рабочая программа учителя-логопеда в разновозрастной группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии

Маркова Светлана Петровна

рабочая программа учителя-логопеда на 2024-2025 уч.год в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47»

        

Согласовано на заседании  ППк                                         УТВЕРЖДАЮ

От  «_____»_____________2024 г.                               Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»                                                                                      

Протокол № _______________                                    _________________Бахарева Р.К.

                                                                   «____»________________2024 г

                                     

Рабочая программа

учителя-логопеда

в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

Составитель:

учитель-логопед

Маркова Светлана Петровна

Ачинск 2024 г.

Содержание

Пояснительная записка________________________________________________________2

1. Раздел I

1.1.Цели и задачи ____________________________________________________________2

1.2. Значимые для разработки программы характеристики детей с ОНР_______________3

1.3.  Целевые ориентиры  ______________________________________________________5

2. Раздел II: Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности

2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности ___ 6

2.2.  Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения  ________ 8

2.3.  Преемственность в планировании  НОД  логопеда и воспитателя ___________________________________________________________________________  8

2.4.  Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ___________________________________________________________________________  9

3. Раздел III: Проектирование образовательного процесса

3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда ______________________11

3.2. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР________________________________________________________________12

3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной  группе комбинированной направленности для детей с ТНР_____________________________________________14

3.4. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы ______________________________________________________________19

3.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса_____19

3.6. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании_______20

Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда (далее - Программа) представляет собой локальный акт образовательного учреждения и определяет содержание и организацию образовательного процесса учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 47».

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ;  Приказ Министерства образования и науки РФ от

17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

  • СанПиН № 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования  детей с  тяжелыми нарушениями речи  (далее АООП,  ТНР)

Методическая основа программы:

  • «Примерная  адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева);
  • «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
  • Парциальные программы и технологии разных авторов.

Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в  

логопедической группе с 1 сентября по 31 мая.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. 

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является учебно-игровая деятельность (для детей 4-7 лет).

          В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты во взаимосвязи с учителем-логопедом занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Раздел 1

1.1. Цели и задачи

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4-5лет и   6-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает возрастные особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их  всестороннего гармоничного развития.

Основные задачи Программы заключаются в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), а именно:                 

  • развитие у детей понимания речи окружающих и  активизация речи;
  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу компенсирующей группы для детей с ТНР, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.

  1. Значимые для разработки программы характеристики детей с ОНР

(Общим недоразвитием речи)

Группу посещают дети  двух возрастных групп: 4-5 лет и 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1-4 уровня речевого развития).

Характеристика детей со I уровнем развития речи

(по Т.Б.Филичевой)

Дети этого уровня  характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»), для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Объем  пассивного словаря,  значительно превышает активный. Для детей характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточная критичность к своей речи. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм - при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы:  «Дадай гать» — давать играть,  «Да пить моко» — дай пить молоко.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.  Наблюдаются существенные затруднения в употреблении обобщающих и отвлеченных понятий, антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие  сходство  по  форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуды, транспорта. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно   составление   рассказов,   пересказов   без   помощи взрослого.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении (10 и более звуков). Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «аквая» — аквариум, «виписед» — велосипед.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

         Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами   недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики. Типичным  является  использование  простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.

В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из  трех-пяти   слогов   («акваиюм» — аквариум,   «татаист» — тракторист). Звуковая сторона речи  характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, ударный гласный звук, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

 Важной особенностью речи ребенка с ОНР - 3 является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «зайчонок» - зайчик и т. п.).

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным    значением    (вместо     «обувь» - «сапоги», «обутки», незнание  названий  слов,  выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, лоб), животных (копыта) и т. п.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы.

 

Характеристика детей с IV уровнем развития речи

 К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

Дети все звуки изолированно произносятся правильно, но в потоке речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.

Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью»), в смешении признаков (высокий забор – «длинный»; смелый мальчик – «быстрый»; дедушка старый – «взрослый»).

У детей с 4 уровнем речевого развития стойкими остаются ошибки при употреблении:

  • уменьшительно-ласкательных существительных (скворчик, скворечник – скворушка);
  • существительных с суффиксами единичности (горошка - горошинка);
  • прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности  (клюк’овый - клюквенный; с’осный – сосновый);
  • притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий);
  • в употреблении сложных предлогов.

В связной речи отмечаются ограниченные возможности владения диалогической и монологической речью. Дети склонны к стереотипным высказываниям, не могут адекватно передать смысловую развязку сюжетной  линии текста, пропускают элементы повествования.

  1.  Целевые ориентиры по развитию речи.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

1) Развитие словаря:

обогащение словаря: вводить в пассивный и активный  словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, прилагательные, наречия, существительные с обобщающим значением.

2) Звуковая культура речи:

закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков среднего онтогенеза. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух правильно и искаженно произносимые слова,  называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3) Грамматический строй речи:

формировать умение правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать простые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, родительного падежа,  слова, обозначающих детенышей животных; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

4) Связная речь:

совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Пересказывать небольшие сказки и тексты, составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины. Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе.

5) Подготовка детей к обучению грамоте:

знакомить с терминами «слово», «звук». Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

6) Интерес к художественной литературе:

обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, рассказы, стихотворения); развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, чистоговорок, скороговорок,  стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок).

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Артикуляторная моторика приближена к норме.   Ребенок выполняет движения по показу и инструкции взрослого. Объем движений полный. Переключаемость почти своевременная. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении.

Общее звучание речи. Речь в целом разборчива. Темп и ритм речи приближены к норме, старается правильно расставляет паузы в речевом потоке.

Звукопроизношение. Правильно произносит поставленные на занятиях звуки в учебном речевом материале.

Фонематическое восприятие. Различает оппозиционные звуки, повторяет слоги без ошибок. Дифференцирует гласные и согласные звуки, оппозиционные звуки (по признакам твердости – мягкости, звонкости – глухости, по месту образования).

Фонематический анализ и синтез. Выделяет согласные звуки из начала и конца слова,  ударные гласные, определять место заданного звука в слове.  Владеет навыками звукового анализа и синтеза простых по слоговому составу слов.

Звуко-слоговая структура слова.  Освоил слова всех типов слоговой структуры (по А.К.Марковой), правильно повторяет их в словосочетаниях, предложениях, сохраняя звуковую и слоговую наполняемость.

