Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты".
материал по логопедии (старшая группа)
Дидактические игры по лексической теме "Фрукты". можно использовать в группах для детей с ТНР в индивидуальной и групповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_teme_frukty.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по лексической теме «Фрукты».
Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход. Взрослый показывает мешочек с фруктами детям и предлагает им по очереди, не заглядывая в мешочек, определить фрукт на ощупь и назвать его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.
«Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко -…яблочко; банан- …бананчик; лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик; мандарин -…мандаринчик; апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька и т. д.).
«Сосчитаем фрукты»
Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите детям: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок...»
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш...»
«Расскажем о фруктах».
Цель: учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану
Оборудование: муляжи фруктов или натуральные фрукты в корзине, план рассказа о фруктах.
Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.
Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).
Попросите детей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».
Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.
«Один - много»
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: карточки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и находит соответствующую карточку. (дерево - ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки; груша -…груши; банан- …бананы; персик -…персики; лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы; мандарин -…мандарины; апельсин -…апельсины; дыня -…дыни и т.д )
«Один – много» (2 вариант)
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и говорит, что у него нет этого фрукта (у меня нет яблок). Яблоко -…яблоки – нет яблок; слива – сливы – нет слив; груша -…груши – нет груш; банан - …бананы – нет бананов; персик – персики - нет персиков; лимон-лимоны – нет лимонов; абрикос -…абрикосы – нет абрикосов; мандарин -…мандарины – нет мандаринов; апельсин -…апельсины - нет апельсинов; дыня -…дыни – нет дынь.
«Какой сок?»
Цель: образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: картинки с изображением фруктов и цветных банок (зеленая, желтая, оранжевая, фиолетовый)
Ход. Педагог предлагает сделать фруктовый сок, разложив фрукты по соответствующим банкам и назвать какой сок получился.
Сок из яблок (какой?) -…яблочный;
Сок из лимона (какой?) - …лимонный;
Сок из груш (какой?)- ..грушевый;
Сок из персика (какой?) -…персиковый;
Сок из абрикосов (какой?) - …абрикосовый;
Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;
Сок из апельсинов (какой?) - ..апельсиновый;
Сок из винограда (какой?) - … виноградный;
Сок из бананов (какой?)-…банановый;
Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;
Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;
Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;
Сок из сливы (какой?) -…сливовый.
«Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу фрукт и каждый называет по одному признаку или действию. Например: яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…
Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..
С яблоками (что делают?) - ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…
«Мой, моя, мои» или «Жадина»
Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, корзинка
Ход. Дети по одному достают из корзинки фрукт и изображают «жадину». И говорят:
яблоко - ..это моё яблоко; мандарин -..это мой мандарин; груша – это моя груша; сливы - это мои сливы и т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)
«Узнай по описанию»
Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением сада.
Ход. Педагог предлагает угадать фрукт по описанию
- Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;
- Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;
- овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;
- круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.
Игра «Что добавилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
Оборудование: предметные картинки
Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.
Оборудование: предметные картинки
На картинки посмотри,
Какой по цвету фрукт, ты скажи.
(Красное яблоко, зеленая груша и т.д)
Игра «Круглый, овальный»
Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
Оборудование: предметные картинки
На картинки посмотри,
Какой по форме фрукт, ты скажи.
(Круглое яблоко, овальный банан и т.д.)
Что растёт у нас в саду?
Что растет у нас в саду?
Я ответа не найду...
Груши - сочные подружки? /Да-нет/
И пуховые подушки? /Да-нет/
Сливы спелые на ветке? /Да-нет/
Носовой платочек в клетку? /Да-нет/
Может сладкий мармелад? /Да-нет/
Или чёрный виноград? /Да-нет/
Дыня сладкая как мёд? /Да-нет/
И с вареньем бутерброд? /Да-нет/
Яблоко полезное? /Да-нет/
И ведро железное? /Да-нет/
Абрикосы золотые? /Да-нет/
И фломастеры цветные? /Да-нет/
Вишня, терпкая на вкус? /Да-нет/
И большой-большой арбуз? /Да-нет/
Вафли сладкие с халвой? /Да-нет/
Или персик наливной? /Да-нет/
Приглашаем всех ребят
В наш фруктовый вкусный сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"
Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему «Наши защитники».
В картотеке собраны игры, которые помогут педагогам и родителям при ознакомлении детей с темой "Защитники Отечества"....
Интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Зима. Зимние забавы".
В презентации содержатся игры на расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, зрительного внимания по лексической теме "Зима. Зимние забавы"....
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему «Наши защитники»
дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию...