Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
консультация

Белякова Людмила Михайловна

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания малыша.Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох.  Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.Все предлагаемые игры и упражнения направлены на выработку плавного, длительного, непрерывного ротового выдоха и активизацию губных мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ

                                               для родителей

       

           Тема: Игры и упражнения для развития

                                 речевого дыхания

                                                Подготовила: учитель - логопед

                                                                                Белякова Л.М.

Развитие речевого дыхания.

Цель: Расширять представления родителей о методах и приёмах развития речевого дыхания у детей.

Задачи: 1. Познакомить родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие речевого дыхания у детей.

2. Расширить знания родителей о значимости развития речевого дыхания у детей.

3. Развивать творческие способности при разработке игровых упражнений с нетрадиционным материалом.

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания малыша.

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания.  Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.

В возрасте от 3 до 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, к 10 годам завершается формирование речевого дыхания.

Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребёнок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе.

Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха.  Человек совершает их неосознанно.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.

Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание отличается от неречевого более   продолжительным выдохом.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 Причинами нарушения речевого дыхания могут быть общая ослабленность организма, аденоидные разращения, различные сердечно-сосудистые заболевания и пр.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.    

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Часто малыши с ослабленным вдохом и выдохом говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз: при нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, и ребенок вынужден добирать воздух на середине фразы, не договаривая слова и нередко произнося конец фразы шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, ребенок вынужден говорить на вдохе, с захлебыванием, отчего речь становится нечеткой, судорожной.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильный, продолжительный  выдох.

Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:

- выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй;

- развивать силу выдоха;

- выработать умение регулировать силу выдоха;

- развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных,  согласных  звуков,  слогов,  звукоподражаний, слов;

- формировать длительность выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. 

Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

Развивая силу выдоха, предлагаем малышу на длительном выдохе произносить отдельные гласные звуки.  Например: «А –А –А» - кукла плачет.

«У –У – У» - гудит паровоз или пароход. Затем, предлагаем произнести два гласных звука одновременно: «АУ, УА, ИО».  Важно следить, чтобы ребёнок произносил оба звука слитно.

Усложняя задание, продолжаем тренировать продолжительность и силу выдоха в звукоподражаниях.

Помните, что для малыша игра и похвала очень важны. Не приступайте к игре с ребёнком тогда, когда у Вас не очень хорошее настроение, нет желания, не хватает времени. 

Помните, что успешное обучение ребёнка раннего возраста возможно только при его положительном настрое на игру – занятие.

Добавьте в свои занятия игры для развития речевого дыхания — ребенку они обязательно понравятся и принесут огромную пользу.

Общие правила выполнения упражнений:

  • Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • Температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20о С;
  • Одежда не должна стеснять движений;
  • Не заниматься сразу после приёма пищи;
  • Не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
  • Сопроводительный текст- произносит взрослый.
  •  Необходимо чередовать эти игры с другими, например с артикуляционными упражнениями или заданиями по развитию мелкой моторики рук.

Техника выполнения упражнений:

  • Воздух набирать через нос;
  • Плечи не поднимать;
  • Выдох должен быть длительным и плавным;
  • Необходимо следить, чтоб не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);
  • Не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.
  • следить за правильным ротовым выдохом, а именно:

•      вдох — носик, выдох — ротик: чтобы выдохнуть через ротик, нужно набрать через носик полные легкие; следите, чтобы ребенок не выдыхал через носик;

•      выдыхать следует, пока не закончится воздух, но плавно, а не толчками;

•      губки во время выдоха не сжимаются, а складываются трубочкой. Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а затем научите ребенка делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами;

•      чтобы не надувались щечки, можно придерживать их ладошкой;

•     нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов во время пения или разговора.

Нормальное ротовое дыхание зависит от силы и плавности ротового вдоха, поэтому нужно учить малыша контролировать время выдоха, развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Начните развитие речевого дыхания с умения малыша плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Правила правильного ротового выдоха

-       стоять прямо

-       не поднимать плечи при выдохе

-       дуть на одном выдохе, не добирая воздух

-       не надувать щеки

-       слегка выдвигать губы вперед

-       дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

 

Игры для развития плавного ротового выдоха

- А сейчас предлагаю поиграть с вами так, как вы будете играть со своими детьми.

Все предлагаемые игры и упражнения преследуют основную цель – это выработка плавного, длительного, непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц.

Лети, бабочка!

Сделайте вместе с малышом 2-3 яркие бабочки из бумаги. За кончик нитки привяжите бабочки к шнуру (или палочке) и подвесьте его на уровне губ малыша на расстоянии 10-15 см – это оптимальное расстояние для вспомогательных материалов из дыхательных игр.

Предложите малышу проверить, умеют ли эти бабочки летать. Покажите, как нужно на них подуть. Обратите внимание на то, чтобы ребенок соблюдал правила. В дальнейшем устройте соревнование «Чья бабочка выше улетит?».

Ветерок

 Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик», полоски тонко нарезанного цветного полиэтиленового  пакета.  

Предлагаем малышу поиграть с метёлочкой. Показываем, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагаем подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Вертушка

 Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Снежинки

Стоя, держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на кусочки ваты.

Струя длительная и холодная.              

   С неба падают зимою

   И кружатся над землею

   Легкие пушинки,

   Белые снежинки.

Сдуй снежинку

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

Осенние листья

 Соберите вместе с ребенком букет осенних листьев и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

Подуем на листочки

Показать правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок.

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Повторить 4-5 раз.

Лети, пчела!

Отчего цветок дрожит?

Посредине кто жужжит?

Я приблизилась слегка,

Пчелка взмыла в облака!

Зажужжала, позвала

В небо синее пчела.

Парашютики

Проводить игру следует в период цветения одуванчиков. Расскажите малышу об одуванчиках и предложите найти уже отцветшие. Сорвите их и покажите, как можно подуть на цветок, чтобы за один раз слетели все пушинки, словно маленькие парашютики. Предложите подуть малышу.

 Карандаш

Приготовьте карандаши с гладкой или ребристой поверхностью, вместе с малышом сядьте за стол напротив друг друга. На столе на расстоянии 20 см от себя положите карандаш.

Покажите, как с силой дуть на карандаш, чтобы он перекатился

на противоположный край стола. Предложите ребенку подуть на карандаш. Продолжайте игру, перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

В дальнейшем устройте соревнование «Кто дальше?». Для этого сядьте с ребенком на одну сторону стола и положите перед собой карандаши. Договоритесь о том, что дуть на карандаш можно только один раз. В соревновании побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

 Веселый шарик

Возьмите пластмассовый шарик для пинг-понга и сначала потренируйтесь перекатывать его, как в предыдущей игре, затем устройте соревнование «Кто дальше?». Можно усложнить игру: прочертите на столе линию, возьмите шарик и положите на линию; сядьте с малышом за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии, и предложите дуть на шарик одновременно по сигналу так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. Победителем будет тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Плавающие игрушки

На невысокий стол поставьте таз с водой и предложите малышу отправить в плавание резиновую игрушку из набора для купания. Подуйте на нее так, чтобы она поплыла. Предложите подуть ребенку. В дальнейшем усложните задание, устроив соревнование, например, «Чей утенок быстрее приплывет к маме-утке?» (название зависит от вашей резиновой игрушки).

Воздушный шарик

Надуйте воздушный шарик, закрепите его ниточкой и повесьте на уровне лица ребенка. Покажите, как подуть на шарик так, чтобы он высоко взлетел. Предложите подуть малышу. В дальнейшем можно усложнить задание. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Пузыри в стакане

Подготовьте стакан с водой и трубочки для коктейлей разного диаметра. В стакан, наполовину наполненный чистой водой, опустите трубочку и подуйте в нее. Появятся пузыри, которые с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Предложите ребенку подуть в трубочку. Можно изменять силу струи: плавно — сильнее — сильнее — плавно. Соответственно в стакане то штиль, то буря.

Обратите внимание! Если ваш малыш привык пить из трубочки, то сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы он ощутил выходящий из трубочки воздух. Также ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае зажмите носик малыша пальцами и предложите подуть снова.

Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью:

-       керамических, деревянных или пластмассовых свистулек в виде различных птиц и животных;

-       спортивных свистков;

-       китайского колокольчика «Музыка ветра»;

-       духовых музыкальных инструментов: дудочек, свирелей, рожков, губных гармошек.

Любимейшие занятия всех малышей — задувание свечей на именинном торте (празднуйте каждый день — день рождения каждой игрушки, задувая свечи на воображаемом торте) и выдувание мыльных пузырей в честь именинника — это великолепная тренировка для формирования плавного ротового выдоха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"

игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох , способствуют активации мышй губ.....

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"...

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....