Импрессивная сторона речи. Объем пассивного словаря приближен к возрастной норме. Понимает значение обобщающих слов, словоизменений, отдельных предложений, связной речи.

Активный словарь,  знания об окружающем мире и природе  приближены к возрастной норме. Употребляет в речи слова в точном соответствии со смыслом. Знает доступные антонимы, синонимы,  обобщающие слова, выделяет 4-ый лишний предмет и дает объяснение. Может назвать 5-10 слов по лексической теме. Знает автоматизированный порядок слов дней недели, времен года, называет имена людей близкого окружения называет свой домашний адрес.

Грамматический строй речи. Согласовывает числительные, прилагательные, личные местоимения с существительными в роде, числе, падеже. Правильно употребляет все пространственные предлоги. Образовывает множественное число существительных,  приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные, слова  с уменьшительно- ласкательными суффиксами.  Использует в речи все  виды предложений.

Связная речь. Используя помощь и самостоятельно составляет рассказы по картине, серии сюжетных картинок, рассказы-описания, пересказы в логической последовательности с опорой на графический/вопросный план, мнемотаблицу.

Раздел II.   Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности

2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности

 Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.

Первые две недели сентября отводятся для углубленной диагностики, составления и обсуждения перспективного плана работы. Далее начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы.

Формы организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:

- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;

- подгрупповая или фронтальная непосредственная образовательная деятельность.

Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

        Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

        Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и  в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий.

        Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю (количество зависит от сложности речевого дефекта). На каждого ребенка планируется индивидуальный маршрут коррекции речевого развития.

На стадии автоматизации звуков логопед может объединить детей в подгруппу из 2 человек, а также раз в неделю для закрепления пройденного материала по общему речевому развитию.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте проводится учителем-логопедом в первую половину дня,  2 раза в неделю, с группой детей старшего возраста (5-6 лет) и подготовительной к школе группой детей (6-7 лет).

Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся учителем-логопедом во второй половине дня,  1 раз в неделю, в соответствии с уровнем речевого развития детей. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

Во второй половине дня проводится работа воспитателя с отдельными детьми по заданию учителя-логопеда. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по обучению грамоте и развитию речи.   

               Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода.

1 период – сентябрь - ноябрь,

2 период- декабрь - февраль,

3 период - март - май.

Длительность подгрупповых занятий в средней группе – 20 минут, в подготовительной группе – 30 мин.

В середине занятия педагог проводит физкультминутку. Перерыв между подгрупповым и индивидуальным занятием – 5-10 минут.

С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися особенностями поведения и здоровья,  работа проводится индивидуально, с учётом индивидуального образовательного маршрута.

Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

         При разработке планирования отдаётся предпочтение темам из ближайшего окружения. Вся деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми.

        Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится, согласно ФГОС,  в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр, тренингов по развитию мелкой моторики и др.  

2.2. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и специалистов

дошкольной образовательной организации

Месяц

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педагог- психолог

Учитель-дефектолог

Сентябрь

Совместное обследование детей, выявление проблем в развитии ребенка.

Октябрь

Ориентирование в пространстве. Закрепление понятий: лево, право, верх,  низ.

Закрепление  представлений о звуках. Различение высоких и низких, длинных и коротких звуков.

Пение распевок

(на 1 звук и более)

Углубленное психологическое обследование детей.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии детей. Ведение инд. тетрадей с рекомендациями и дом. заданиями

Ноябрь

Удерживание равновесия.

Выработка навыка правильного диафрагмального дыхания.

Работа над ритмом, темпом и выразительностью речи.

Развитие моторных навыков у детей.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Декабрь

Развитие общей моторики.

Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания.

Подготовка к празднику

«Новый год»

Повышение психологической грамотности родителей и педагогов ДОУ

Классификация предметов.

Развитие зрительно – моторной координации.

Развитие активного словаря.

Январь

Развитие общей  моторики

Совместное отрабатывание   логоритмических упр.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия, коллективную деятельность

Активизация отработанной лексики

Февраль

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие музыкального слуха (игра на музыкальных инструментах)

Подготовка к празднику «Защитники отечества»

Развитие внимания, памяти, мышления

Классификация предметов.

Развитие зрительно – моторной координации

Март

Формирование потребности в движении

Подготовка к празднику 8 марта

 

Развитие активного словаря

Совершенствование мелкой моторики

Апрель

Развитие координации движений.

Подготовка к весеннему празднику

Повышение уровня самооценки

Диагностика уровня готовности к школьному обучению

Активизация отработанной лексики.

Диагностика уровня готовности к школьному обучению

Май

Развитие двигательных способностей

Логоритмические упражнения.

Подготовка выпускного балла

Формирование навыков взаимодействия между детьми

Развитие активного словаря

2.3. Преемственность в планировании  НОД  логопеда и воспитателя

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование, закрепление навыка правильного произношения.

-Развитие навыка связной речи.

        Наряду с этим функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены:

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед

Воспитатель

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических   процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования

4.Составление  психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

 5.Воспитание общего и речевого поведения детей,     включая работу по развитию слухового    внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой,    вербальной памяти.

 6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7.Уточнение имеющегося словаря детей,   расширение пассивного словарного запаса, его  активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.        

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

 9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

 10.Развитие фонематического восприятия детей.

10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и    рекомендаций логопеда.

 11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

11.Развитие  памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

12. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.

 12.Закрепление навыков словообразования в  различных   играх и упражнениях.

После занятия с группой или индивидуально, учитель–логопед записывает задания в тетрадь по взаимодействию с воспитателем для дополнительной работы с детьми, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении.

2.4. Организация и формы взаимодействия с семьями воспитанников

В компенсирующей группе для детей с нарушением речи логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные мероприятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедической группе детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность  детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

План работы с родителями

Активные формы работы с родителями

Цели

Ответственный

Сентябрь

1.

Организационное  родительское собрание Устный журнал

«Учимся слушать и слышать»

Знакомство родителей с требованиями программы обучения и воспитания в детском саду; режимом дня, нормами и требованиями.

Воспитатели,

учитель - логопед

2.

Индивидуальные логопедические консультации.

Ознакомление  родителей с результатом диагностики и индивидуальным маршрутом коррекции речевого развития.

3.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего / подготовительного возраста».

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Воспитатели, Педагог-психолог

Октябрь

1.

Осенний праздник для детей и родителей

Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.  

