Методическая разработка. Практика работы с детьми дошкольного возраста «ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТРОНОМА В СИСТЕМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ»
методическая разработка по логопедии
Практика работы с метрономом может реализоваться на любом уровне общего и дополнительного образования, и направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»
Направление: Работа с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка (практика):
«ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТРОНОМА В СИСТЕМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ»
Автор:
Маркова С.П. – учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
тел: 89135949206, e-mail: markovasp@mail.ru
Ключевые слова: метроном, ритм, темп, тренировка слухового восприятия, реакции, самоконтроля, сглаживание гиперактивности, профилактика дисграфии и дислексии.
Практика может реализоваться на любом уровне общего и дополнительного образования, и направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Это проявляется в излишней гиперактивности ребенка, он «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, бывает чересчур медлительный и пассивный. Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения, есть синдром дефицита внимания. Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.). Плохо развита мелкая и общая моторика. Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
И, конечно же, есть проблемы с речью разной сложности. Таким детям трудно даются формирование артикуляторных, графомоторных навыков и автоматизация поставленных звуков, а так же обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте. В школе же выявляется предрасположенность к дислексии и дисграфии. Поэтому, в систему своей логопедической работы я включила занятия с использованием метронома, данный инструмент является отличным подспорьем в коррекции разных нарушений.
Метроном - это прибор, который ведет отсчет с определенным ритмом и темпом. Обычно этот прибор применяется музыкантами, а зачем он современным детям, особенно если они не занимаются музыкой?
Даже без музыки можно помочь мозгу наладить работу, если ребенок будет хорошо чувствовать ритм.
Ритм - это то, что нас окружает со всех сторон! Ритм есть в природе - смена дня и ночи, смена времен года, т.п. Ритм есть в процессах в нашем организме - в дыхании, в сердцебиении, в передаче сигналов в мозге. Как раз, у современных детей, очень много нарушений этих важных ритмов!
Метроном является отличным помощником в упорядочивании определенных действий в определенный ритм и темп, что помогает нервной системе работать как часы - ритмично и слаженно.
Упражнения с механическим метрономом можно проводить с любым количеством детей, на логопедической зарядке, групповых и индивидуальных занятиях, на занятиях по логоритмике. В домашних условиях, рекомендую использовать онлайн метроном.
Основные цели и задачи, на решение которых направлена практика применения метронома в работе логопеда:
- Тренировка слухового внимания, восприятия простых ритмов
(с подключением 3 анализаторов: слухового, зрительного, тактильного);
2. Общее развитие детей: тренировка реакции, точности действий крупной и мелкой моторики. Сглаживание гиперактивности, импульсивности,
развитие самоконтроля, или наоборот растормошить чересчур медлительного ребенка, повысить его темп и ритм жизни;
3. Устранение нарушений межполушарного взаимодействия (трудностей в переключении с одного движения на другое);
4. Коррекция темпо-ритмических нарушений речи: заикания, спотыкания, «зажеванности», слоговой структуры. Работа над дыханием, голосом, словом, фразой;
5. Развитие артикуляционной моторики;
6. Развитие фонематического слуха;
7. Формирование общего рабочего ритма в группе, когда все дети должны работать в единстве, сопряжено с педагогом.
Систему работы с метрономом можно разделить на несколько блоков, включающих в себя разнообразные игры и упражнения со всевозможными предметами (карандаш, детский барабан, бубен, мячи разного размера, ложки, камешки Марблс, т.д.) с соответствующими методическими рекомендациями.
В начале детей знакомят с механическим метрономом - необычной «башенкой» с маятником, издающей ритмичный звук – стук, иногда – звонок. Дают возможность послушать метроном, демонстрируя разные темпы звучания. Дальнейшие инструкции должны быть четкими, простыми и понятными для ребенка. Лучше всего сопровождать их показом тех действий, которые ребенок должен будет выполнить сам.
Блок 1: развитие визуально-слуховой основы.
Подключаются анализаторы для максимальной вовлеченности мозга в восприятие ритма – глаза, уши, тело (руки, ноги, мелкая моторика). Ребенок стоит или сидит лицом к метроному.
