Методическая разработка. Практика работы с детьми дошкольного возраста «ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТРОНОМА В СИСТЕМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ»
методическая разработка по логопедии

Маркова Светлана Петровна

Практика работы с метрономом может реализоваться на любом уровне общего и дополнительного образования, и направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»

Направление: Работа с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка (практика): 

«ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТРОНОМА В СИСТЕМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ»

Автор:

Маркова С.П. – учитель-логопед группы компенсирующей направленности,

тел: 89135949206, e-mail: markovasp@mail.ru

Ключевые слова: метроном, ритм, темп, тренировка слухового восприятия, реакции, самоконтроля, сглаживание гиперактивности, профилактика дисграфии и дислексии.

Практика может  реализоваться на любом уровне общего и дополнительного  образования, и направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Это проявляется в  излишней гиперактивности ребенка, он  «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, бывает чересчур медлительный и пассивный. Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения, есть синдром дефицита внимания. Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.). Плохо развита мелкая и общая моторика. Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.

И, конечно же, есть проблемы с речью разной сложности. Таким  детям  трудно даются формирование артикуляторных,  графомоторных  навыков и  автоматизация поставленных звуков, а так же    обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте. В  школе же  выявляется   предрасположенность к дислексии  и дисграфии.  Поэтому, в  систему своей логопедической  работы я включила занятия с использованием метронома,  данный инструмент является отличным подспорьем в коррекции разных нарушений.

Метроном - это прибор, который ведет отсчет с определенным ритмом и темпом. Обычно этот прибор применяется музыкантами, а зачем он современным детям, особенно если они не занимаются музыкой?

Даже  без музыки можно помочь мозгу наладить работу, если ребенок будет хорошо чувствовать ритм.

Ритм - это то, что нас окружает со всех сторон! Ритм есть в природе - смена дня и ночи, смена времен года, т.п. Ритм есть в процессах в нашем организме - в дыхании, в сердцебиении, в передаче сигналов в мозге. Как раз, у современных детей,  очень много нарушений этих важных ритмов!

Метроном является отличным помощником в упорядочивании определенных действий в определенный ритм и темп,  что помогает нервной системе работать как часы - ритмично и слаженно.

Упражнения с механическим метрономом можно проводить с любым количеством детей, на логопедической зарядке, групповых и индивидуальных занятиях, на занятиях по логоритмике. В домашних условиях, рекомендую использовать онлайн метроном.

Основные цели и задачи,  на решение которых направлена практика применения метронома в работе логопеда:

  1. Тренировка слухового внимания, восприятия простых  ритмов

(с подключением 3 анализаторов: слухового, зрительного, тактильного);

2. Общее развитие детей: тренировка реакции, точности действий крупной  и мелкой моторики. Сглаживание гиперактивности, импульсивности,

развитие самоконтроля,  или  наоборот   растормошить чересчур медлительного ребенка, повысить его темп и  ритм жизни;

3.    Устранение   нарушений  межполушарного взаимодействия  (трудностей  в переключении  с  одного движения на другое);

4. Коррекция темпо-ритмических нарушений речи: заикания, спотыкания,   «зажеванности», слоговой структуры. Работа над дыханием, голосом, словом, фразой;

5.  Развитие артикуляционной моторики;  

6. Развитие фонематического слуха;

7. Формирование общего рабочего ритма в группе, когда все дети должны работать в единстве, сопряжено с педагогом.

Систему работы с метрономом можно разделить на несколько блоков, включающих в себя разнообразные игры и упражнения со всевозможными предметами (карандаш, детский  барабан, бубен,  мячи разного размера, ложки,  камешки Марблс, т.д.) с соответствующими методическими рекомендациями.

В начале детей знакомят с механическим метрономом -  необычной «башенкой» с маятником, издающей ритмичный звук – стук, иногда – звонок. Дают возможность послушать метроном, демонстрируя разные темпы звучания. Дальнейшие инструкции должны быть четкими, простыми и  понятными для  ребенка. Лучше всего сопровождать их показом тех действий, которые ребенок должен будет выполнить сам.

Блок 1: развитие визуально-слуховой основы.

Подключаются анализаторы для максимальной вовлеченности мозга в восприятие ритма  – глаза, уши, тело (руки, ноги, мелкая моторика). Ребенок стоит или сидит лицом к метроному.