Отработка с детьми звукопроизношения в изучаемых стихотворениях к празднику                                              

Воспитатели,

музыкальный руководитель

учитель - логопед

2.

Консультация «На пороге школьной жизни»

Родительские пятиминутки

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Ознакомление родителей с работой над дыханием и звукопроизношением

(у детей 4-5 лет)

Обучение родителей проведению в домашних условиях артикуляционной гимнастики, ознакомление с рекомендациями по выполнению.

Воспитатели,

Учитель - логопед

3.

Памятка «Вопросы, на которые легко ответит выпускник детского сада».

Психолого-педагогическое  просвещение родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Воспитатели

Ноябрь

1.

Игровой практикум «Делимся семейными традициями»

Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе.

Воспитатели,

учитель - логопед

2.

Консультация «Выходной всей семьёй»

Предложить  родителям ряд мероприятий  и приёмов проведения выходного дня с ребёнком.

Воспитатели

3.

Праздничная программа «День матери»

1.Предварительная работа с детьми: мастер-класс «Открытка для мамы» (видеоотчет); подготовка концертных номеров.

2. В процессе мероприятия выступления детей чередуются с шуточными конкурсами для мам.

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель

Декабрь

1.

Совместный мастер-класс "Снежинки" изготовление  елочных игрушек, совместное оформление группы к новому году

Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей.

Воспитатели

2.

Индивидуальные консультации «Формирование самостоятельности у детей 4 – 5, 6 – 7 лет при выполнении речевых заданий и упражнений»

Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей.

Воспитатели,

учитель - логопед

3.

Индивидуальные беседы

«Подведение итогов первого полугодия обучения»

Учитель-логопед

Январь

1.

Буклет для родителей «Правила пожарной безопасности»

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Воспитатели

2.

«Зимние забавы на свежем воздухе» - совместное развлечение

Включение родителей в организацию образовательного процесса – проведение развлечения для детей.

Воспитатели,

учитель – логопед

3.

Индивидуальные консультации

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

Учитель-логопед

Февраль

1.

Квест – игра для детей и родителей «В стране геометрических фигур»

Улучшение детско-родительских отношений, демонстрация опыта и достижений детей.

Воспитатели

2.

Круглый стол с родителями.

Основные  приемы обучения, требования, предъявляемые к детям во время занятий.

«Пальцы помогают говорить»

Учитель-логопед

3.

Буклет «Игры своими руками»

Педагогическое просвещение родителей, оформление интересных игр из подручных материалов.

Воспитатели

Март

1.

Творческая мастерская «Интересные способы рисования»

Повышение  интереса  к мероприятиям проводимых  в детском саду, показ творческих способностей детей,  выявление  творческих способностей  родителей, знакомство с необычными техниками рисования.

Воспитатели

2.

Практикум «Формирование навыков речевого взаимодействия»

Уточнить представление родителей о формировании предпосылок для речевого взаимодействия воспитанников среди сверстников.

Воспитатели,

учитель - логопед

3.

Конкурс чтецов «Мамочка, родная»

Демонстрация достижений детей в освоении четкости речи, артикуляционных и дыхательных способностях.

Воспитатели,

учитель - логопед

Апрель

1.

Родительское собрание

«Приобщение детей к народным традициям»

Обобщить представления родителей и детей о народных традициях, формирование предпосылок и правильного отношения к основам патриотического воспитания.

Воспитатели,

учитель - логопед

2.

Памятка «Дорога не терпит шалости, она наказывает без жалости!»

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.

Воспитатели

Май

1.

Выпускной бал

Подвести итоги за учебный год, поощрить активных родителей благодарственными письмами.

Воспитатели,

учитель - логопед

2.

Фотовернисаж: «Вот  и стали мы на год взрослей».

Вовлечение родителей в подготовку к подведению итогов года. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.

Воспитатели

РАЗДЕЛ III. Проектирование образовательного процесса

3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда

Понедельник

07.45– 12.00

Вторник

07.45– 12.00

Среда

15.00 – 18.00

Четверг

07.45– 12.00

Пятница

07.45– 12.00

7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми.

8.00 -  8.10

логопедическая зарядка

8.10 - 12.00

индивидуально-подгрупповые  занятия с детьми.

7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми.

8.00 -  8.10

логопедическая зарядка.

8.10- 9.00 индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.20  НОД

 (1 подгруппа)

9.30-10.00  НОД

(2 подгруппа)

10.00-12.00 – индивидуальные занятия с детьми

15.00 – 16.00

индивидуальные занятия с детьми.

16.00 – 17.00

НОД по развитию речи

(подгрупповые занятия)

17.00 – 18.00

Индивидуальное консультирование  родителей с детьми.

7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми.

8.00 -  8.10

логопедическая зарядка.

8.10- 9.00 индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.20  НОД

 (1 подгруппа)

9.30-10.00  НОД

(2 подгруппа)

10.00-12.00 – индивидуальные занятия с детьми

7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми.

8.00 -  8.10

логопедическая зарядка.

8.10 – 10.10

Индивидуально-подгрупповые занятия

10.10-10.40

Логоритмика

10.40-12.00- индивидуальные занятия с детьми.

3.2. Календарно- тематическое планирование

 непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей

в средней    группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на 2024 – 2025 уч. год

№ недели

Дата

Тема

Разделы работы

Общие речевые навыки

Моторика

Зрительное и слуховое внимание

Лексико-грамматическая сторона речи

Слоговая структура слова

1

02.09

-

 08.09

Обследование индивидуального развития детей.

Заполнение речевых карт, диагностических листов.

2

09.09

 –

13.09

«Дары осени»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Общая артикуляционная гимнастика

Упр.

 «Урожай»

Раб. тетрадь.

Упр. «Птица»

Упр. «Повторяй-ка»,  

«Что прибавилось?

Что убавилось?»

Названия овощей и фруктов, их классификация

Загадки.

Упр. – игра «В огороде у козы»

Упр. «Жадина»

Передача ритмического рисунка слов: лук, тыква, овощи

3

16.09

 – 20.09

«Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда»

Артикуляционная гимнастика  и  массаж лица ложками.

Упр. не дыхание с соломинкой.

Упр. «Хлеб»

Упр. «Повторяй-ка»,  

«Правильно ли я говорю?»

Название предметов посуды, продуктов.

Загадки.

Упр. «Чего нет?»

Деление слов по слогам.

Длинные

и короткие слова

4

23.09 – 27.09

«Город. Транспорт»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Точечный массаж лица

Нейроигры «Дорожки»

Речевая игра «Самолет».

