Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты".
материал по логопедии (старшая группа)

Коваленко Ольга Николаевна

Дидактические игры по лексической теме "Фрукты". можно использовать в группах для детей с ТНР в  индивидуальной и групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme_frukty.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по лексической теме «Фрукты».

Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Взрослый показывает мешочек с фруктами детям и предлагает им по очереди, не заглядывая в мешочек, определить фрукт на ощупь и назвать его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко -…яблочко; банан- …бананчик;  лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик;  мандарин -…мандаринчик;  апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька и т. д.).

 «Сосчитаем фрукты»

Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.

Оборудование: муляжи фруктов

Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают  в шеренгу.) Скажите детям: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет  в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком  произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок...»

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш...»

 «Расскажем о фруктах».

Цель:  учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану

Оборудование: муляжи фруктов или натуральные фрукты  в корзине, план рассказа о фруктах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.

Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).

Попросите детей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».

Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.

«Один - много»

Цель: образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: карточки с изображением фруктов

Ход. Взрослый называет фрукт  в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и находит соответствующую карточку. (дерево - ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки;   груша -…груши;  банан- …бананы;  персик -…персики;  лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы;  мандарин -…мандарины;  апельсин -…апельсины; дыня -…дыни и т.д )

«Один – много» (2 вариант)

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов

Ход. Взрослый называет фрукт  в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и говорит, что у него нет этого фрукта (у меня нет яблок). Яблоко -…яблоки – нет яблок;      слива – сливы – нет слив; груша -…груши – нет груш; банан - …бананы – нет бананов;  персик – персики - нет персиков;  лимон-лимоны – нет лимонов; абрикос -…абрикосы – нет абрикосов; мандарин -…мандарины – нет мандаринов; апельсин -…апельсины - нет апельсинов; дыня -…дыни – нет дынь.

«Какой  сок?»

Цель: образовывать прилагательные от существительных

Оборудование: картинки с изображением фруктов и цветных банок (зеленая, желтая, оранжевая, фиолетовый)  

Ход. Педагог предлагает сделать фруктовый сок, разложив фрукты по соответствующим банкам и назвать какой сок получился.

Сок  из яблок (какой?) -…яблочный;

Сок из лимона (какой?) - …лимонный;

Сок из груш (какой?)- ..грушевый;

Сок из персика (какой?) -…персиковый;

Сок из  абрикосов (какой?) - …абрикосовый;

Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;

Сок из апельсинов (какой?) - ..апельсиновый;

Сок из винограда (какой?) - … виноградный;

Сок из  бананов (какой?)-…банановый;

Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;

Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;

Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;

Сок из сливы (какой?) -…сливовый.

«Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.

Оборудование: муляжи фруктов

Ход. Дети сидят  по кругу и передают по очереди друг другу фрукт и каждый называет по одному признаку или действию. Например: яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…

Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..

С яблоками (что делают?) - ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…

«Мой, моя, мои» или «Жадина»

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи. 

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, корзинка

Ход. Дети по одному достают из корзинки фрукт и изображают «жадину». И говорят:

яблоко - ..это моё яблоко;    мандарин -..это мой мандарин; груша – это моя груша;   сливы  - это мои  сливы и  т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)

«Узнай по описанию»

Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением сада.

Ход. Педагог предлагает угадать фрукт по описанию

- Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;

- Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;

- овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;

- круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.

Игра «Что добавилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Оборудование: предметные картинки

Картинки рассматривай и их запоминай,

Я новые добавлю, а ты их называй.

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

Оборудование: предметные картинки

На картинки посмотри,

Какой по цвету фрукт, ты скажи.

(Красное яблоко, зеленая груша и т.д)

Игра «Круглый, овальный»

Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

Оборудование: предметные картинки

На картинки посмотри,

Какой по форме фрукт, ты скажи.

(Круглое яблоко, овальный банан и т.д.)

Что растёт у нас в саду?

Что растет у нас в саду?

Я ответа не найду...

Груши - сочные подружки? /Да-нет/

И пуховые подушки? /Да-нет/

Сливы спелые на ветке? /Да-нет/

Носовой платочек в клетку? /Да-нет/

Может сладкий мармелад? /Да-нет/

Или чёрный виноград? /Да-нет/

Дыня сладкая как мёд? /Да-нет/

И с вареньем бутерброд? /Да-нет/

Яблоко полезное? /Да-нет/

И ведро железное? /Да-нет/

Абрикосы золотые? /Да-нет/

И фломастеры цветные? /Да-нет/

Вишня, терпкая на вкус? /Да-нет/

И большой-большой арбуз? /Да-нет/

Вафли сладкие с халвой? /Да-нет/

Или персик наливной? /Да-нет/

Приглашаем всех ребят

В наш фруктовый вкусный сад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему «Наши защитники».

В картотеке собраны игры, которые помогут педагогам и родителям при ознакомлении детей с темой "Защитники Отечества"....

Интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Зима. Зимние забавы".

В презентации содержатся игры на расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, зрительного внимания по лексической теме "Зима. Зимние забавы"....

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...