методическая разработка по профилактике ДГ и ДЛ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Маркова Светлана Петровна

конспект открытого логопедического занятия по профилактике дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47»

ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ  РАЗРАБОТОК

«Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий

Разработал (а):

Маркова Светлана Петровна,

учитель-логопед

подготовительной  группы

компенсирующей направленности

 для детей

с ТНР

МБДОУ «Д/с № 47»

 

 

Апрель, 2022 год

г. Ачинск

Пояснительная записка

Чтение и письмо играют важную роль в жизни человека – стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку. Поэтому из-за высокой распространенности  специфических нарушений чтения и письма у  младших школьников становится актуальным ранняя  профилактика  дислексии  и дисграфии  в дошкольном возрасте. Особенно это касается детей с ОВЗ, т.к. это особая категория дошкольников с недостаточными  предпосылками для обучения чтению и письму.

Занятие, представленное мной, занимает немаловажное место в системе профилактической деятельности по дислексии и дисграфии – это целенаправленная  коррекция  речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Основные задачи по профилактике дислексии  и дисграфии  у детей с ОВЗ (в том числе у детей с ТНР) являются:

  • Развитие фонематического слуха и представлений, фонематического анализа и синтеза, мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
  • Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, развитие связной речи.
  • Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведение серий, включающих несколько различных движений.
  • Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (звук,  буква,  слог, слово, предложение)  составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает  сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с ТНР.

Тема: «Игры от  Буквоежки»

Цель: стимулирование  речевого  развития  через профилактику ДГ и ДЛ у старших дошкольников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навыки дифференциации звуков С-Ш, звукового анализа и синтеза через использование игр и игровых упражнений;

- совершенствовать ЛГСР (словообразование).

Коррекционно-развивающие:

- развивать  фонематическое и зрительное восприятие, графомоторные навыки, ориентировку в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать желание вступать в совместную практическую деятельность со сверстниками (мини-группа, пара) и взрослым;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: диктофонная запись слов героя – Буквоежки,  мнемокарты по произнесению скороговорок,  по характеристике звуков /С/, /Ш/., палочки-стукалочки,  кольца –обручи; карточки с «зашумленными» буквами,  карточки  слов с пропущенными буквами,  макет дерева, карточки-яблочки, пособие «Домик», картинки для домика с обозначением предметов и профессий.

Этапы   НОД

Ход занятия

Примечание

  1. Вводно –

организационный этап.

Настроить детей на предстоящую деятельность. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

- Давайте, дружно, громко поздороваемся:          

«Здравствуйте!»

-Слово, какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.  

«Здравствуйте!»
- Скажем мы новому дню!

«Здоровья желаем всем и всему!»

Дети здороваются с гостями

II.

Мотивационно-

побудительный этап

(игровой вход в деятельность.)

Послушайте, для вас кто-то прислал звуковое письмо. Кто же это?

- «Привет, ребята!

Я тот, кто всегда меСает  детям учиться. Я тот, кто прячет Шлова, Шъдает буквы или их портит. Догадались?

ПоШилаю вам много разных игр-заданий, выполните все, получите от меня подарок»

- Хотите получить подарок от Буквоежки?

Тогда надо постараться выполнить все задания, а их вот сколько (показываю конверты с заданиями).

Запись звукового письма  на диктофоне

Конверты с заданиями от Буквоежки

III. Основной этап.

1).  Актуализация знаний: (Совершенствовать фонематическое восприятие,

профилактика фонематической дислексии)

Конверт-1.

 - Буквоежка пишет:

«Расшифруйте скороговорки и правильно их произнесите.

 Какие звуки часто повторяются в скороговорках?»

- Для этого надо разделиться  на 2 команды, каждая команда расшифровывает свою скороговорку по картинкам.

1к.- У Сони  и Сани в сетях сом с усами.

2к. - Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

- Какой предмет издает звук /С/? (насос)

- Что может потихоньку сдуваться и шипеть? (шарик)

Дети вспоминают характеристику звуков С-Ш  (с опорой на мнемокарты)

Игра: «Насос и шарик»  с движениями рук.

(По команде логопеда  команды поочередно произносят  изолированные звуки /С…/, /Ш…./.)

Командам выдаются

мнемокарты по произнесению скороговорок

(см.притложение1)

Мнемокарты для характеристики звуков

(см. приложение-2)

2). Совершенствовать фонематическое восприятие, профилактика акустической ДЛ:

Конверт - 2:

- «Чтобы слоги повторить и не сбиться с пути,  обручи да палочки будут как подсказочки.