Различие звуков по высоте, громкости.

Название транспорта, простая классификация: что летает, что плавает, что ездит по земле?

Передача ритмического рисунка слов.

Упр. «Вагончики»

5

30.09 – 04.10

«Осень. Сезонные изменения»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Упр. «Листочки»

Пальчиковая игра «Осенний букет»

«Что перепутал художник?» (лето и осень)- на зрительное внимание

Активизация словаря.

Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе.

Предлоги НА, С.

Передача ритмического рисунка слов: дуб, клен, береза, рябина,

6

07.10 – 11.10

«Домашние животные»

Артикуляционная гимнастика  и  массаж лица ложками

Упр. «Теленок»

Упр. «Кто это сказал?» -

различие звуков по высоте, громкости.

Активизация словаря.

Игра с мячом «Один – много»

Длинные и короткие слова

7

14.10 – 18.10

«Дикие животные»

Упр. с метрономом

Упр. «Детеныши»

«4-ый лишний»,

Упр. «Кто идет?»,

«Кто такой?»

Активизация словаря.

Игра с мячом

«Один – много»,

Образование названий детенышей по аналогии.

Сказка «Колобок»

Длинные и короткие слова

8

21.10 – 25.10

«Перелетные птицы»

артикуляционная гимнастика «Птички»

Упр. «Птица»

Упр. «Повторяй-ка»,  

Упр. «Кого нет?»

Активизация словаря

Загадки

Предлог НА

Передача ритмического рисунка слов.

9

28.10 – 01.11

«Семья»

Арт. упр. «В гостях у бабушки и дедушки»

Пальчиковое упр. «Семья».

«Поймай звук А» в словах: мама, дед, папа, сын, дочь, баба

Игра «Кто живет в квартире?»

Загадки

Передача ритмического рисунка слов.

10

05.11

-

08.11

«Неделя языковой грамотности»

Тренировка плавного, длительного выдоха:

«Выдувание мыльных пузырей»

Пальчиковые игры,

 нейро

упражнения

Игры: «Повторяй-ка»

«Эти разные звуки»,

«Сломанный телевизор»

«Ласковые словечки»

Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги в движениях.

11

11.11 – 15.11

«Путешествие по карте. Холодные страны»

Тренировка плавного, длительного выдоха:

«Выдувание мыльных пузырей»

Физминутка и пальчиковые игры

Упр. «Повторяй-ка»,  

«Правильно ли я говорю?»

Активизация словаря

Загадки

Предлог НА

Передача ритмического рисунка слов.

12

19.11

- 21.11

«Зимующие птицы»

артикуляционная гимнастика «Птички»

Упр. «Птица»

Упр. «Повторяй-ка»,  

Упр. «Кого нет?»

«Кто лишний?»

Активизация словаря

Загадки

Предлог НА

Передача ритмического рисунка слов.

13

25.11 – 29.11

«Зима. Сезонные изменения»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Упр. «Снежинки»

Пальчиковая игра «Снежок»

«Что перепутал художник?» (лето и зима)- на зрит. внимание

Активизация словаря.

Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе.

Предлоги НА, С.

Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги

14

02.12 – 06.12

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Тренировка плавного, длительного выдоха:

«Выдувание мыльных пузырей»

Игры и упр. на мышечное расслабление, эмоции

Игра «Кто такой?»,

Упр. «Разговор шепотом».

Словарь добрых слов

Словарь антонимов.

Эмоции.

Отстукивание простого ритма.

Работа с метрономом

15

09.12 – 13.12

«Моя квартира. Мебель»

Тренировка плавного, длительного выдоха:

Упр. с соломинкой.

Общая артикуляционная гимнастика

Физминутка и пальчиковые игры:

«Стульчики», «Столы»

«Поймай звук»

Формировать представление о пространственных отношениях (около, у, спереди, сзади, слева, справа, наверху, внизу, за, в, на,  под, между)

«Поем слова»

16 –

17

16.12 – 28.12

«Большое новогоднее приключение»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Упр. «Снежинки»

Пальчиковая игра «Снежок», «Елочка»

«Угадай, чья маска?»

Активизация словаря.

Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе.

Загадки, стихи

Отстукивание простого ритма.

18

08.01 – 10.01

«Зима. Зимние забавы»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Упр. «Снежинки»

Общая артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра «Снежок», нейро

упражнения

«4 лишний» по картинкам

Активизация словаря.

Составление предложения по мнемосхеме.

загадки

Передача ритмического рисунка слова.

Логоритмич  упр. «Снеговик»

19

13.01 – 17.01

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Общая артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра «Посчитаем в первый раз».

Раскраски

Стих по мнемотаблице

«Я рубашку сшила мишке»

Активизация словаря.

Загадки

Словоизменение по числам, «ласковые слова»

Передача ритмического рисунка слов: обувь, одежда

20

20.01 – 24.01

«Неделя математики»

Упр. с метрономом

раскраски

«4 лишний» по картинкам.

Упр. «Больше  или  меньше?»

Речевая игра «Скажи наоборот».

Счет до 5

упр. с ритмическим рисунком

21

27.01 – 31.02

 «Профессии»

Артикуляционная гимнастика  и  массаж лица ложками

раскраски

Упр. «Выбери нужный предмет»

Активизация словаря по теме.

Загадки

Деление слов на слоги.

22

05.02 – 09.02

«Человек».

Строение тела человека.

Артикуляционная гимнастика  и  массаж лица ложками

Упр. «Здравствуйте

 ладошки, …»

Упр. «Повторяй-ка».

Подбери по образцу

Ласковые слова» (нос – носик).

 ЕД. и МН. число сущ. (нос – носы).

Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги в движениях.

23

10.02 – 14.02

«Путешествие по карте. Теплые страны»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Общая артикуляционная гимнастика

Упр. «Крокодил»

«Что перепутал художник?»

Активизация словаря.

Употребление предлогов в игре

«Зоопарк»

Деление слов на слоги.

Длинные и короткие слова

24

17.02 – 21.02

«Защитники Отечества»

Упр. на дыхание, артикуляц. упр: «Пулемет», «Автомат»

Пальчиковые упр. «Пистолетик» - «граната»

Упр. «Повторяй-ка».

Подбери по образцу

Речевые и пальчиковые игры, заучивание стихотворений к празднику.