На первых порах все движения должны быть простыми (крупномоторные, мелкомоторные, артикуляционные). Используют простые удары в медленном (40 - 45 ударов) или умеренном (60 ударов) темпе, затем акцентированные звуки со звонком, ритмы (размер) 2/4 («две четверти») или 4/4.
Примеры упражнений:
- «Хлопки». Глядя на метроном, хлопать на каждый удар в ладони;
по столу или коленке:
- одной рукой;
- другой рукой;
- попеременно, в соответствии с отклонившейся стрелкой-маятником;
- усложнение 1: хлопать противоположной к стрелке рукой;
- усложнение 2: работать одной рукой перемещая её по коленям в соответствии со стрелкой;
- усложнение 3: работать двумя руками, хлопать по противоположным коленям в соответствии со стрелкой.
- «Дирижер». Дирижировать палочкой или указательным пальце правой
руки в соответствии с маятником метронома: вправо – влево.
- усложнение 1: двумя руками;
- усложнение 2: вверх – вниз – вправо – влево.
3 . «Покажи» - глядя на маятник, ребенок показывает на глаза, уши, плечи в соответствии с маятником.
4. «Ножницы» (размер 2/4, со звонком).
Руки вытянуты вперед. На первый удар метронома руки скрещиваются, на второй удар – возвращаются в исходное положение. Сверху попеременно оказываются то правая, то левая рука.
Блок 2: развитие слухового внимания.
Работа, проводимая с метрономом в этом блоке, помогает подготовить слух ребенка к фонематической работе.
Сначала метроном ставят перед ребенком на расстоянии вытянутой руки, упражнения должны выполняться бесшумно, для лучшего восприятия ударов метронома. Позднее метроном закрывается ширмой, что бы ребенок его не видел и как можно сильнее сконцентрировал внимание на собственном слуховом восприятии. Могут быть другие условия: отвернуться от метронома или выполнять хорошо усвоенные упражнения с закрытыми глазами, или завязать глаза ребенку. Можно использовать разнообразные бесшумные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Пример упражнений:
- «Хорошо – плохо». На каждый удар метронома поднять и опустить вниз
поочередно только один большой палец руки:
- одной рукой;
- двумя руками одновременно;
2. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук под удар метронома.
3. Упражнение «Колечки» или «Пальчики здороваются» (со звонком, ритм 4/4).
На каждый удар метронома соединять в кольцо пальцы рук поочередно с большим пальцем, начиная с указательного.
Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Выполнять на одной руке, на другой руке, затем двумя руками одновременно.
4. «Кулак-ребро-ладонь» (размер 3/4, со звонком).
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Сначала выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 3-5 повторений моторной программы под удары метронома. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
5. «Ухо-нос». Со звонком на ритм 4/4:
На первый удар метронома – вытянуть руки перед собой.
На второй удар - взяться левой рукой за противоположное ухо, а правой - за кончик носа.
На третий удар – вытянуть руки перед собой.
На четвертый удар - поменять руки местами (за другое ухо). Повторить несколько раз.
Блок 3: работа с дыханием и голосом.
Эти упражнения помогают ребенку овладеть контролем над
собственным дыханием, голосом, обучают произвольному управлению ими, корректируют нарушения темпо-ритмического характера – заикание, запинки, а также формировать общую структуру фразы.
- Упражнения на дыхание, где чередуются вдох и выдох в разных комбинациях: нос – рот, нос – нос, рот – нос, рот – рот, способствуют укреплению небной занавески и коррекции носового оттенка голоса. Продолжительность выполнения упражнений около 2 минут.
- Можно подключить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
- Под удары метронома можно вырабатывать силу и высоту голоса:
тихо – громко, высоко – низко (со звонком, ритм 2/4).
Четко артикулировать гласные звуки: /А-У/, /У-И/, цепочку звуков: /А-О-У-Ы/, выполняя упражнение «Пальчики здороваются»;
- Чередовать речевые и неречевые звуки: звук/А/ и шум маракаса (или другой музыкальный инструмент).
Блок 4: работа с артикуляционной моторикой.
