Картотека игр на автоматизацию звук Л.
картотека по логопедии

Демина Маргарита Юрьевна

Картотека игр на автоматизацию звук Л.

  1. «Слушай и хлопай»

Цель: выделение заданного звука на фоне слова.

Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.

  1. «Ассоциации»

В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.

Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_avtomatizatsiyu_zvuk_l.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на автоматизацию звук Л.

  1. «Слушай и хлопай»

Цель: выделение заданного звука на фоне слова.

Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.

  1. «Ассоциации»

В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.

Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.

  1. «Посчитай-ка»

Взрослый: – Посчитай лужи (лукошки, лучи и т.д.) до пяти.

Ребенок: – Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

  1. «Определи категорию»

Ребенок должен повторить предложенное слово и назвать группу, к которой относится предмет.

Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, Лада – имя девочки и т.д.

  1. «У кого больше?»

Взрослый: – У меня один лось, а у тебя много …

Ребенок: – А у меня много лосей.

Одна лампа – много ламп, одни лыжи – много лыж, одно лукошко – много лукошек.

  1. «Волшебные кубики»

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

  1. «Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

  1. «Назови ласково»

Ребенка просят повторить слово – название большого предмета и образовать его уменьшительно-ласкательную форму:

Ложка – ложечка, лук – лучок, лапа – лапка, лужа – лужица и т.д.

  1. «Изменяй-ка»

Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе).

Лоб –лбы, локоть – локти, лопата – лопаты и т.д.

  1. «Что мы делаем?»

Цель: игра для слов - глаголов.

Ход: Нужно изменить по лицам предложенные глаголы.
Ломать, ловить, лазить, лаять.

Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.

Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.

  1. «Кто/что таким бывает?»

Игра для слов-прилагательных. Необходимо подобрать предметы, обладающие названным признаком (желательно существительные разного рода).

Кто (что) бывает ловким? Ловкий человек, ловкие руки, ловкое тело, ловкая гимнастка.

Кто (что) бывает лучшим? Лучший друг, лучшие оценки, лучшая мама, лучшее время.

Кто (что) бывает лыжным? –Трасса, палки, спорт.

Кто (что) бывает лунным? – Свет, сияние, дорожка.

Ломкий (волосы, прутик), ласковый (взгляд, животное, прикосновения), лысый (мужчина, люди, голова), лучистый (солнце, улыбка), луговой (цветы, клевер, трава), луковый (вкус, головка, горе), лосиный (голова, рога), лодочный (причал, станция, вёсла), лошадиный (топот, грива, копыта, седло).

  1. «Добавь слог»

Игра для детей старше 5 лет. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ), который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные взрослым конечные слоги и называть получившиеся слова.

ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.

ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.

ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.

ЛЫ – жи, -сый, -жник.

  1. «Замени звук»

Игра для детей старше 5 лет. Необходимо заменить первый звук в слове на звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.

Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.

  1. «Угадай, чего не стало»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: воспитатель  предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.

  1. «Посмотри и назови»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.

  1. «Подружи слова»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.)

  1. «Составь слово»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).

  1. «Один – много»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека домашних заданий "Автоматизация звука Ш"

Автоматизация звука "Ш" от изолированного до введения звука в самостоятельную речь....

Картотека домашних заданий "Автоматизация звука С"

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука "С",начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть ис...

Картотека материала для автоматизации звука "С"

В этой картотеке собран материал для автоматизации звука "С"...

Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков [Л], [Р]

Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л], [Р]....

Картотека заданий для автоматизации звука р

Материал будет полезен для воспитателей логогрупп и родителей детей-логопатов....

Картотека игр на автоматизацию звуков «Звуки изучаю, их красиво повторяю»

   Учителям-логопедам, родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное и неинтересное повторение слогов, слов, сл...