от негативных эмоций).

-Есть желающие зачитать способы отдыха и восстановления? И какой способ является для вас самым значимым?.

  • Танцевальная терапия

- Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? - Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе - спокойную, медленную).

-Может ли музыка побороть отрицательные эмоции?

Танцевальные движения способствуют выработке гормонов счастья — эндорфинов. Эффект от танцев, как от шоколадки, только без лишних калорий!

  • Дыхательное упражнение «Семь свечей»

Цель: релаксация.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Обсуждение:

-Какие чувства, эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение? Менялось ли ваше состояние? Успокаивались ли вы?

- Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

  • Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу, тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там вы увидите фотографии самых уникальных, неповторимых, замечательных  людей на свете, которые умеют справляться со своими эмоциями. А кто эти люди,  и узнаете ли вы их, вы скажите после того, как все посмотрят на эти фотографии.

- Чьи фотографии вы увидели в коробочке?

- Когда вы смотрели на фотографию, вы все улыбались? Почему?

  • Рефлексия

- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего тренинга?

- Какие упражнения вам особенно понравились?

-Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?

Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться, даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).

- Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.

- Давайте вспомним, какой вопрос мы задали себе в начале занятия?

«Эмоции правят нами или мы ими?»  Мы дружно ответим? Мы!

-И на этой положительной ноте, я бы хотела закончить наш тренинг такими словами.

Перешагните, люди, через грусть!

Вы улыбнулись, значит все в порядке.

И чаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой!

И  не важен возраст или внешность,

Цвет волос — все это ерунда.

Ведь не ростом меряется нежность,

И не в сантиметрах - доброта.

Разрушить всегда легче, чем построить.

Обидеть легче, чем простить,

И врать всегда удобней, чем поверить,

А оттолкнуть намного проще, чем любить!

Привыкайте счастливыми быть! 

От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для сотрудников «Управляйте своей судьбой!.

Материал представляет собой конспект тренинга для сотрудников формирующего позитивное мировосприятие....

Психологический тренинг для педагогов: «Учимся управлять эмоциями»

Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:1.создание комфортного психологического климата в группе;2.проверка уровня развития профессионально значимых сво...

Психологический тренинг для педагогов «Как управлять своими эмоциями»

Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Я ПОЗНАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР!»

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнен...

Конспект занятия-тренинга «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»

Конспект занятия-тренинга для детей подготовительной группы (эмоции, коммуникация) «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»...

Конспект тренинга для детей подготовительной группы «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации».

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.Задачи:- побуждать детей к осознанию негативных последствий неконструктивного разрешения конфликтов;- развивать навыки...