Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Свинцова Евгения Леонидовна

Актуальность  нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (поведение, доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Задачи:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формировать нравственные представления и воспитывать нравственные качества личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формировать привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

5. Обеспечивать социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

           Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.

           Актуальность  нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (поведение, доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

 Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, нужно обратить внимание на разумное и нравственное в человеке и помогать каждому воспитаннику, определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

        Это осуществимо средствами специально организованного  воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования  сознания является  сказка.

         К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль сказки изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

      Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна.  У ребенка младшего дошкольного возраста это первый  опыт встречи  с  положительными и отрицательными героями. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.    

       Как нам известно, детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом  слушают  наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, Братьев Гримм, Дядюшки Римуса и другие сказки отечественных и зарубежных авторов. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, в театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

        Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нравственных норм и правил потому, что:

     - во - первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

       - во - вторых,  сказки  учат детей размышлять, развивают креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

       - в- третьих, образы, созданные писателями, поэтами, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

         Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца. Именно из сказки  ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.  

         Для приобщения детей к сказке и через неё воспитывать нравственные качества необходимо применять эффективные методы и приемы:
      1
. Беседа. Побуждает детей думать и говорить,  оценивать поступки героев сказок, учит понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.  
     2. 
Чтение и рассказывание сказок.  Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

     3. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества. Наибольший эффект, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской  деятельности.

Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

      4. Театрализованная деятельностьТеатр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важным средством познания общечеловеческих  нравственных  ценностей.

     5.Проектный метод, который преследует следующие правиласвобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.

Одним из главных средств решения нравственных задач  по формированию  личности у дошкольников является создание среды общения через восприятие сказки, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений  со взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.

        Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.

        Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье. Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами у...

Консультация на тему: «Роль сказки в нравственном воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Роль сказки  в нравственном воспитание  детей дошкольного возраста»...