Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Малышева Ирина Андреевна

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Графомоторный навык - это определенное положение и движения

пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать

простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий

предмет.

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Правильно

сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку

успешно осваивать школьную программу.

Графомоторные навыки включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев

(контроль силы пальцев и быстроты их движений) Зрительный анализ и синтез

(определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по

отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору

необходимых направлений) Рисование (штриховка, обвести по контуру,

обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов;

дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с

недостающими деталями) Графическую символику (умение рисовать узоры, а

также изображать их с помощью символов)

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития

графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот

период очень цепкая.

Первый этап. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой

моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим

работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие

ребенка. Для развития мелкой моторики необходимо: выполнять пальчиковую

гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами); лепить из

пластилина или глины; вырезать из бумаги; нанизывать бусины, пуговицы и

т.д.; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; собирать

мозаики и конструкторы; раскрашивать раскрасками; копировать рисунки на

прозрачную бумагу и т.д.

Второй этап. Формирование пространственных представлений и

речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап

предусматривает: ориентировку в собственном теле; ориентировку в

окружающем пространстве; ориентировку на листе бумаги.

Третий этап. Развитие зрительного гнозиса: - контурные изображения

предметов, -перечеркнутые контурные изображения, - контурные

изображения, наложенные друг на друга и др. Уточнение представлений о

форме, цвете, величине. Уточнение и расширение объема зрительной

памяти. - развитие зрительного анализа и синтеза;

Четвертый этап. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

Наклонные прямые линии и комбинации из них. Рисование орнаментов, дуги,

волнистые линии, круги, овалы. Рисование по клеткам предметов сложной

формы (математические диктанты). Овладение графической символизацией.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

Графомоторные навыки:

 Зрительно-моторная координация

 Зрительное восприятие

 Произвольная графическая активность

5-6 лет старшая группа - продолжать рисовать вертикальные и

горизонтальные линии; - рисовать округлые линии; - рисовать предметы,

сочетающие в себе прямые и округлые линии; -заштриховывать различные

предметы. - печатает буквы русского алфавита

6-7 лет подготовительная группа. Завершается работа по подготовке

руки ребенка к письму. Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями

«широкая и узкая строка» и умение ориентироваться в них. Развитие умения

проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве (широкой

и узкой строке). Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.

Рисование в тетради в линейку сложных изображений, предметов, требующих

анализа и синтеза. Написание слов, предложений печатными буквами в

определенном порядке, не выходить за контур клетки. Все задания

направленны на развитие глазомера, четкой координации руки и всегда

связанны с темой занятия.

В каждое занятие должны быть включены задания по развитию

графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Развитие мелкой моторики сопровождая стихами

Массаж рук карандашами

Су-Джок

Игра с палочками, прищепками

Ниткотерапия

Формируем правильную постановку руки при письме

Выполнение простой штриховки

Графические диктанты

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.» (В.Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...