Любое динамическое артикуляционное упражнение или чередование статических движений можно выполнить под удары метронома, что полезно для контроля темпа и координации движений, помогает устранению синкинезии.
Блок 5: развитие фонематического восприятия,
автоматизация звуков и отработка слоговой структуры слов (сочетание ритма с речью).
- Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками.
- Автоматизация изолированного звука, в слогах, словах с опорой на картинки.
- Проговаривание простых стишков, чистоговорок под звуки метронома.
- Проговаривание слов разного слогового состава.
Блок 6: развитие графомоторных навыков для коррекции темпа письма.
Упражнения с черчением, рисованием и проговариванием: на удары
метронома ставить на листе точки, вертикальные или горизонтальные штрихи,
печатать буквы, т.д.
Например: на листе в крупную клетку, начинаем с левого края листа - поставить карандаш в левый нижний угол клетки, на каждый удар метронома прочерчивать линию вдоль одной клетки, до следующего угла. В результате должна получиться одна длинная линия (выполнять в медленном темпе – 40-45 ударов в минуту, постепенно увеличивая темп, удары без акцента).
Возможно чередование разных элементов письма для
получения определенного узора (начинать с ритма 2/4 с чередованием 2-х элементов , ¾ - чередование 3-х элементов, т.д.).
Примеры игр с разными предметами,
что позволяет сделать задания с метрономом более интересными и привлекательными для детей:
- С гимнастической палкой, веревкой.
Упр. «Качели» - взять палку двумя руками за край, опустив ее горизонтально перед собой: на 1 удар – поднять палку, на 2 удар – опустить.
2. Упражнение с мячом (или любой игрушкой):
- На удары метронома перекладывать массажный мяч из руки в руку;
- Дети в паре. На удары метронома передают мяч друг другу;
- Ребенок слушает удары метронома, мяч в правой руке. Считая удары, стучит мячом по столу - 3 удара, на 4 удар перекладывает мяч в другую руку (можно со звонком, 4/4).
3. «Ложки танцуют» (любой ритм с сильной долей – звонком).
На удары стучать черпачками друг о друга, на звонок по столу (коленям) или наоборот.
4. С обручами. Упр. «Прыгаем по лужам» - на каждый удар метронома перепрыгивать из обруча в обруч. (Начинать с ритма 2/4, в медленном темпе – 40-45 ударов в минуту.)
- Камешки Марблс – для выкладывания ритмических схем работы метронома.
Все, что используется в педагогической практике, может быть применено и в работе с метрономом, но главная наша задача – это заставить мозг ребенка работать активнее. Для этого требуются разнообразные сочетания движений и сложные комплексы из простых заданий.
Чтобы исследовать и определить эффективность образовательной практики, проводится диагностика детей на начало обучения (при зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР), диагностика (после первого года обучения) и итоговая диагностика на выпуске детей из детского сада. Диагностика помогает выявить динамику развития речевых и двигательных навыков детей.
По итогам первого года обучения:
- наблюдается положительная динамика в развитии слухового восприятия, речевых навыков;
- улучшилась координация движений, ориентация в пространстве, но заданный ритм удерживают пока еще не все дети.
Применяя в практике работу с метрономом, я столкнулась с определенными трудностями – это нехватка времени, уделяемого на индивидуальную работу с ребенком из-за большого количества детей с ОВЗ, которых надо охватить в рабочее время. Отмечается и пассивность родителей в отработке необходимых заданий, их нежелание включаться в образовательный процесс.
Для тех, кого заинтересовала эта практика, могу провести мастер – класс по выполнению некоторых упражнений с подключением метронома.
Список литературы
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пединститутов. СПб., 1997.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – Издательство: Сфера, 2010 г.
- Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики. Издательство: Учитель, 2019 г.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. (Серия «Уроки логопеда»).
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – Детство-Пресс, 2018г.
- Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи/ под редакцией Белякова Л.И. – 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.
В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Методическая разработка "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить с...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

Методические разработки по работе с детьми дошкольного возраста
Материал для практической работы с детьми старшего дошкольного восраста в ДОУ....