рабочая программа учителя-логопеда в разновозрастной группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии
рабочая программа учителя-логопеда на 2024-2025 уч.год в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа учителя-логопеда | 103.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47»
Согласовано на заседании ППк УТВЕРЖДАЮ
От «_____»_____________2024 г. Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»
Протокол № _______________ _________________Бахарева Р.К.
«____»________________2024 г
Рабочая программа
учителя-логопеда
в группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель:
учитель-логопед
Маркова Светлана Петровна
Ачинск 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка________________________________________________________2
1. Раздел I
1.1.Цели и задачи ____________________________________________________________2
1.2. Значимые для разработки программы характеристики детей с ОНР_______________3
1.3. Целевые ориентиры ______________________________________________________5
2. Раздел II: Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности ___ 6
2.2. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения ________ 8
2.3. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя ___________________________________________________________________________ 8
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ___________________________________________________________________________ 9
3. Раздел III: Проектирование образовательного процесса
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда ______________________11
3.2. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР________________________________________________________________12
3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР_____________________________________________14
3.4. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы ______________________________________________________________19
3.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса_____19
3.6. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании_______20
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда (далее - Программа) представляет собой локальный акт образовательного учреждения и определяет содержание и организацию образовательного процесса учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 47».
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- СанПиН № 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее АООП, ТНР)
Методическая основа программы:
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева);
- «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
- Парциальные программы и технологии разных авторов.
Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в
логопедической группе с 1 сентября по 31 мая.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является учебно-игровая деятельность (для детей 4-7 лет).
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты во взаимосвязи с учителем-логопедом занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Раздел 1
1.1. Цели и задачи
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4-5лет и 6-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает возрастные особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основные задачи Программы заключаются в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), а именно:
- развитие у детей понимания речи окружающих и активизация речи;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу компенсирующей группы для детей с ТНР, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.
- Значимые для разработки программы характеристики детей с ОНР
(Общим недоразвитием речи)
Группу посещают дети двух возрастных групп: 4-5 лет и 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1-4 уровня речевого развития).
Характеристика детей со I уровнем развития речи
(по Т.Б.Филичевой)
Дети этого уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»), для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Объем пассивного словаря, значительно превышает активный. Для детей характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточная критичность к своей речи. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм - при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.
Характеристика детей со II уровнем развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Дадай гать» — давать играть, «Да пить моко» — дай пить молоко.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют. Наблюдаются существенные затруднения в употреблении обобщающих и отвлеченных понятий, антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуды, транспорта. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении (10 и более звуков). Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «аквая» — аквариум, «виписед» — велосипед.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татаист» — тракторист). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, ударный гласный звук, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
Важной особенностью речи ребенка с ОНР - 3 является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «зайчонок» - зайчик и т. п.).
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «обувь» - «сапоги», «обутки», незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, лоб), животных (копыта) и т. п.
Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы.
Характеристика детей с IV уровнем развития речи
К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Дети все звуки изолированно произносятся правильно, но в потоке речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.
Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью»), в смешении признаков (высокий забор – «длинный»; смелый мальчик – «быстрый»; дедушка старый – «взрослый»).
У детей с 4 уровнем речевого развития стойкими остаются ошибки при употреблении:
- уменьшительно-ласкательных существительных (скворчик, скворечник – скворушка);
- существительных с суффиксами единичности (горошка - горошинка);
- прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (клюк’овый - клюквенный; с’осный – сосновый);
- притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий);
- в употреблении сложных предлогов.
В связной речи отмечаются ограниченные возможности владения диалогической и монологической речью. Дети склонны к стереотипным высказываниям, не могут адекватно передать смысловую развязку сюжетной линии текста, пропускают элементы повествования.
- Целевые ориентиры по развитию речи.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
1) Развитие словаря:
обогащение словаря: вводить в пассивный и активный словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, прилагательные, наречия, существительные с обобщающим значением.
2) Звуковая культура речи:
закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков среднего онтогенеза. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух правильно и искаженно произносимые слова, называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3) Грамматический строй речи:
формировать умение правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать простые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, родительного падежа, слова, обозначающих детенышей животных; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
4) Связная речь:
совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Пересказывать небольшие сказки и тексты, составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины. Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе.
5) Подготовка детей к обучению грамоте:
знакомить с терминами «слово», «звук». Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
6) Интерес к художественной литературе:
обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, рассказы, стихотворения); развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, чистоговорок, скороговорок, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Артикуляторная моторика приближена к норме. Ребенок выполняет движения по показу и инструкции взрослого. Объем движений полный. Переключаемость почти своевременная. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении.
Общее звучание речи. Речь в целом разборчива. Темп и ритм речи приближены к норме, старается правильно расставляет паузы в речевом потоке.
Звукопроизношение. Правильно произносит поставленные на занятиях звуки в учебном речевом материале.
Фонематическое восприятие. Различает оппозиционные звуки, повторяет слоги без ошибок. Дифференцирует гласные и согласные звуки, оппозиционные звуки (по признакам твердости – мягкости, звонкости – глухости, по месту образования).
Фонематический анализ и синтез. Выделяет согласные звуки из начала и конца слова, ударные гласные, определять место заданного звука в слове. Владеет навыками звукового анализа и синтеза простых по слоговому составу слов.
Звуко-слоговая структура слова. Освоил слова всех типов слоговой структуры (по А.К.Марковой), правильно повторяет их в словосочетаниях, предложениях, сохраняя звуковую и слоговую наполняемость.
Импрессивная сторона речи. Объем пассивного словаря приближен к возрастной норме. Понимает значение обобщающих слов, словоизменений, отдельных предложений, связной речи.
Активный словарь, знания об окружающем мире и природе приближены к возрастной норме. Употребляет в речи слова в точном соответствии со смыслом. Знает доступные антонимы, синонимы, обобщающие слова, выделяет 4-ый лишний предмет и дает объяснение. Может назвать 5-10 слов по лексической теме. Знает автоматизированный порядок слов дней недели, времен года, называет имена людей близкого окружения называет свой домашний адрес.
Грамматический строй речи. Согласовывает числительные, прилагательные, личные местоимения с существительными в роде, числе, падеже. Правильно употребляет все пространственные предлоги. Образовывает множественное число существительных, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Использует в речи все виды предложений.