Друг за другом  вы шагайте, слоги громко называйте»

- Наверное надо  поиграть в игру

«Палочки – стукалочки»

               Цепочки слогов:  

Ша – са, шо – со, шу – су,  ши – сы;

ша-са-са, шо-со-со, шу-су-су, ши-сы-сы;

 Проговаривание оппозиционных слогов в движении:

на полу - 4 обруча, в руках палочки-стукалочки:

- Наступая в  круг, произносим слог со зв./Ш/;

Ударяя  палочками друг об друга, называем  слог со  звуком /С/

3). Совершенствовать зрительное восприятие, графомоторные навыки, профилактика оптических ДГ и ДЛ.

Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Конверт - 3.  Загадка:

«Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает….»   (буквы)                                                

- Буквоежка хулиган испортил все буквы. Надо узнать букву и  назвать.

Упражнение  с «зашумленными» буквами

 (буквы выставляют на магнитную доску)

- Буквы С, Ш  выпали из слов в карточках, надо  дописать и прочитать слово целиком:

Упр. «Допиши нужную  букву в слове»

(см. приложение-3, фото)

(см.приложение-4)

4). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза

Конверт – 4.   Загадка.

- Послушайте еще загадку от Буквоежки. Надо дополнить одним словом:

«Сначала я никак не мог прочесть с 2-х букв свой первый ….».(слог)                

- Буквоежка еще и плохо читает, наверное, поэтому он погрыз все яблочки.

 Упр. «Яблочки»

- Надо прочитать  слог на половинке яблока и подобрать к нему вторую половинку – с картинкой, чтобы получилось  одно целое яблоко. (Например: шка – «шкатулка»).  

На макете дерева висят половинки яблок с картинками и половинки с написанным первым слогом.

Ребенок составляет целое яблочко, называет кол-во слогов в слове.

(см. приложение 5, фото)

5). Совершенствовать ЛГСР (словообразование сущ. с помощью суффикса – ист), профилактика аграмматических ДГ и ДЛ, ориентация на плоскости. 

Конверт - 5

Упр. «Домик»

- В этом домике живут люди разных профессий, название которых придумали от названий предметов.

 Буквоежка выселил всех жильцов, надо опять заселить их в домик, для этого:

выбираете в домике карточку – предмет и называете профессию человека, кому принадлежит этот предмет. (Например: гитара для гитариста).

- Определить, кто живет по адресу:

второй подъезд, третий этаж;

над ……, под……, между….., слева от ….., т.д.

Макет домика, в окошках картинки разных предметов, от которых образуются названия профессий.

Отдельно карточки- картинки с  профессиями людей.

(см. приложении-6,

фото)

IV. Заключительный этап.

Итог занятия.

- Кто прислал вам звуковое письмо?

Послушайте,  что он еще прислал:

- «Шпашибо, сто выполнили все мои задания, хоросо штарались, и за это получайте подарочки, мои раскраски на те буквы, которые я не знаю»

 Какие звуки он все время путал и неправильно говорил? (ответы детей)

Вот вам в подарок  раскраски от Буквоежки, с заданием:  

«Буквы спрятались»

Голосовая запись на диктофоне.

(см. приложение-7)

Результат профилактической деятельности по дислексии и дисграфии:

  • Созданы предпосылки к овладению письмом и чтением через систему специальных игр и упражнений.
  • Дети с ТНР при выпуске из ДОО  хорошо  дифференцируют  звуки родного языка.
  • Различают  понятия «звук», «буква», «твердый - мягкий звук», «глухой - звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
  • На достаточном уровне развит  фонематический слух и восприятие, звукобуквенный анализ.
  • Выработан навык составления и чтения слогов, слов.    

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Поэтому, с самой первой встречи, объясняю им о необходимости  выполнения домашних заданий на закрепление каких-либо полученных знаний, умений на логопедических занятиях. В рамках семейной  гостиной  «Вместе играем и учимся» провожу консультации по развитию у детей речевых навыков, обучению основам  чтения и письма (обучение грамоте),   развитию мелкой моторики. С этой целью подготовила для родителей и педагогов ДОО буклет: «Обучение чтению дошкольника» (см. приложение 8).

 «Нарушение чтения и письма» (см. приложение 9).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Прилагается система работы  по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ, тематическое планирования тренинга для педагогов "Новый взгляд", конспект одного из занятий...

Уроки светофора (Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Пропаганда правил дорожного движения у дошкольников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах....

Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

улучшение эмоционального климата в ДОУ, создание условий для открытого, доверительного общения...

Методическая разработка по профилактике нарушений осанки и плоскостопия Тема: «Будьте здоровы!»

Формирование правильной осанки, приобщение к здоровому образу жизни....

Методическая разработка по профилактике дорожно - транспортного происшествия "Приключения Буратино и его дорожная азбука"

Методическая разработка представляет собой технологическую карту – конспект совместной деятельности, сопровождаемую интерактивной игрой, созданной в программе Microsoft Offic PowerPoint, видеоро...

Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов,...

Методическая разработка по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

В методической разработке представлен материал по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении...