Ш –С (дифференциация). Занятие № 5
план-конспект занятия по логопедии

Дымова Ульяна Михайловна
  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

  

Упражнение «Лопаточка- иголочка»

Упражнение «Качели»

Упражнение «Достань носик»

Упражнение «Достань подбородок»

Упражнение «Чашечка»

Упражнение «Лошадка»

Упражнение «Грибок»

Упражнения «Лопатка»,

Упражнение «Накажем непослушный язычок» - ПЯ-ПЯ-ПЯ

 

 

    Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

  • Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

Упражнение «Подуй на снежинку»

Упражнение «Фокусник»

  1. Объявление темы

  

-Какой первый звук в слове ШИЛО?

  • А какой первый звук в слове СИЛА?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh_-_5_zanyatie.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

  

Ш –С 

  (дифференциация) 

Занятие № 5 

  

  1. Организационный момент 
  2. Артикуляционная гимнастика 

  

Упражнение «Лопаточка- иголочка» 

Упражнение «Качели» 

Упражнение «Достань носик» 

Упражнение «Достань подбородок» 

Упражнение «Чашечка» 

Упражнение «Лошадка» 

Упражнение «Грибок» 

Упражнения «Лопатка», 

Упражнение «Накажем непослушный язычок» - ПЯ-ПЯ-ПЯ 

 

 

         Упражнения на развитие силы голоса и выдоха 

  • Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух 

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С) 

Упражнение «Подуй на снежинку» 

Упражнение «Фокусник» 

  1. Объявление темы 

  

-Какой первый звук в слове ШИЛО? 

  • А какой первый звук в слове СИЛА? 

 

 

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются 
  • Как шуршит листва на деревьях? ( Ш-Ш-Ш) 
  • Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С) 
  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции 

  

 Для звука Ш 

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед 
  • Зубы сближены, но не соприкасаются 
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним 
  • Средняя часть языка прогибается книзу (образуя углубление) 
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выдыхаемую струю воздуха 
  • Широкая воздушная струя проходит равномерно по середине языка          Голос не звучит 

   

Для звука С 

  • Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.          Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены. 
  • Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов. 
  • Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок 
  • Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе. 
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. 
  • Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка. 
  • Голос не звучит. 

  

  • Чем в произношении различаются звуки Ш и С? 
  • А чем они похожи? 
  1. Характеристика звуков 

Звук С – согласный, глухой. 

Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый. 

  1. Связь звуков и букв 
  • Посмотри внимательно –  похожи ли чем-нибудь буквы  Ш и С? 
  • Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Ш  С  Ш  С… 
  1. Развитие фонематического слуха 
  • Когда услышишь звук Ш – подними букву Ш, когда услышишь звук С – подними букву С. 

  

подушка- сосулька сумка – покрышка мишка – миска пушка – матрешка шиповник – смородина крыса – крыша сила – шило сито- шить 

  

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов. 

  

  • Повторяй за мной четко: 

ША-СА 

ШУ-СУ 

  • Составь схему слога  СА и ША 
  • Почему эти две схемы получились одинаковые? 

  

ШИ-СЫ 

ШО-СО 

  

  • Какое получится слово, если эти два слога сложить вместе? 
  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов. 
  • Повторяй за мной слова: 

  

малыши – листья несу – ноша каша – коса сало – шило сила –шаль крыша - крыса 

 

 

  • Объясни смысл пары слов: КРЫША - КРЫСА 
  • Сколько слогов в слове КРЫСА 
  • Сколько звуков в слове КРЫСА 
  • Дай характеристику каждому звуку. 
  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков. 
  • Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку): 

  

Плотники чинят у дома … (КРЫШУ). 

Сыр в мышеловке съела…( КРЫСА), 

  

  • Какие слова по звучанию? 
  • Какие звуки в них одинаковые, а какие разные? 
  • Что означают эти слова? 
  1. Дифференциация звуков в тексте. 
  • Поднимай соответствующие буквы: 

  

В сад сегодня выносить мы не будем Машу. 

На  морозе простудить можно куклу нашу.                  ( О. Кригер) 

  

-А теперь повтори это стихотворение сам. 

  1. Итог занятия. 

  

  • Какие звуки мы учились различать? 

 

 

  1. Домашнее задание. 

         Составить схемы слов КРЫСА и КРЫСА. Почему схемы слов получились одинаковые?