Связная речь. Используя помощь и самостоятельно составляет рассказы по картине, серии сюжетных картинок, рассказы-описания, пересказы в логической последовательности с опорой на графический/вопросный план, мнемотаблицу.
Раздел II. Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности
Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.
Первые две недели сентября отводятся для углубленной диагностики, составления и обсуждения перспективного плана работы. Далее начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы.
Формы организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;
- подгрупповая или фронтальная непосредственная образовательная деятельность.
Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий.
Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю (количество зависит от сложности речевого дефекта). На каждого ребенка планируется индивидуальный маршрут коррекции речевого развития.
На стадии автоматизации звуков логопед может объединить детей в подгруппу из 2 человек, а также раз в неделю для закрепления пройденного материала по общему речевому развитию.
Фронтальная непосредственная образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте проводится учителем-логопедом в первую половину дня, 2 раза в неделю, с группой детей старшего возраста (5-6 лет) и подготовительной к школе группой детей (6-7 лет).
Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся учителем-логопедом во второй половине дня, 1 раз в неделю, в соответствии с уровнем речевого развития детей. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
Во второй половине дня проводится работа воспитателя с отдельными детьми по заданию учителя-логопеда. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по обучению грамоте и развитию речи.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода.
1 период – сентябрь - ноябрь,
2 период- декабрь - февраль,
3 период - март - май.
Длительность подгрупповых занятий в средней группе – 20 минут, в подготовительной группе – 30 мин.
В середине занятия педагог проводит физкультминутку. Перерыв между подгрупповым и индивидуальным занятием – 5-10 минут.
С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися особенностями поведения и здоровья, работа проводится индивидуально, с учётом индивидуального образовательного маршрута.
Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.
При разработке планирования отдаётся предпочтение темам из ближайшего окружения. Вся деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми.
Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится, согласно ФГОС, в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр, тренингов по развитию мелкой моторики и др.
2.2. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и специалистов
дошкольной образовательной организации
Месяц | Инструктор по физической культуре | Музыкальный руководитель | Педагог- психолог | Учитель-дефектолог |
Сентябрь | Совместное обследование детей, выявление проблем в развитии ребенка. | |||
Октябрь | Ориентирование в пространстве. Закрепление понятий: лево, право, верх, низ. | Закрепление представлений о звуках. Различение высоких и низких, длинных и коротких звуков. Пение распевок (на 1 звук и более) | Углубленное психологическое обследование детей. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации | Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии детей. Ведение инд. тетрадей с рекомендациями и дом. заданиями |
Ноябрь | Удерживание равновесия. Выработка навыка правильного диафрагмального дыхания. | Работа над ритмом, темпом и выразительностью речи. Развитие моторных навыков у детей. | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Совершенствование мелкой моторики. |
Декабрь | Развитие общей моторики. Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания. | Подготовка к празднику «Новый год» | Повышение психологической грамотности родителей и педагогов ДОУ Классификация предметов. | Развитие зрительно – моторной координации. Развитие активного словаря. |
Январь | Развитие общей моторики | Совместное отрабатывание логоритмических упр. | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия, коллективную деятельность | Активизация отработанной лексики |
Февраль | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие музыкального слуха (игра на музыкальных инструментах) Подготовка к празднику «Защитники отечества» | Развитие внимания, памяти, мышления | Классификация предметов. Развитие зрительно – моторной координации |
Март | Формирование потребности в движении | Подготовка к празднику 8 марта
| Развитие активного словаря | Совершенствование мелкой моторики |
Апрель | Развитие координации движений. | Подготовка к весеннему празднику | Повышение уровня самооценки Диагностика уровня готовности к школьному обучению | Активизация отработанной лексики. Диагностика уровня готовности к школьному обучению |
Май | Развитие двигательных способностей | Логоритмические упражнения. Подготовка выпускного балла | Формирование навыков взаимодействия между детьми | Развитие активного словаря |
2.3. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
-Формирование, закрепление навыка правильного произношения.
-Развитие навыка связной речи.
Наряду с этим функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены:
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед | Воспитатель |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы |
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4.Обсуждение результатов обследования | 4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. |
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание). |
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей. |
10.Развитие фонематического восприятия детей. | 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. | 11.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
12. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. | 12.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях. |
После занятия с группой или индивидуально, учитель–логопед записывает задания в тетрадь по взаимодействию с воспитателем для дополнительной работы с детьми, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении.
2.4. Организация и формы взаимодействия с семьями воспитанников
В компенсирующей группе для детей с нарушением речи логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные мероприятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедической группе детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
План работы с родителями
№ | Активные формы работы с родителями | Цели | Ответственный |
Сентябрь | |||
1. | Организационное родительское собрание Устный журнал «Учимся слушать и слышать» | Знакомство родителей с требованиями программы обучения и воспитания в детском саду; режимом дня, нормами и требованиями. | Воспитатели, учитель - логопед |
2. | Индивидуальные логопедические консультации. | Ознакомление родителей с результатом диагностики и индивидуальным маршрутом коррекции речевого развития. | |
3. | Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего / подготовительного возраста». | Психолого-педагогическое просвещение родителей | Воспитатели, Педагог-психолог |
Октябрь | |||
1. | Осенний праздник для детей и родителей | Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. Отработка с детьми звукопроизношения в изучаемых стихотворениях к празднику | Воспитатели, музыкальный руководитель учитель - логопед |
2. | Консультация «На пороге школьной жизни» Родительские пятиминутки | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Ознакомление родителей с работой над дыханием и звукопроизношением (у детей 4-5 лет) Обучение родителей проведению в домашних условиях артикуляционной гимнастики, ознакомление с рекомендациями по выполнению. | Воспитатели, Учитель - логопед |
3. | Памятка «Вопросы, на которые легко ответит выпускник детского сада». | Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки детей к школе. | Воспитатели |
Ноябрь | |||
1. | Игровой практикум «Делимся семейными традициями» | Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе. | Воспитатели, учитель - логопед |
2. | Консультация «Выходной всей семьёй» | Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. | Воспитатели |
3. | Праздничная программа «День матери» | 1.Предварительная работа с детьми: мастер-класс «Открытка для мамы» (видеоотчет); подготовка концертных номеров. 2. В процессе мероприятия выступления детей чередуются с шуточными конкурсами для мам. | Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель |
Декабрь | |||
1. | Совместный мастер-класс "Снежинки" изготовление елочных игрушек, совместное оформление группы к новому году | Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей. | Воспитатели |
2. | Индивидуальные консультации «Формирование самостоятельности у детей 4 – 5, 6 – 7 лет при выполнении речевых заданий и упражнений» | Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей. | Воспитатели, учитель - логопед |
3. | Индивидуальные беседы | «Подведение итогов первого полугодия обучения» | Учитель-логопед |
Январь | |||
1. | Буклет для родителей «Правила пожарной безопасности» | Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. | Воспитатели |
2. | «Зимние забавы на свежем воздухе» - совместное развлечение | Включение родителей в организацию образовательного процесса – проведение развлечения для детей. | Воспитатели, учитель – логопед |
3. | Индивидуальные консультации | Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | Учитель-логопед |
Февраль | |||
1. | Квест – игра для детей и родителей «В стране геометрических фигур» | Улучшение детско-родительских отношений, демонстрация опыта и достижений детей. | Воспитатели |
2. | Круглый стол с родителями. | Основные приемы обучения, требования, предъявляемые к детям во время занятий. «Пальцы помогают говорить» | Учитель-логопед |
3. | Буклет «Игры своими руками» | Педагогическое просвещение родителей, оформление интересных игр из подручных материалов. | Воспитатели |
Март | |||
1. | Творческая мастерская «Интересные способы рисования» | Повышение интереса к мероприятиям проводимых в детском саду, показ творческих способностей детей, выявление творческих способностей родителей, знакомство с необычными техниками рисования. | Воспитатели |
2. | Практикум «Формирование навыков речевого взаимодействия» | Уточнить представление родителей о формировании предпосылок для речевого взаимодействия воспитанников среди сверстников. | Воспитатели, учитель - логопед |
3. | Конкурс чтецов «Мамочка, родная» | Демонстрация достижений детей в освоении четкости речи, артикуляционных и дыхательных способностях. | Воспитатели, учитель - логопед |
Апрель | |||
1. | Родительское собрание «Приобщение детей к народным традициям» | Обобщить представления родителей и детей о народных традициях, формирование предпосылок и правильного отношения к основам патриотического воспитания. | Воспитатели, учитель - логопед |
2. | Памятка «Дорога не терпит шалости, она наказывает без жалости!» | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома. | Воспитатели |
Май | |||
1. | Выпускной бал | Подвести итоги за учебный год, поощрить активных родителей благодарственными письмами. | Воспитатели, учитель - логопед |
2. | Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». | Вовлечение родителей в подготовку к подведению итогов года. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы. | Воспитатели |
РАЗДЕЛ III. Проектирование образовательного процесса
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда
Понедельник 07.45– 12.00 | Вторник 07.45– 12.00 | Среда 15.00 – 18.00 | Четверг 07.45– 12.00 | Пятница 07.45– 12.00 |
7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми. 8.00 - 8.10 логопедическая зарядка 8.10 - 12.00 индивидуально-подгрупповые занятия с детьми. | 7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми. 8.00 - 8.10 логопедическая зарядка. 8.10- 9.00 индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.20 НОД (1 подгруппа) 9.30-10.00 НОД (2 подгруппа) 10.00-12.00 – индивидуальные занятия с детьми | 15.00 – 16.00 индивидуальные занятия с детьми. 16.00 – 17.00 НОД по развитию речи (подгрупповые занятия) 17.00 – 18.00 Индивидуальное консультирование родителей с детьми. | 7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми. 8.00 - 8.10 логопедическая зарядка. 8.10- 9.00 индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.20 НОД (1 подгруппа) 9.30-10.00 НОД (2 подгруппа) 10.00-12.00 – индивидуальные занятия с детьми | 7.45- 8.00 индивидуальные занятия с детьми. 8.00 - 8.10 логопедическая зарядка. 8.10 – 10.10 Индивидуально-подгрупповые занятия 10.10-10.40 Логоритмика 10.40-12.00- индивидуальные занятия с детьми. |
3.2. Календарно- тематическое планирование
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей
в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на 2024 – 2025 уч. год
№ недели | Дата | Тема | Разделы работы | ||||
Общие речевые навыки | Моторика | Зрительное и слуховое внимание | Лексико-грамматическая сторона речи | Слоговая структура слова | |||
1 | 02.09 - 08.09 | Обследование индивидуального развития детей. Заполнение речевых карт, диагностических листов. | |||||
2 | 09.09 – 13.09 | «Дары осени» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Общая артикуляционная гимнастика | Упр. «Урожай» Раб. тетрадь. Упр. «Птица» | Упр. «Повторяй-ка», «Что прибавилось? Что убавилось?» | Названия овощей и фруктов, их классификация Загадки. Упр. – игра «В огороде у козы» Упр. «Жадина» | Передача ритмического рисунка слов: лук, тыква, овощи |
3 | 16.09 – 20.09 | «Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда» | Артикуляционная гимнастика и массаж лица ложками. Упр. не дыхание с соломинкой. | Упр. «Хлеб» | Упр. «Повторяй-ка», «Правильно ли я говорю?» | Название предметов посуды, продуктов. Загадки. Упр. «Чего нет?» | Деление слов по слогам. Длинные и короткие слова |
4 | 23.09 – 27.09 | «Город. Транспорт» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Точечный массаж лица | Нейроигры «Дорожки» Речевая игра «Самолет». | Различие звуков по высоте, громкости. | Название транспорта, простая классификация: что летает, что плавает, что ездит по земле? | Передача ритмического рисунка слов. Упр. «Вагончики» |
5 | 30.09 – 04.10 | «Осень. Сезонные изменения» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Упр. «Листочки» | Пальчиковая игра «Осенний букет» | «Что перепутал художник?» (лето и осень)- на зрительное внимание | Активизация словаря. Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе. Предлоги НА, С. | Передача ритмического рисунка слов: дуб, клен, береза, рябина, |
6 | 07.10 – 11.10 | «Домашние животные» | Артикуляционная гимнастика и массаж лица ложками | Упр. «Теленок» | Упр. «Кто это сказал?» - различие звуков по высоте, громкости. | Активизация словаря. Игра с мячом «Один – много» | Длинные и короткие слова |
7 | 14.10 – 18.10 | «Дикие животные» | Упр. с метрономом | Упр. «Детеныши» | «4-ый лишний», Упр. «Кто идет?», «Кто такой?» | Активизация словаря. Игра с мячом «Один – много», Образование названий детенышей по аналогии. Сказка «Колобок» | Длинные и короткие слова |
8 | 21.10 – 25.10 | «Перелетные птицы» | артикуляционная гимнастика «Птички» | Упр. «Птица» | Упр. «Повторяй-ка», Упр. «Кого нет?» | Активизация словаря Загадки Предлог НА | Передача ритмического рисунка слов. |
9 | 28.10 – 01.11 | «Семья» | Арт. упр. «В гостях у бабушки и дедушки» | Пальчиковое упр. «Семья». | «Поймай звук А» в словах: мама, дед, папа, сын, дочь, баба | Игра «Кто живет в квартире?» Загадки | Передача ритмического рисунка слов. |
10 | 05.11 - 08.11 | «Неделя языковой грамотности» | Тренировка плавного, длительного выдоха: «Выдувание мыльных пузырей» | Пальчиковые игры, нейро упражнения | Игры: «Повторяй-ка» «Эти разные звуки», «Сломанный телевизор» | «Ласковые словечки» | Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги в движениях. |
11 | 11.11 – 15.11 | «Путешествие по карте. Холодные страны» | Тренировка плавного, длительного выдоха: «Выдувание мыльных пузырей» | Физминутка и пальчиковые игры | Упр. «Повторяй-ка», «Правильно ли я говорю?» | Активизация словаря Загадки Предлог НА | Передача ритмического рисунка слов. |
12 | 19.11 - 21.11 | «Зимующие птицы» | артикуляционная гимнастика «Птички» | Упр. «Птица» | Упр. «Повторяй-ка», Упр. «Кого нет?» «Кто лишний?» | Активизация словаря Загадки Предлог НА | Передача ритмического рисунка слов. |
13 | 25.11 – 29.11 | «Зима. Сезонные изменения» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Упр. «Снежинки» | Пальчиковая игра «Снежок» | «Что перепутал художник?» (лето и зима)- на зрит. внимание | Активизация словаря. Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе. Предлоги НА, С. | Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги |
14 | 02.12 – 06.12 | «Что такое хорошо, что такое плохо» | Тренировка плавного, длительного выдоха: «Выдувание мыльных пузырей» | Игры и упр. на мышечное расслабление, эмоции | Игра «Кто такой?», Упр. «Разговор шепотом». | Словарь добрых слов Словарь антонимов. Эмоции. | Отстукивание простого ритма. Работа с метрономом |
15 | 09.12 – 13.12 | «Моя квартира. Мебель» | Тренировка плавного, длительного выдоха: Упр. с соломинкой. Общая артикуляционная гимнастика | Физминутка и пальчиковые игры: «Стульчики», «Столы» | «Поймай звук» | Формировать представление о пространственных отношениях (около, у, спереди, сзади, слева, справа, наверху, внизу, за, в, на, под, между) | «Поем слова» |
16 – 17 | 16.12 – 28.12 | «Большое новогоднее приключение» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Упр. «Снежинки» | Пальчиковая игра «Снежок», «Елочка» | «Угадай, чья маска?» | Активизация словаря. Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе. Загадки, стихи | Отстукивание простого ритма. |
18 | 08.01 – 10.01 | «Зима. Зимние забавы» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Упр. «Снежинки» Общая артикуляционная гимнастика | Пальчиковая игра «Снежок», нейро упражнения | «4 лишний» по картинкам | Активизация словаря. Составление предложения по мнемосхеме. загадки | Передача ритмического рисунка слова. Логоритмич упр. «Снеговик» |
19 | 13.01 – 17.01 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Общая артикуляционная гимнастика | Пальчиковая игра «Посчитаем в первый раз». Раскраски | Стих по мнемотаблице «Я рубашку сшила мишке» | Активизация словаря. Загадки Словоизменение по числам, «ласковые слова» | Передача ритмического рисунка слов: обувь, одежда |
20 | 20.01 – 24.01 | «Неделя математики» | Упр. с метрономом | раскраски | «4 лишний» по картинкам. Упр. «Больше или меньше?» | Речевая игра «Скажи наоборот». Счет до 5 | упр. с ритмическим рисунком |
21 | 27.01 – 31.02 | «Профессии» | Артикуляционная гимнастика и массаж лица ложками | раскраски | Упр. «Выбери нужный предмет» | Активизация словаря по теме. Загадки | Деление слов на слоги. |
22 | 05.02 – 09.02 | «Человек». Строение тела человека. | Артикуляционная гимнастика и массаж лица ложками | Упр. «Здравствуйте ладошки, …» | Упр. «Повторяй-ка». Подбери по образцу | Ласковые слова» (нос – носик). ЕД. и МН. число сущ. (нос – носы). | Хлопаем, топаем, прыгаем, ходим – деление слов на слоги в движениях. |
23 | 10.02 – 14.02 | «Путешествие по карте. Теплые страны» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Общая артикуляционная гимнастика | Упр. «Крокодил» | «Что перепутал художник?» | Активизация словаря. Употребление предлогов в игре «Зоопарк» | Деление слов на слоги. Длинные и короткие слова |
24 | 17.02 – 21.02 | «Защитники Отечества» | Упр. на дыхание, артикуляц. упр: «Пулемет», «Автомат» | Пальчиковые упр. «Пистолетик» - «граната» | Упр. «Повторяй-ка». Подбери по образцу | Речевые и пальчиковые игры, заучивание стихотворений к празднику. | Передача ритмического рисунка слов |
25 | 25.02 – 28.02 | «Масленица – гостья дорогая» | Артикуляционная гимнастика и массаж лица ложками | Раскраски | Игры на внимание | Активизация словаря. Загадки, потешки | Передача ритмического рисунка слов |
26 | 03.03 – 07.03 | «Мамин праздник» | Упр. «Наши алые цветы» - на дыхание | Упр. для пальцев «Наши алые цветы» | Игра «Будь внимателен» | Заучивание стихотворений к празднику. | Передача ритмического рисунка слов |
27 | 11.03 – 15.03 | «Неделя музыки и творчества» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Общая артикуляционная гимнастика | Развитие двигательных навыков в танцах | Угадай, какой инструмент звучит «Чей звук?». | Активизация словаря – название музыкальных инструментов. Составление простых предложений по образцу: Я играю на гармошке. | Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса. |
28 | 17.03 – 21.03 | «Весна. Сезонные изменения» | Упр. с метрономом | Упр. «Капля» | «Что перепутал художник?» (весна и зима, осень - весна) | Активизация словаря. Логоритмическое упр. «Приметы весны» | Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса |
29 | 24.03 – 28.03 | «Перелетные птицы и насекомые» | Тренировка плавного, длительного выдоха. Общая артикуляционная гимнастика | Пальчиковое упр. «Птица». Раскраски | Упр. «4 –ый лишний» | Активизация словаря. Загадки. | Передача ритмического рисунка слов |
30 | 01.04 – 04.04 | «Неделя детской книги» | Общая артикуляционная гимнастика | Раскраски по сказкам | «Угадай сказку» | Инсценировка сказки «Теремок» «Курочка Ряба» | Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса. |
31 | 07.04 – 11.04 | «Космос» | Тренировка плавного, длительного выдоха: «Выдувание мыльных пузырей» | Упр. «Ракета» | «Найди дорогу» | Активизация словаря. Загадки. | Передача ритмического рисунка слов |
32 | 14.04 – 18.04 | «Неделя педагогического мастерства» | |||||
33 | 21.04 – 25.04 | «Растения. Цветы» | Упр. «Наши алые цветы» | Упр. «Наши алые цветы» | «Собери цветы», Игра «Бывает – не бывает» | Активизация словаря. Загадки. Согласование прилагат. с сущ. в ед. и мн. числе | Деление слов на слоги |
34 - 35 | 28.04 – 08.05 | «Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина» | Упр. с метрономом | Пальчиковые игры Раскраски | Упр. «Повторяй-ка», «Правильно ли я говорю?» | Активизация словаря. Речевые игры. | Деление слов на слоги |
36- 37 | 13.05 – 23.05 | «Времена года» | Упр. с метрономом | Пальчиковые игры Раскраски | «Правильно ли я говорю?» Игра «Бывает – не бывает» | Активизация словаря. Речевые игры. Загадки | Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса. |
38 | 26.05 – 29.05 | каникулы | Итоговая диагностика речи |
В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми используются пособия:
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 4-5 лет»,
3.3. Календарно- тематическое планирование
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на 2024 – 2025 уч.год
№ недели | Дата | Тема недели | Словарь | Грамматический строй | Связная речь |
1 | 02.09- 08.09 | Обследование индивидуального развития детей. Заполнение речевых карт, диагностических листов. | |||
2 | 09.09 – 13.09 | «Дары осени» | Существительные: осень, урожай, огород, сад, лес, названия овощей, фруктов, ягод, грибов; прилагательные: спелый, сочный, зеленый, красный, желтый, вкусный, сладкий, горький; глаголы: собирать, готовить, солить, варить, есть. | 1. ЕД. и МН. число сущ.; 2. Изменение слов по образцу: «Один – много»; 3. Согласование сущ. с местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. 4. Уменьшительно-ласкательные слова; 5. Образование прилагательных от сущ. (из гороха – гороховый) 6. Предлоги. | 1. Развитие общей моторики «Урожай». 2. Учить отвечать на вопросы полным предложением. 3. Составление описательного рассказа про овощ (фрукт) по мнемотаблице. |
3 | 16.09 – 20.09 | «Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда» | Название продуктов и предметов посуды, части посуды. Виды посуды: столовая, чайная, кухонная. Виды продуктов: молочные, мучные, мясные. Материал посуды: стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая Назначение посуды: варить, готовить, жарить, кипятить, хранить. | 1. Характеризовать материалы, из чего изготовлен предмет посуды. 2. Сравнивать, группировать и классифицировать предметы. 3. Словообразование: сахар – сахарница, масло – масленка, т.д. 4. Деление слов на слоги. | 1. Самомассаж + потешка «Ножик», 2. Речевая игра «Магазин» 3. Дидактическая игра «Магазин» |
4 | 23.09 – 27.09 | «Город. Транспорт» | Ввести в активный словарь: существительные: город Ачинск, дом, улица, дорога, транспорт, части машины, названия машин. прилагательные: высокий-низкий, одноэтажный, многоэтажный; водный, воздушный, наземный, подземный электрический, быстрый; глаголы: перевозить, грузить, везти, лететь, плыть, управлять. | Словообразование: (трактор водит тракторист) Сложные слова (одноэтажный дом, самосвал, самолет,..). Словоизменение по падежам, числам. | Рассматривание картинок «Виды транспорта». Речевая игра «Самолет». Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» |
5 | 30.09 – 04.10 | «Осень. Сезонные изменения» | Сущ: Лес, деревья, листья, листопад, трава, заморозки, осень. Прилагательные: Осенний (лес), осенние (листья), золотая (осень), Частый, холодный (дождь). Глаголы: Пришла, наступила (осень). Падают, летят, пожелтели (листья), завяла (трава), моросит, льет, идет (дождь) | 1. Подбор признаков и слов-действий к слову ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ, ДЕРЕВЬЯ. 2. Подбор признаков к слову ПОГОДА. 3. Образование прилаг. от сущ.: береза – березовый лист, т.д. Игра «Где увидим этот лист?» 4. Изменение по числам 5. Ласковые слова. 6. Предлоги НА, С. | 1. Развитие общей моторики «Дождь». 2.Развитие мелкой моторики «Ветер». 3. Беседа по картине «Осень». 4.Признаки осени по картинкам-символам. 5. Составление предложений по рисункам (с «маленькими словами») |
27.09 | «День дошкольного работника» | Имя Отчество педагогов д/с. Профессии работников д/с. | |||
6 | 07.10 – 11.10 | «Домашние животные» | Сущ.: названия дом. животный и их детенышей, жилище. Прилагательные: рогатый, хвостатый, мохнатый, пушистый, гладкий. Глаголы: мычит, мяукает, лает, хрюкает, ржот (игогочет), блеет, мекает. | 1.Образование глаголов от звукоподражаний 2.Подбор слов-признаков. 3.Словообразование (название детенышей). 4.Упр. «Один-много» |
2. Составление описательного рассказа по картинке, с опорой на план-схему |
7 | 14.10 – 18.10 | «Дикие животные» | Сущ.: названия диких животных и их детенышей, их домиков; части тела. Прилагательные: большой-огромный, пушистый, хитрый, злой, косолапый. Глаголы: жить, прятаться, скакать, линять, рыскать | 1. Подбор слов-признаков. 2. Словообразование (название детенышей). Упр. «Кто кем был?» 3. Упр. «Один-много». 4. Предлоги В, ИЗ. | 1. Речевые игры. 2. Составление описательного рассказа по картинке, с опорой на план-схему. 3. Загадки. 4. Предложения по картинкам и символам (с предлогами) |
8 | 21.10 – 25.10 | «Перелетные птицы» | Сущ: Название перелетных птиц. Части тела. Косяк, стая. Прилагательные: перелетные, дикие. Глаголы: улетают, перелетают, курлычут | 1. Словоизменение по числам и падежам. 2. Притяжательные прилагательные (мой, моя, мои) | 1.Что сначала, что потом. (см. дидакт. игру) 2. Составление предложений по картинке 3. Пальчиковая гимнастика в стихах |
9 | 28.10 – 01.11 | «Семья» | Названия и имена членов семьи. | Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образов. МН. ч. сущ. (мама – мамы,…) | Пальчиковое упр. «Семья». Рассказ моя семья. |
10 | 05.11 - 08.11 | «Неделя красивой речи» (логопедическая неделя) | Сущ.: звук, речь, слово, предмет. Прилагательные: звонкие, гласные, свистящие, шипящие, хрипящие, мычащие, скрипящие, гудящие, рычащие (звуки) Глаголы: говорить, произносить, петь, слушать, слышать. | 1.Словоизменение по числам: Звук – звуки, слово – слова,…. 2. Игры на формирование фонематического восприятия.
| Упр. «Что ты делаешь?» «Назови гласный» Звуковое лото Учим логопедические чистоговорки. |
11 | 11.11 – 15.11 | «Путешествие по карте. Холодные страны» | Существительные: тюлень, олень, морж, медведь, пингвин; части тела; север, лед, мох. Прилагательные: холодный, морозный, северный, хищный, опасный, тяжелый, белый – бурый, неповоротливый, морской; Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, ловить, есть. | Согласование существительных с прилагательными, числительными. Упр: «1-2-5», Упр: «Один – много», Упр: «Жадина» | 1. Составление сравнительного рассказа о белом и буром медведе (составление сложносочиненных предложений с союзом а). 2. Ответы на вопросы. 3. Описательный рассказ по мнемотаблице. |
12 | 19.11 - 21.11 | «Зимующие птицы» | Существительные: Название зимующих птиц. Части тела. Кормушка. Прилагательные: зимующие, дикие. Глаголы: зимовать, мерзнуть, клевать. Гл | 1. Словоизменение по числам и падежам: игры «1-2-5», «Один много». 2. Притяжательные прилагательные (мой, моя, мои) | 1. Пальчиковая гимнастика в стихах «Помогаем птицам» 2. составление рассказа по серии картинок. |
13 | 25.11 – 29.11 | «Зима. Сезонные изменения» | Сущ:. Снег, снежок, снежинка, снегопад, снеговик, сугроб, мороз, холод, лед, гололед, метель. Прилагательные: Снежный, белый, пушистый, зимний, морозный, ледяной. Глаголы: Летит, падает, кружиться (снег). Наступила, пришла (зима) | 1. Подбор действий к слову снег; солнце, ветер. 2. Подбор сущ. к глаголам: летит, идет, наступила 3. Уменьшительно-ласкательные слова; 4. Образование прилагательных от сущ. (снег – снежный); | 1. Подвижная игра «Выпал беленький снежок». 2. Пальчиковая игра «Снежок». 3. Беседа по картине «Зима». 4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
14 | 02.12 – 06.12 | «Что такое хорошо, что такое плохо» | Словарь добрых слов Словрь антонимов. Эмоции. | Подбор антонимов. Словообразование (грустно – грустный, …) | Беседа по картинам по методики автора Г.П. Лаврентьевой. |
15 | 09.12 – 13.12 | «Моя квартира. Мебель» | Сущ: Уточнять знания о предметах мебели, название мебели (шкаф, тумбочка, табурет, диван, кресло, кровать, стол, стул). Прилагательные: Деревянный, стеклянный, железный, детский, кукольный, книжный, посудный, платяной, кухонная, мягкая (мебель). Мебельная (фабрика) Глаголы: Кушать, писать, класть, ставить, сидеть, спать, лежать, отдыхать. | 1. Упр. «Чего нет?» 2. «Скажи ласково». 3. Игра «Жадина» 4.Формировать представление о пространственных отношениях (около, у, спереди, сзади, слева, справа, наверху, внизу, за, в, на, под, между) | 1. Речевая игра «Много мебели в квартире». 2. Игра «Угадай предмет мебели по описанию» |
16-17 | 16.12 – 28.12 19.12 | «Большое новогоднее приключение» День рождение детского сада. | Сущ.: игрушка, шар, стекло, пластмасса, елка, украшение. Прилагательные: легкие, блестящие, хрупкие, яркие, разноцветные, стеклянные, пластмассовые, елочные. Глаголы: вешать, наряжать, украшать | 1. Упр. «1-2-5» 2. Упр. на развитие слухового внимания и логики. | 1.пальчиковые игры «Готовимся к празднику» 2. Составление предложения по картинке. 3. Заучивание стихов про Новый год. |
18 | 08.01 – 10.01 | «Зима. Зимние забавы» | Существительные: Лыжи, санки, коньки, ледянки, снегокат, снежок, снеговик, снежная баба, каток, горка. Забава, игра. Прилагательные: Признаки зимнего дня (зимний, морозный, солнечный, ясный, короткий) Признаки снега, льда (пушистый, липкий, искристый, скользкий, гладкий) Глаголы: Действия людей, детей на улице (катаются, лепят, веселятся т.д.) | 1.Словообразование: лыжи - лыжник, снег – снежная (горка, баба), снеговик, снежинка, снежок, снегурочка. 2. Словоизменение: одни коньки, лыжи, санки. Много коньков, лыж, санок. 3. Различение и употребление в речи глаголов разных временных формах (катался, катается, будет кататься), отвечать на вопросы: Что делает? Что сделал? | 1. Отгадывание загадок. 2. Составление рассказа по мнемотаблице 3. Учить отвечать на вопросы по картинке полными предложениями. 4. Логоигра «Снеговик», «Снежки» |
19 | 13.01 – 17.01 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Сущ:. Название предметов и деталей одежды, обуви, головных уборов. Прилагательные: Зимний, теплый, шерстяной, меховой, вязанный. Глаголы: Одевать (одежду, головные уборы), снимать, застегивать. Надевать (обувь) | 1. Сравнивать и группировать предметы по назначению. 2. Игра «1-2-5». 3. Словообразование: Как называется одежда для зимы, лета, для женщин 4. «Ласковые слова». 5. «Я надеваю сапоги, он ……, она…., мы….., они.» 6. Упр. «Жадина» | 1.Составление предложений по схемам. 2.Учить отвечать на вопросы полным предложением. 3. Сравнение, что с чем, что без чего. |
20 | 20.01 – 24.01 | «Неделя математики» | Сущ: число, цифра, счет, математика, деньги, монеты. Прилагательные: разные Глаголы: считать, складывать, прибавлять. | Количественный и порядковый счет | Дидактическая игра «Контрасты», «Магазин». Речевая игра «Скажи наоборот». |
21 | 27.01 – 31.02 | «Профессии» | Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, почты, стройки, врача, продавца. Названия техники, инструментов. Прилагательные: строительные, медицинский, детские, игрушечные, настоящие. Глаголы: строить, лечить, продавать, покупать, воспитывать, готовить | Словообразование: Женских профессий (повар – повариха) Словоизменение существительных в творительном падеже (чем красить?). | Беседа о профессии продавца, почтальона, водителя (с опорой на картинки). Загадки. Речевые и пальчиковые игры «Что принес нам почтальон?». |
22 | 05.02 – 09.02 | «Неделя здоровье сберегающей грамотности» «Человек». Строение тела человека. | Сущ: названия частей тела, лица. Прилагательные: чистый, грязный, красивый, причесанный, лохматый, короткие, длинные (волосы). Глаголы: мыть, причесывать, чистить. | 1. «Ласковые слова» (нос – носик). 2. ЕД. и МН. число сущ. (нос – носы). 3.Упр. «1-2-5» | 1.Секреты здоровья. 2. Загадки. 3. Упражнения и игры на развитие дыхания, просодики, артикуляции. |