На первых порах все движения должны быть простыми (крупномоторные, мелкомоторные, артикуляционные). Используют простые удары в медленном (40 - 45 ударов) или умеренном (60 ударов) темпе, затем акцентированные звуки со звонком,  ритмы (размер) 2/4 («две четверти»)  или 4/4.

Примеры упражнений:

  1. «Хлопки».  Глядя на метроном, хлопать  на каждый удар в ладони;

по столу  или  коленке:

- одной рукой;

- другой рукой;

- попеременно, в соответствии с отклонившейся стрелкой-маятником;

- усложнение 1: хлопать противоположной к стрелке рукой;

- усложнение 2: работать одной рукой перемещая её по коленям в соответствии со стрелкой;

- усложнение 3: работать двумя руками, хлопать по противоположным коленям в соответствии со стрелкой.

  1. «Дирижер». Дирижировать палочкой или указательным пальце правой

руки в соответствии с маятником метронома: вправо – влево.

- усложнение 1:  двумя руками;

- усложнение 2: вверх – вниз – вправо – влево.  

3 . «Покажи» - глядя на маятник, ребенок показывает на глаза, уши, плечи в соответствии с маятником.

4. «Ножницы» (размер 2/4, со звонком).

Руки вытянуты вперед. На первый удар метронома руки скрещиваются, на второй удар – возвращаются в исходное положение. Сверху попеременно оказываются то правая, то левая рука.

Блок 2:  развитие слухового внимания.

Работа, проводимая с метрономом в этом блоке, помогает подготовить слух ребенка к фонематической работе.

Сначала метроном ставят перед ребенком на расстоянии вытянутой руки, упражнения должны выполняться бесшумно,  для лучшего восприятия ударов метронома. Позднее метроном закрывается ширмой, что бы ребенок  его не видел и как можно сильнее сконцентрировал внимание на собственном слуховом восприятии. Могут быть другие условия:  отвернуться от метронома или выполнять хорошо усвоенные упражнения с закрытыми глазами, или завязать глаза ребенку. Можно использовать разнообразные бесшумные  упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Пример упражнений:

  1. «Хорошо – плохо». На каждый удар метронома поднять и опустить вниз

поочередно только один большой палец руки:

- одной рукой;

- двумя руками одновременно;

2. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук под удар метронома.

3. Упражнение «Колечки» или «Пальчики здороваются» (со звонком, ритм 4/4).

На каждый удар метронома соединять в кольцо пальцы рук поочередно с большим пальцем, начиная с указательного.

Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Выполнять на одной руке, на другой руке, затем двумя руками одновременно.

4. «Кулак-ребро-ладонь» (размер 3/4, со звонком).

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Сначала  выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 3-5 повторений моторной программы под удары метронома. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

5. «Ухо-нос».  Со звонком на ритм 4/4:

На первый  удар метронома – вытянуть руки перед собой.

На второй удар - взяться левой рукой за противоположное ухо, а правой - за кончик носа.

На третий удар – вытянуть руки перед собой.

На четвертый удар - поменять руки местами (за другое ухо). Повторить несколько раз.

Блок 3: работа с дыханием и голосом.

Эти упражнения помогают ребенку овладеть контролем над

собственным дыханием, голосом, обучают произвольному управлению ими, корректируют нарушения темпо-ритмического характера – заикание, запинки, а также формировать общую структуру фразы.

  • Упражнения на дыхание, где чередуются вдох и выдох в разных комбинациях: нос – рот, нос – нос, рот – нос, рот – рот, способствуют укреплению небной занавески и коррекции носового оттенка голоса.  Продолжительность выполнения упражнений около 2 минут.
  • Можно подключить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
  • Под удары метронома можно вырабатывать силу и высоту голоса:

тихо – громко, высоко – низко (со звонком, ритм 2/4).

Четко артикулировать гласные звуки: /А-У/, /У-И/, цепочку звуков: /А-О-У-Ы/, выполняя упражнение «Пальчики здороваются»;

  • Чередовать речевые и неречевые звуки: звук/А/ и шум маракаса (или другой музыкальный инструмент).

Блок 4: работа с артикуляционной моторикой.