Передача ритмического рисунка слов

25

25.02 – 28.02

«Масленица – гостья дорогая»

Артикуляционная гимнастика  и  массаж лица ложками

Раскраски

Игры на внимание

Активизация словаря.

Загадки,  потешки

Передача ритмического рисунка слов

26

03.03

07.03

«Мамин праздник»

Упр. «Наши алые цветы» - на дыхание

Упр. для пальцев «Наши алые цветы»

Игра «Будь внимателен»

Заучивание стихотворений к празднику.

Передача ритмического рисунка слов

27

11.03 – 15.03

«Неделя музыки  и творчества»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие двигательных навыков в танцах

Угадай, какой инструмент звучит «Чей звук?».

Активизация словаря – название музыкальных инструментов.

Составление простых предложений по образцу: Я играю на гармошке.

Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса.

28

17.03 – 21.03

«Весна. Сезонные изменения»

Упр. с метрономом

Упр. «Капля»

«Что перепутал художник?» (весна  и зима, осень - весна)

Активизация словаря.

Логоритмическое упр. «Приметы весны»

Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса

29

24.03 – 28.03

«Перелетные птицы и насекомые»

Тренировка плавного, длительного выдоха.

Общая артикуляционная гимнастика

Пальчиковое упр. «Птица».

Раскраски

Упр. «4 –ый лишний»

Активизация словаря.

Загадки.

Передача ритмического рисунка слов

30

01.04 – 04.04

 «Неделя детской книги»

Общая артикуляционная гимнастика

Раскраски по сказкам

«Угадай сказку»

Инсценировка сказки «Теремок»

«Курочка Ряба»

Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса.

31

07.04 – 11.04

«Космос»

Тренировка плавного, длительного выдоха:

«Выдувание мыльных пузырей»

Упр. «Ракета»

«Найди дорогу»

Активизация словаря.

Загадки.

Передача ритмического рисунка слов

32

14.04 – 18.04

«Неделя педагогического мастерства»

33

21.04 – 25.04

«Растения. Цветы»

Упр. «Наши алые цветы»

Упр. «Наши алые цветы»

«Собери цветы»,

Игра «Бывает – не бывает»

Активизация словаря.

Загадки.

Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе

Деление слов на слоги

34 - 35

28.04  – 08.05

«Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина»

Упр. с метрономом

Пальчиковые игры

Раскраски

Упр. «Повторяй-ка»,  

«Правильно ли я говорю?»

Активизация словаря.

Речевые игры.

Деление слов на слоги

36-

37

13.05 –

23.05

«Времена года»

Упр. с метрономом

Пальчиковые игры

Раскраски

 «Правильно ли я говорю?»

Игра «Бывает – не бывает»

Активизация словаря.

Речевые игры.

Загадки

Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса.

38

26.05 –

29.05

каникулы

Итоговая диагностика речи

В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми используются пособия:

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 4-5 лет»,

  3.3.  Календарно- тематическое планирование

 непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей

в подготовительной   группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на 2024 – 2025 уч.год

№ недели

Дата

Тема недели

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

1

02.09-

 08.09

Обследование индивидуального развития детей.  

Заполнение речевых карт, диагностических листов.

2

09.09 –

13.09

«Дары осени»

Существительные: осень, урожай, огород, сад, лес, названия овощей, фруктов,  ягод, грибов;

прилагательные: спелый, сочный, зеленый, красный, желтый, вкусный, сладкий, горький;

глаголы: собирать, готовить, солить, варить, есть.

1. ЕД. и  МН. число сущ.;

2. Изменение слов по образцу:  «Один – много»;

3. Согласование сущ. с местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.

4. Уменьшительно-ласкательные слова;

5. Образование прилагательных от сущ. (из гороха – гороховый)

6. Предлоги.

1. Развитие общей моторики «Урожай».

2. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

3. Составление описательного рассказа про овощ (фрукт) по мнемотаблице.

3

16.09 – 20.09

«Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда»

Название продуктов и предметов посуды, части посуды.

Виды посуды: столовая, чайная, кухонная.

Виды продуктов: молочные, мучные, мясные.

Материал посуды: стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая

Назначение посуды: варить, готовить, жарить, кипятить, хранить.

1. Характеризовать материалы, из чего изготовлен предмет посуды.

2. Сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

3. Словообразование: сахар – сахарница, масло – масленка, т.д.

4. Деление слов на слоги.

1. Самомассаж + потешка «Ножик»,

2. Речевая игра «Магазин»

3. Дидактическая игра «Магазин»

4

23.09 – 27.09

 «Город. Транспорт»

Ввести в активный словарь:

существительные: город Ачинск, дом, улица, дорога, транспорт, части машины,  названия машин.

прилагательные: высокий-низкий, одноэтажный, многоэтажный;

водный, воздушный, наземный, подземный электрический, быстрый;

глаголы: перевозить, грузить, везти,  

лететь, плыть, управлять.

Словообразование: (трактор водит тракторист)

Сложные слова (одноэтажный дом, самосвал, самолет,..).

Словоизменение по падежам, числам.

Рассматривание картинок «Виды транспорта».

Речевая игра «Самолет». Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня»

5

30.09 – 04.10

«Осень. Сезонные изменения»

Сущ: Лес, деревья, листья, листопад, трава, заморозки, осень.

Прилагательные: Осенний (лес), осенние (листья), золотая (осень),

Частый, холодный (дождь).

Глаголы: Пришла, наступила (осень).

Падают, летят, пожелтели (листья),

завяла (трава), моросит, льет, идет (дождь)

1. Подбор признаков и слов-действий к слову ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ, ДЕРЕВЬЯ.

2. Подбор признаков к слову ПОГОДА.

3. Образование прилаг. от сущ.: береза – березовый лист, т.д. Игра «Где увидим этот лист?»

4. Изменение по числам

5. Ласковые слова.

6. Предлоги НА, С.

1. Развитие общей моторики «Дождь».

2.Развитие мелкой моторики «Ветер».

3. Беседа по картине «Осень».

4.Признаки осени по картинкам-символам.

5. Составление предложений по рисункам (с «маленькими словами»)

27.09

«День дошкольного работника»

Имя Отчество педагогов д/с.

Профессии работников д/с.

6

07.10 – 11.10

«Домашние животные»

Сущ.: названия дом. животный и их детенышей, жилище.

Прилагательные: рогатый, хвостатый, мохнатый, пушистый, гладкий.

Глаголы: мычит, мяукает, лает, хрюкает, ржот (игогочет), блеет, мекает.