23 | 10.02 – 14.02 | «Путешествие по карте. Теплые страны» | Существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру; части тела; зоопарк, джунгли. Прилагательные: хищный, опасный, тяжелый, неповоротливый, толстый, хитрый, жаркий, южный. Глаголы: лежать, плыть, нападать доставать, носить, жевать, ухаживать, кормить. | Употребление предлогов в игре «Зоопарк» Словообразование «Кто спрятался в джунглях?» | 1. Беседа по картине «В саванне». Ответы на вопросы. 2. Составление описательного рассказа о любом животном по предложенному плану |
24 | 17.02 – 21.02 | «Защитники Отечества» | Существительные: названий предметов, объектов, их частей. Прилагательные: смелый, бесстрашный, сильный, отважный, т.д. Глаголы: защищать, воевать | Словообразование: танк – танкист,… Словоизменение по падежам и числам. Подбор синонимов к словам: защитник -…, Отечество -…., | Речевые и пальчиковые игры, заучивание стихотворений к празднику. |
25 | 25.02- 28.02 | «Масленица – гостья дорогая» | Неделя творчества | Русский фольклор | |
26 | 03.03 – 07.03 | «Мамин праздник» | Уточнить знания детей о празднике. Объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день. Воспитывать любовь и уважение к маме. Активизация словаря | 1.Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1. Пальчиковое упр. «Семья». 2. Отвечать на вопросы краткими и полными предложениями. 3. Заучивание стихотворений к празднику. |
27 | 11.03 – 15.03 | «Неделя музыки и творчества» | Сущ: названия музыкальных инструментов, музыка, музыкант, звуки. Названия музыкантов. Прилагательные: звонкий, тихий, громкий, высокий, низкий (голос). Глаголы: играть, слушать, петь, танцевать. | 1. Словообразование новых слов: музыкантов по названию муз. инструментов (барабан – барабанщик). 2.Игры на развития темпа, ритма, изменения высоты голоса. | 1. Угадай, какой инструмент звучит «Чей звук?». 2. Составление простых предложений по образцу: Я играю на гармошке. Песенка веселого музыканта. |
28 | 17.03 – 21.03 | «Весна. Сезонные изменения» | Существительные: весна, солнце, облако, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежники, травинка. Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, набухать, расцветать | Употребление простых предлогов, образование мн. ч. сущ, однокоренных слов от слова «весна». | 1. Рассказ по мнемотаблице «Весна». 2. Заучивание стихотворения по методу мнемотехники. 3. Учить отвечать на вопросы по картинке полными предложениями. |
29 | 24.03 – 28.03 | «Перелетные птицы и насекомые» | Существительные: название перелетных птиц и насекомых Прилагательные: маленькие, шустрые, красивые, опасные, вредные, полезные, т.д. Глаголы: жужжит, гудит, стрекочет, летает, ползает, бегает, прыгает, т.д. | 1. Назови ласково. 2. Чьи лапки, чья головка? 3. «1-2-5» 4. Посмотрим в лупу (не глаза, а глазищи) | Рассказ описание по план - схеме. Пересказ с опорой на картинный план. Разучивание речевых и пальчиковых игр. |
30 | 01.04 – 04.04 | «Неделя детской книги» | Существительные: книга, сказка, рассказ, стихотворение, поэт, писатель, герои детских сказок. Прилагательные: сказочный, интересный, добрый, злой, хитрый. Глаголы: читать, учить, слушать, беречь. | Словоизменение по падежам и числам. | Игра «Назови героя», «Чей предмет?» Сказка без слов «Курочка ряба». Пересказ сказки. |
31 | 07.04 – 11.04 | «Космос» | Существительные – планета, космос, солнце, Земля, Луна, звезды, звездочет, космонавт, ракета, спутник, земляне, инопланетяне, т.д. Прилагательные (слова-признаки)- земной, космический, солнечный, звездный, лунный, смелый, сильный, отважный, слова-противоположности. Глаголы (слова-действия)- строить, запускать, лететь, вращаться, приземлиться, прилуниться, т.д. | Упр. «1-2-5», «Назови первый звук», «Подбери слова - наоборот» | Речевые и пальчиковые игры. Составление предложений по картинке |
32 | 14.04-18.04 | «Неделя педагогического мастерства» | |||
33 | 21.04 – 25.04 | «Растения. Цветы» | Существительные: лето, июнь, июль, август, названия цветов, деревьев. Прилагательные: разноцветные, красивые, душистые, полевые, садовые, лесные. Глаголы: цветут, растут, пахнут. | 1. Упр. «1-2-5» 2. Словообразование (лес – лесные,…) 3. «Ласковые словечки» | 1. Разучивание потешек и речевых игр по теме. 2. Игра «Бывает – не бывает» |
34 - 35 | 28.04 – 08.05 | «Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина» | Сущ.: Родина, страна, Россия, карта, глобус, президент, флаг, герб. Названия городов, рек, озер. Прилагательные: большая, глубокая, широкая, любимая, родная. Глаголы: родиться, жить, работать, путешествовать, смотреть. | Согласование местоимений с существительными (упр. «Жадина») Словоизменение: я…., ты, мы, они…, вы… | Рассматривание картинок, беседа по теме. Речевые и пальчиковые игры. Учить домашний адрес. |
36- 37 | 13.05 – 23.05 | «Времена года» | Закрепление автоматизированного порядка слов, признаки времен года | Антонимы. Согласование, словообразование сложных слов. | Составление рассказов по серии картинок. |
38 | 26.05- 29.05 | Выпускной | Речевая диагностика. Итоги обучения за год. |
В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми используются пособия:
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические задания для детей 4-5 лет», «Логопедические задания для детей 6-7 лет»,
3.4. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы группы компенсирующей направленности, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
Логопедическое обследование проводится 3 раза, с 1- 16 сентября (входное), с 10-15 января (промежуточное), с 15-31 мая (итоговое). Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи.