Любое динамическое артикуляционное упражнение  или чередование статических движений можно выполнить под удары метронома, что полезно для контроля темпа и координации движений, помогает устранению синкинезии.

Блок 5: развитие фонематического восприятия,  

автоматизация звуков  и отработка слоговой структуры слов (сочетание ритма с речью).

  1. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками.
  2. Автоматизация  изолированного звука, в слогах, словах с опорой на картинки.
  3. Проговаривание простых стишков, чистоговорок под звуки метронома.
  4. Проговаривание слов разного слогового состава.

Блок 6: развитие графомоторных навыков для коррекции темпа письма.

Упражнения с черчением, рисованием и проговариванием: на удары

метронома ставить на листе точки, вертикальные или горизонтальные штрихи,

печатать буквы, т.д.

Например: на листе в крупную клетку,  начинаем с левого края листа -  поставить карандаш в левый нижний угол клетки, на каждый удар метронома прочерчивать линию вдоль одной клетки, до следующего угла. В результате должна получиться одна длинная линия (выполнять в медленном темпе – 40-45 ударов в минуту, постепенно увеличивая темп, удары без акцента).

Возможно чередование разных элементов письма для

получения  определенного узора (начинать с ритма 2/4 с чередованием  2-х элементов , ¾ - чередование 3-х элементов, т.д.).

Примеры игр  с разными предметами,

что позволяет сделать задания с метрономом более интересными и привлекательными для детей:

  1. С  гимнастической палкой, веревкой. 

Упр. «Качели» - взять палку двумя руками за край, опустив ее горизонтально перед собой: на 1 удар – поднять палку, на 2 удар – опустить.

2. Упражнение с мячом (или любой игрушкой):

- На удары метронома перекладывать   массажный  мяч из руки в руку;

- Дети в паре. На удары метронома передают мяч друг другу;

- Ребенок слушает удары метронома, мяч в правой руке. Считая удары, стучит мячом по столу - 3 удара, на 4 удар перекладывает мяч в другую руку (можно со звонком, 4/4).

3. «Ложки танцуют» (любой ритм с сильной долей – звонком).

На удары стучать черпачками друг о друга, на звонок по столу (коленям) или наоборот.

4. С обручами. Упр. «Прыгаем по лужам» - на каждый удар метронома перепрыгивать из обруча в обруч. (Начинать с ритма 2/4, в медленном темпе – 40-45 ударов в минуту.)

  1. Камешки Марблс – для выкладывания ритмических схем работы метронома.

Все, что используется в педагогической практике, может быть применено и в работе с метрономом, но главная наша задача – это заставить мозг ребенка работать активнее. Для этого  требуются разнообразные сочетания движений и сложные комплексы из простых заданий.

Чтобы исследовать и определить эффективность образовательной практики, проводится диагностика детей на начало обучения (при зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР), диагностика (после первого года обучения) и итоговая диагностика на выпуске детей из детского сада. Диагностика помогает выявить динамику развития речевых и двигательных навыков детей.

По итогам первого года обучения:

- наблюдается положительная динамика в развитии слухового восприятия, речевых навыков;

- улучшилась координация движений, ориентация в пространстве, но заданный ритм удерживают пока еще  не все дети.

Применяя в практике работу с метрономом, я столкнулась с определенными трудностями – это нехватка времени, уделяемого на индивидуальную работу с ребенком из-за большого количества детей с ОВЗ,  которых надо охватить в рабочее время. Отмечается и пассивность родителей в отработке необходимых заданий, их нежелание включаться в образовательный процесс.

         Для тех, кого заинтересовала эта  практика, могу  провести мастер – класс по выполнению некоторых упражнений с подключением метронома.

Список литературы

  1. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пединститутов. СПб., 1997.
  3. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – Издательство: Сфера, 2010 г.
  4. Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики. Издательство: Учитель, 2019 г.
  5. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. (Серия «Уроки логопеда»).
  6. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – Детство-Пресс, 2018г.
  7. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи/ под редакцией  Белякова Л.И. – 2017 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Методическая разработка "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить с...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

Методические разработки по работе с детьми дошкольного возраста

Материал для практической работы с детьми старшего дошкольного восраста в ДОУ....