1.Образование глаголов от звукоподражаний

2.Подбор слов-признаков.

3.Словообразование (название детенышей).

4.Упр. «Один-много»

  1. Речевые игры.

2. Составление описательного рассказа по картинке, с опорой на план-схему

7

14.10 – 18.10

«Дикие животные»

Сущ.: названия диких животных и их детенышей, их домиков; части тела.

Прилагательные: большой-огромный, пушистый, хитрый, злой, косолапый.

Глаголы: жить, прятаться, скакать, линять, рыскать

1. Подбор слов-признаков.

2. Словообразование (название детенышей). Упр. «Кто кем был?»

3. Упр. «Один-много».

4. Предлоги В, ИЗ.

1. Речевые игры.

2. Составление описательного рассказа по картинке, с опорой на план-схему.

3. Загадки.

4. Предложения по картинкам и символам (с предлогами)

8

21.10 – 25.10

«Перелетные птицы»

Сущ: Название перелетных птиц. Части тела. Косяк, стая.

Прилагательные:  перелетные, дикие.

Глаголы: улетают, перелетают, курлычут

1. Словоизменение по числам и падежам.

2. Притяжательные прилагательные (мой, моя, мои)

1.Что сначала, что потом.

(см. дидакт. игру)

2. Составление предложений по картинке

3. Пальчиковая гимнастика в стихах

9

28.10 – 01.11

«Семья»

Названия и имена членов семьи.

Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образов. МН. ч. сущ. (мама – мамы,…) 

 Пальчиковое упр. «Семья».

Рассказ моя семья.

10

05.11

-

08.11

«Неделя красивой речи»

(логопедическая неделя)

Сущ.: звук, речь, слово, предмет.

Прилагательные: звонкие, гласные, свистящие, шипящие, хрипящие, мычащие, скрипящие, гудящие, рычащие (звуки)

Глаголы: говорить, произносить, петь, слушать, слышать.

1.Словоизменение по числам:

Звук – звуки, слово – слова,….

2. Игры на формирование фонематического восприятия.

 

Упр. «Что ты делаешь?»

«Назови гласный»

Звуковое лото

Учим логопедические чистоговорки.

11

11.11 – 15.11

«Путешествие по карте. Холодные страны»

Существительные:

тюлень, олень,  морж, медведь, пингвин; части тела; север, лед, мох.

Прилагательные: холодный, морозный, северный, хищный, опасный, тяжелый, белый – бурый, неповоротливый, морской;

Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, ловить, есть.

Согласование существительных с прилагательными, числительными.

Упр: «1-2-5»,

Упр: «Один – много»,

Упр: «Жадина»

1. Составление сравнительного рассказа о белом и буром медведе (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

2. Ответы на вопросы.

3. Описательный рассказ по мнемотаблице.

12

19.11

-

21.11

«Зимующие птицы»

Существительные: Название зимующих птиц. Части тела. Кормушка.

Прилагательные: зимующие, дикие.

Глаголы: зимовать, мерзнуть, клевать.

Гл   

1. Словоизменение по числам и падежам: игры «1-2-5», «Один много».

2. Притяжательные прилагательные (мой,  моя, мои)

1. Пальчиковая гимнастика в стихах «Помогаем птицам»

2. составление рассказа по серии картинок.

13

25.11 – 29.11

«Зима. Сезонные изменения»

Сущ:. Снег, снежок, снежинка, снегопад, снеговик, сугроб, мороз, холод, лед, гололед, метель.

Прилагательные: Снежный, белый, пушистый, зимний, морозный, ледяной.

Глаголы: Летит, падает, кружиться (снег). Наступила, пришла (зима)

1. Подбор действий к слову снег; солнце, ветер.

2. Подбор сущ. к глаголам: летит, идет, наступила

3. Уменьшительно-ласкательные слова;

4. Образование прилагательных от сущ. (снег – снежный);

1. Подвижная игра «Выпал беленький снежок».

2. Пальчиковая игра

«Снежок».

3. Беседа по картине «Зима».

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

14

02.12 – 06.12

 «Что такое хорошо, что такое плохо»

Словарь добрых слов

Словрь антонимов.

Эмоции.

Подбор антонимов.

Словообразование (грустно – грустный, …)

Беседа по картинам по методики автора Г.П. Лаврентьевой.

15

09.12 – 13.12

«Моя квартира. Мебель»

Сущ: Уточнять знания о предметах мебели, название мебели  (шкаф, тумбочка, табурет,  диван, кресло, кровать, стол, стул).

Прилагательные: Деревянный, стеклянный, железный, детский, кукольный, книжный, посудный, платяной, кухонная, мягкая (мебель).

Мебельная (фабрика)  

Глаголы: Кушать, писать, класть, ставить, сидеть, спать, лежать, отдыхать.

1. Упр. «Чего нет?»

2. «Скажи ласково».

3. Игра «Жадина»

4.Формировать представление о пространственных отношениях (около, у, спереди, сзади, слева, справа, наверху, внизу, за, в, на,  под, между)

1. Речевая игра «Много мебели в квартире».

2. Игра «Угадай предмет мебели по описанию»

16-17

16.12 – 28.12

19.12

«Большое новогоднее приключение»

День рождение детского сада.

Сущ.: игрушка, шар, стекло, пластмасса, елка, украшение.

Прилагательные: легкие, блестящие, хрупкие, яркие, разноцветные, стеклянные, пластмассовые, елочные.

Глаголы: вешать, наряжать, украшать

1. Упр. «1-2-5»

2. Упр. на развитие слухового внимания и логики.

1.пальчиковые игры «Готовимся к празднику»

2. Составление предложения по картинке.

3. Заучивание стихов про Новый год.

18

08.01 – 10.01

«Зима. Зимние забавы»

Существительные:

Лыжи, санки, коньки, ледянки, снегокат, снежок, снеговик, снежная баба, каток, горка. Забава, игра.

Прилагательные:

Признаки зимнего дня (зимний, морозный, солнечный, ясный, короткий)

Признаки снега, льда (пушистый, липкий, искристый, скользкий, гладкий)

Глаголы: Действия людей, детей на улице (катаются, лепят, веселятся т.д.)

1.Словообразование: лыжи - лыжник,

снег – снежная (горка, баба), снеговик, снежинка, снежок, снегурочка.

2. Словоизменение: одни коньки, лыжи, санки.

Много коньков, лыж, санок.