3.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Мебель, дидактическое и игровое оборудование логопедического кабинета
№ п/п | Наименование | Назначение | Примечание |
МЕБЕЛЬ | |||
1. | Детские стульчики, столик регулируемые по росту. | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Маркировка по росту детей |
2. | Стол для педагога, 2 стула | Проведение инд. работы с ребенком, методической работы педагога. | В логопедическом кабинете |
3. | Шкаф | Для методических пособий и документации | В логопедическом кабинете |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |||
1. | Зеркало большое | Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. | В логопедическом кабинете. Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом. |
2. | Зеркала маленькие по количеству детей в группе. | Индивидуальная и самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. | В группе и логопедическом кабинете |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |||
1. | Магнитофон и аудиотека на съемном носителе | Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Пополняется в течение всего периода обучения |
2. | Ноутбук | Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте | |
3. | Компьютерные речевые программы и игры (диск, флешка) «Игры для тигры», «Лого ассорти» - Мерсибо, «Генератор логопедических заданий» - Мерсибо, «Привет, логопед!», др. | Для демонстрации речевых игр, игр по обучению грамоте и развитию речи | |
4. | Метроном механический | Для развития чувства ритма, темпа и координации | Для индивидуальных и подгрупповых занятий. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
1. | Доска маркерная - магнитная. | Демонстрация наглядного материала. Рисование схем, знаков и др. | Расположение на уровне глаз детей в кабинете и в группе |
2. | Касса для магнитных букв и цветных квадратов-символов звуков, слогов. | Для составления слов и звуко-слоговых схем | Расположение на уровне глаз детей в группе |
3. | Настольно-печатные игры с буквами (магнитные) | Для составления слов | Для индивидуальных и подгрупповых занятий |
Печатные ПОСОБИЯ | |||
1. | Предметные и сюжетные картинки | Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. | В группе и логопедическом кабинете |
2. | Дидактический материал по исправлению речи у детей дошкольного возраста. Авторы: Т.Б. Филечева, Г.А. Каше. | 8 серий предметных и сюжетных картинок для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи | Для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий |
3. | Пособия по обучению дошкольников чтению: Н.В. Нищева «Мой букварь»; Н.А. Ткаченко М.П. Тумановская «Раннее обучение чтению»; Н.С. Жукова «Букварь»; О. Жукова «Букварь» | Обучение грамоте | Для индивидуальной работы |
4 | В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко Игротека речевых игр. «Согласные звонкие и глухие». « Согласные твердые и мягкие» | Игры по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет. | Для индивидуальных, подгрупповых занятий |
5. | Л.В. Фирсанова Е.В. Маслова «Твердые согласные звуки» | Учебно-игровой комплект по развитию фонематического слуха детей 3-7 лет | Для индивидуальных, подгрупповых занятий |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | |||
1. | Счётные палочки. | Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий. | Разные по цвету и фактуре. |
2. | «Веселые шнурочки», «сухой бассейн» | Развитие мелкой моторики | Для индивидуальных занятий |
3. | Нейро таблицы - карты | Для развития межполушарного взаимодействия. | Для индивидуальных и подгрупповых занятий |
3.6. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании:
- Артюхова И.С. «Обучение грамоте 3+». – ООО «РОСМЭН», 2017.
- Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. «Логопедические задания для детей 4-5 (6-7) лет».
- Веселова. Е.И., Скрябина Е.М. Методическое пособие «Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР» - М.: ТЦ Сфера, 2017.
- «Занимательное азбуковедение». Кн.для учителя /Сост. В.В. Волина – М.: Просвещение. 1991.
- Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи». – М.: Просвещение, 1985.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». (Конспекты занятий). ТЦ. Москва, 2009.
- Крупенчук О.И. Речевые карты под редакцией - СПб.: изд.Дом «Литера», 2019.
- Логопедический альбом «Песенки гласных звуков» для детей 3-5 лет.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
- Нищева Н.В. «Тетрадь для средней логопедической группы детского сада».- СПб.: «Детство-Пресс».
- «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Османова Г.А. Логопедические прописи плюс специальная пальчиковая гимнастика для облегчения процесса письма. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.
- Рабочая тетрадь «Развиваем речь», для детей 6-7 лет.- М. ООО «Росмэн», 2020.
- Фалёва А. С. Рабочая тетрадь «Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Старшая группа 5-6 лет» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
- Фалёва А. С. Рабочая тетрадь «Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Подготовительная группа 6-7 лет» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности
программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)
Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и зад...
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...