Ш –С (дифференциация). Занятие № 5
план-конспект занятия по логопедии
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лопаточка- иголочка»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Достань носик»
Упражнение «Достань подбородок»
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Грибок»
Упражнения «Лопатка»,
Упражнение «Накажем непослушный язычок» - ПЯ-ПЯ-ПЯ
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
- Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух
-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
- Объявление темы
-Какой первый звук в слове ШИЛО?
- А какой первый звук в слове СИЛА?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh_-_5_zanyatie.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ш –С
(дифференциация)
Занятие № 5
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лопаточка- иголочка»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Достань носик»
Упражнение «Достань подбородок»
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Грибок»
Упражнения «Лопатка»,
Упражнение «Накажем непослушный язычок» - ПЯ-ПЯ-ПЯ
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
- Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух
-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
- Объявление темы
-Какой первый звук в слове ШИЛО?
- А какой первый звук в слове СИЛА?
- Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
- Как шуршит листва на деревьях? ( Ш-Ш-Ш)
- Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
- Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
Для звука Ш
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним
- Средняя часть языка прогибается книзу (образуя углубление)
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выдыхаемую струю воздуха
- Широкая воздушная струя проходит равномерно по середине языка Голос не звучит
Для звука С
- Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке. Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
- Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
- Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
- Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
- Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
- Голос не звучит.
- Чем в произношении различаются звуки Ш и С?
- А чем они похожи?
- Характеристика звуков
Звук С – согласный, глухой.
Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый.
- Связь звуков и букв
- Посмотри внимательно – похожи ли чем-нибудь буквы Ш и С?
- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Ш С Ш С…
- Развитие фонематического слуха
- Когда услышишь звук Ш – подними букву Ш, когда услышишь звук С – подними букву С.
подушка- сосулька сумка – покрышка мишка – миска пушка – матрешка шиповник – смородина крыса – крыша сила – шило сито- шить
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Повторяй за мной четко:
ША-СА
ШУ-СУ
- Составь схему слога СА и ША
- Почему эти две схемы получились одинаковые?
ШИ-СЫ
ШО-СО
- Какое получится слово, если эти два слога сложить вместе?
- Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
- Повторяй за мной слова:
малыши – листья несу – ноша каша – коса сало – шило сила –шаль крыша - крыса
- Объясни смысл пары слов: КРЫША - КРЫСА
- Сколько слогов в слове КРЫСА
- Сколько звуков в слове КРЫСА
- Дай характеристику каждому звуку.
- Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):
Плотники чинят у дома … (КРЫШУ).
Сыр в мышеловке съела…( КРЫСА),
- Какие слова по звучанию?
- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
- Что означают эти слова?
- Дифференциация звуков в тексте.
- Поднимай соответствующие буквы:
В сад сегодня выносить мы не будем Машу.
На морозе простудить можно куклу нашу. ( О. Кригер)
-А теперь повтори это стихотворение сам.
- Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать?
- Домашнее задание.
Составить схемы слов КРЫСА и КРЫСА. Почему схемы слов получились одинаковые?