3. Различение и употребление в речи глаголов разных временных формах (катался, катается, будет кататься), отвечать на вопросы: Что делает? Что  сделал?

1. Отгадывание загадок.

2. Составление рассказа по мнемотаблице

3. Учить отвечать на вопросы по картинке полными предложениями.

4. Логоигра «Снеговик», «Снежки»

19

13.01 – 17.01

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Сущ:. Название предметов и деталей одежды, обуви, головных уборов.

Прилагательные: Зимний, теплый, шерстяной, меховой, вязанный.

Глаголы: Одевать (одежду, головные уборы), снимать, застегивать. Надевать (обувь)

1. Сравнивать и группировать предметы по назначению.

2. Игра «1-2-5».

3. Словообразование: Как называется одежда для зимы, лета, для женщин

4. «Ласковые слова».

5. «Я надеваю сапоги, он ……, она…., мы….., они.»

6. Упр. «Жадина»

1.Составление предложений по схемам.

2.Учить отвечать на вопросы полным предложением.

3. Сравнение, что с чем, что без чего.

20

20.01 – 24.01

«Неделя математики»

Сущ: число, цифра, счет, математика, деньги, монеты.

Прилагательные: разные

Глаголы: считать, складывать, прибавлять.

Количественный и порядковый счет

Дидактическая игра «Контрасты», «Магазин».

Речевая игра «Скажи наоборот».

21

27.01 – 31.02

 «Профессии»

Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, почты, стройки, врача, продавца.

Названия техники, инструментов.

Прилагательные: строительные, медицинский, детские, игрушечные, настоящие.

Глаголы: строить, лечить, продавать, покупать, воспитывать, готовить

Словообразование:

Женских профессий (повар – повариха)

Словоизменение существительных в творительном падеже (чем красить?).

Беседа о профессии продавца, почтальона, водителя (с опорой на картинки).

Загадки.

Речевые и пальчиковые игры  «Что принес нам почтальон?».

22

05.02 – 09.02

«Неделя здоровье

сберегающей грамотности»

«Человек».

Строение тела человека.

Сущ: названия частей тела, лица.

Прилагательные: чистый, грязный, красивый, причесанный, лохматый, короткие, длинные (волосы).

Глаголы: мыть, причесывать, чистить.

1. «Ласковые слова» (нос – носик).

2. ЕД. и МН. число сущ. (нос – носы).

3.Упр. «1-2-5»

1.Секреты здоровья.

2. Загадки.

3. Упражнения и игры на развитие дыхания, просодики, артикуляции.  

23

10.02 – 14.02

«Путешествие по карте. Теплые страны»

Существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру; части тела; зоопарк, джунгли.

Прилагательные: хищный, опасный, тяжелый,  неповоротливый, толстый, хитрый, жаркий, южный.

Глаголы: лежать, плыть, нападать доставать, носить, жевать, ухаживать, кормить.

Употребление предлогов в игре

«Зоопарк»

Словообразование «Кто спрятался в джунглях?»

1. Беседа по картине

«В саванне».

 Ответы на вопросы.

2. Составление описательного рассказа о любом животном по предложенному плану 

24

17.02 – 21.02

«Защитники Отечества»

Существительные: названий предметов, объектов,  их частей.

Прилагательные:

смелый, бесстрашный, сильный, отважный, т.д.

Глаголы: защищать, воевать

Словообразование:

танк – танкист,…

Словоизменение по падежам и числам.

Подбор синонимов к словам: защитник -…,

Отечество -….,

Речевые и пальчиковые игры, заучивание стихотворений к празднику.

25

25.02- 28.02

«Масленица – гостья дорогая»

Неделя творчества

Русский фольклор

 26

03.03

 –

07.03

«Мамин праздник»

Уточнить знания детей о празднике. Объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день. Воспитывать любовь и уважение к маме.

Активизация словаря

1.Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1. Пальчиковое упр. «Семья».

2. Отвечать на вопросы краткими и полными предложениями.

3. Заучивание стихотворений к празднику.

27

11.03 – 15.03

«Неделя музыки  и творчества»

Сущ: названия музыкальных инструментов, музыка, музыкант, звуки.

Названия музыкантов.

Прилагательные: звонкий, тихий, громкий, высокий, низкий (голос).

Глаголы: играть, слушать, петь, танцевать.

1. Словообразование новых слов: музыкантов по названию муз. инструментов (барабан – барабанщик).

2.Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса.

1. Угадай, какой инструмент звучит «Чей звук?».

2. Составление простых предложений по образцу: Я играю на гармошке.

Песенка веселого музыканта.

28

17.03 – 21.03

«Весна. Сезонные изменения»

Существительные: весна, солнце,  облако, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежники, травинка.

Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый.

Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, набухать, расцветать

Употребление простых предлогов, образование мн. ч. сущ,

однокоренных слов от слова «весна».

1. Рассказ по мнемотаблице «Весна». 2. Заучивание стихотворения по методу мнемотехники.

3. Учить отвечать на вопросы по картинке полными предложениями.

29

24.03 – 28.03

«Перелетные птицы и насекомые»

Существительные: название перелетных птиц и насекомых

Прилагательные: маленькие, шустрые,  красивые, опасные, вредные, полезные, т.д.

Глаголы: жужжит, гудит, стрекочет, летает, ползает, бегает, прыгает, т.д.

1. Назови ласково.

2. Чьи лапки, чья головка?

3. «1-2-5»

4. Посмотрим в лупу (не глаза, а глазищи)

Рассказ описание по план - схеме.

Пересказ с опорой на картинный план.

Разучивание речевых и пальчиковых игр.

30

01.04 – 04.04

 «Неделя детской книги»

Существительные:   книга, сказка, рассказ, стихотворение, поэт, писатель, герои детских сказок.

Прилагательные: сказочный, интересный, добрый, злой, хитрый.

Глаголы: читать, учить, слушать, беречь.

Словоизменение по падежам и числам.

Игра «Назови героя», «Чей предмет?»

Сказка без слов «Курочка ряба».

Пересказ сказки.

31

07.04 – 11.04

«Космос»

Существительные – планета, космос, солнце, Земля, Луна, звезды, звездочет, космонавт, ракета, спутник, земляне, инопланетяне, т.д.

Прилагательные (слова-признаки)- земной, космический, солнечный, звездный, лунный, смелый, сильный, отважный, слова-противоположности.

Глаголы (слова-действия)- строить, запускать, лететь, вращаться, приземлиться, прилуниться, т.д.

Упр. «1-2-5»,

«Назови первый звук»,

«Подбери слова - наоборот»

Речевые и пальчиковые игры.

Составление предложений по картинке

32

14.04-18.04

«Неделя педагогического мастерства»

33

21.04 – 25.04

«Растения. Цветы»

Существительные:  лето, июнь, июль, август, названия цветов, деревьев.

Прилагательные: разноцветные, красивые, душистые, полевые, садовые, лесные.

 Глаголы: цветут, растут, пахнут.

1. Упр. «1-2-5»

2. Словообразование (лес – лесные,…)

3. «Ласковые словечки»

1. Разучивание потешек и речевых игр по теме.

2. Игра «Бывает – не бывает»

34 - 35

28.04  – 08.05

«Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина»

Сущ.: Родина, страна, Россия, карта, глобус, президент, флаг, герб. Названия городов, рек, озер.

Прилагательные: большая, глубокая, широкая, любимая, родная.

Глаголы: родиться, жить, работать, путешествовать, смотреть.

Согласование местоимений с существительными (упр. «Жадина»)

Словоизменение: я…., ты, мы, они…, вы…

Рассматривание картинок, беседа по теме.

Речевые и пальчиковые игры.

Учить домашний адрес.

36- 37

13.05 –

23.05

«Времена года»

Закрепление автоматизированного порядка слов, признаки времен года

Антонимы.

Согласование, словообразование сложных слов.

Составление рассказов по серии картинок.

38

26.05- 29.05

Выпускной

Речевая диагностика. Итоги обучения за год.

В индивидуальной и подгрупповой  работе с детьми используются пособия:

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 4-5 лет», «Логопедические задания для детей 6-7 лет»,

3.4. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход  к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы группы компенсирующей направленности, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

Логопедическое обследование проводится 3 раза, с  1- 16 сентября (входное), с 10-15 января (промежуточное),  с 15-31 мая (итоговое). Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи.

3.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Мебель, дидактическое и игровое оборудование логопедического кабинета

№ п/п

Наименование

Назначение

Примечание

МЕБЕЛЬ

1.

Детские стульчики, столик регулируемые по росту.

Проведение фронтальных и подгрупповых занятий.

Маркировка по росту детей

2.

Стол для педагога, 2 стула

Проведение инд. работы с ребенком, методической работы педагога.

В логопедическом кабинете

3.

Шкаф

Для методических пособий и документации

В логопедическом кабинете

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Зеркало большое

Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением.

В логопедическом кабинете.

Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом.

2.

Зеркала маленькие по количеству детей в группе.

Индивидуальная  и самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением.

В группе и логопедическом кабинете

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.

Магнитофон и аудиотека на съемном носителе

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Пополняется в течение всего периода обучения

2.

Ноутбук

Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте

3.

Компьютерные речевые программы и игры (диск, флешка)

«Игры для тигры»,

«Лого ассорти» - Мерсибо,

«Генератор логопедических заданий» - Мерсибо,

«Привет, логопед!», др.

Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте и развитию речи

4.

Метроном механический

Для развития чувства ритма, темпа и координации

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Доска маркерная - магнитная.

Демонстрация наглядного материала.

Рисование схем, знаков и др.

Расположение на уровне глаз детей в кабинете и в группе        

2.

Касса для магнитных букв и цветных квадратов-символов звуков, слогов.

Для составления слов и звуко-слоговых схем

Расположение на уровне глаз детей в группе        

3.

Настольно-печатные игры с буквами (магнитные)

Для составления слов

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий

Печатные ПОСОБИЯ

1.

Предметные и сюжетные картинки

Размер: разный (от А-1 до А-8).

Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности.

В группе и логопедическом кабинете

2.

Дидактический материал по исправлению речи у детей дошкольного возраста.

Авторы:

Т.Б. Филечева,

Г.А. Каше.

8 серий предметных и сюжетных картинок для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи

Для  индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий

3.

Пособия по обучению дошкольников чтению:

Н.В. Нищева

«Мой букварь»;

Н.А. Ткаченко

М.П. Тумановская «Раннее обучение чтению»;

Н.С. Жукова «Букварь»;

О. Жукова «Букварь»

Обучение грамоте

Для индивидуальной работы

4

В.В. Коноваленко

С.В. Коноваленко

Игротека речевых игр. «Согласные звонкие и глухие».

« Согласные твердые и мягкие»

Игры по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.

Для  индивидуальных, подгрупповых занятий

5.

Л.В. Фирсанова

Е.В. Маслова

«Твердые согласные звуки»

Учебно-игровой комплект по развитию фонематического слуха детей 3-7 лет

Для  индивидуальных, подгрупповых  занятий

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.

Счётные палочки.

Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий.

Разные по цвету и фактуре.

2.

«Веселые шнурочки», «сухой бассейн»

Развитие мелкой моторики

Для  индивидуальных занятий

3.

Нейро таблицы - карты

Для развития межполушарного взаимодействия.

Для  индивидуальных и подгрупповых занятий

3.6. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании:

  1. Артюхова И.С. «Обучение грамоте 3+». – ООО «РОСМЭН», 2017.
  2. Бардышева Т.Ю.  Моносова Е.Н. «Логопедические задания для детей 4-5  (6-7) лет».
  3. Веселова. Е.И., Скрябина Е.М.  Методическое пособие «Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР» - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  4. «Занимательное азбуковедение». Кн.для учителя /Сост. В.В. Волина – М.: Просвещение. 1991.
  5.  Каше Г.А.  «Подготовка к школе детей с недостатками речи».   – М.: Просвещение, 1985.
  6. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». (Конспекты занятий). ТЦ. Москва, 2009.
  7. Крупенчук О.И.  Речевые карты под редакцией - СПб.: изд.Дом «Литера», 2019.  
  8. Логопедический альбом «Песенки гласных звуков» для детей 3-5 лет.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
  9. Нищева Н.В. «Тетрадь для средней логопедической группы детского сада».- СПб.: «Детство-Пресс».
  10. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  11. Османова Г.А. Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.
  12. Рабочая тетрадь «Развиваем речь», для детей 6-7 лет.- М. ООО «Росмэн», 2020.
  13. Фалёва А. С.  Рабочая тетрадь  «Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Старшая группа 5-6 лет» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
  14.  Фалёва А. С. Рабочая тетрадь  «Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Подготовительная  группа 6-7 лет» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности

программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)

Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и зад...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...