Мастер-класс для педагогов «Чудеса на песке»
материал по логопедии

Иконникова Елена Владимировна

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать песок в процессе игровых упражнений, цель которых - развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_masterklass.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Чудеса на песке»

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс "Чудеса на песке" по направлению "художественно-творческое развитие дошкольников".

Цель: познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком; способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка - дошкольника.

Данная методика работы несёт в себе:

  • инновационность, оригинальность и простоту;
  • способствует развитию психических процессов, таких как память, внимание, речь, воображение, мышление;
  • способствует развитию мелкой моторики;
  • способствует развитию детской самостоятельности и творчества.

Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать песок в процессе игровых упражнений, цель которых - развитие ребенка.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому ребенку и не требующий специальной подготовки. Для педагога – это еще один способ понять чувства детей, показать им что-то необычное.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю 4 педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования на песке. Пожалуйста, занимайте места за столами.

Практическая работа:

Я предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок»

А начнём мы свою работу с того, что затонируем поверхность тонким слоем песка.

Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.

Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.

При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.

Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.

При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.

Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Большое спасибо, уважаемы коллеги, (по завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками).

Предлагаю вам занять свои места.

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно было в детстве присоединиться к игре в «куличики», построить песочный замок на морском берегу или в песочнице. Просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

В заключение мастер-класса мне хотелось бы процитировать слова философа Уильяма Блейна:

«В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка».

Мастер-класс для педагогов «Чудеса на песке»

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс "Чудеса на песке" по направлению "художественно-творческое развитие дошкольников".

Цель: познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком; способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка - дошкольника. Цель: знакомство с основами песочной терапии, формирование навыков диагностики и консультирования с использованием метода.


Программа:

Данная методика работы несёт в себе:

  • инновационность, оригинальность и простоту;
  • способствует развитию психических процессов, таких как память, внимание, речь, воображение, мышление;
  • способствует развитию мелкой моторики;
  • способствует развитию детской самостоятельности и творчества.

Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать песок в процессе игровых упражнений, цель которых - развитие ребенка.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому ребенку и не требующий специальной подготовки. Для педагога – это еще один способ понять чувства детей, показать им что-то необычное.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю 4 педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования на песке. Пожалуйста, занимайте места за столами.

Практическая работа:

Я предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок»

А начнём мы свою работу с того, что затонируем поверхность тонким слоем песка.

Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.

Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.

При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.

Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.

При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.

Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Большое спасибо, уважаемы коллеги, (по завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками).

Предлагаю вам занять свои места.

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно было в детстве присоединиться к игре в «куличики», построить песочный замок на морском берегу или в песочнице. Просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

В заключение мастер-класса мне хотелось бы процитировать слова философа Уильяма Блейна:

«В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка».

Мастер-класс по песочной терапии педагог-психолог Центра ПМСС 5 «Сознание» Лобкаева А.А. 


2 Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок - в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. 


3 В ОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ. Коррекционно - развивающие. 1. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения. 2. Поднятие настроения, эмоционального состояния. 3. Совершенствование артикуляции, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Воспитывающие. 1. Воспитание чувства взаимопомощи, поддержки. 2. Воспитание интереса к играм с песком. 


4 П ЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ИМЕЕТ СВОИ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ : Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий, и, конечно же, поощрять его фантазию. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. 


5 Н А ЗАНЯТИЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ : игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук моделирование игр-сказок игры на знакомство с окружающим миром игры на взаимодействие. 


6 Спасибо за внимание! 

Мастер-класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком»


Ведущая: Кузнецова Елена Владиславовна, медицинский психолог высшей категории, преподаватель, ведущая тренинговых программ и мастер-классов, сказкотерапевт

Представьте себе… солнце почти взошло… вы идете по только что проснувшемуся пляжу… по счастливой случайности вокруг ни души… только море, легкий ветерок…нежный плеск волн, приятно прохладный песок… рядом с вами любимый человек, но вы идете молча, нерасплескивая в словах переполняющее вас ощущение Тайны и Красоты бытия…это мгновения но вы запомните их на всю жизнь… Будут ситуации когда именно эти переживания вдохновят и поддержат вас… Будут ситуации когда ваше тело, вспомнив каждый миг этого волшебного Восхода, подарит вам ощущение уверенности и силы… будут ситуации, когда вам захочется вернуться и пережить мгновения заново… 

Зачем восстанавливать старое, когда можно пережить Новое… и это Новое создается в специальной психологической песочнице сказкотерапевта. Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения, здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю, человеку, создающему картину из песка и миниатюрных фигурок. Здесь в психологической песочнице разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это Жизнью, или Судьбой. Здесь в психологической песочнице, рождаются новые жизненные программы и приобретаются силы и уверенность для ее реализации.


Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательней рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.


Тем, кто еще только подходит к тому, чтобы сделать песочницу своей союзницей и помощницей, мы по-доброму завидуем, ибо множество откровений и открытий ожидает вас на пути. Те, кто уже использует песочницу в своей профессиональной практике, познакомятся с новыми формами работы и современными играми и упражнениями на песке, как для детей, так и для взрослых. Отдельно хотим отметить, что для взрослых подобная форма психологической работы даже более эффективна, чем для детей. Игра с песком формирует у взрослого человека особое мироощущение, освобожденное от обыденности, стереотипов, ощущения нереализованности. Это мироощущение философа, наделенного детским творческим очарованием. Соприкоснувшись с песком, ощутив его Тайну, вы откроете для себя это «особое» мироощущение… 

Цель: знакомство с основами песочной терапии, формирование навыков диагностики и консультирования с использованием метода.


Программа:

  1. Основы песочной терапии;
  2. Общие условия организации песочной терапии: психотерапевтическая песочница, песок, вода, коллекция фигурок, магия «переноса»
  3. Технологии работы в психологической песочнице: первая встреча с клиентом, варианты инструкций для игр с песком, позиции и стратегии песочного терапевта, варианты фиксации наблюдений
  4. Диагностика и психологический анализ песочных картин клиента: Ключевые характеристики песочных картин, сюжет (или сюжеты) песочной картины; конфликтное и ресурсное содержание песочных картин; символизм песочной картины
  5. Проработка практических навыки консультирования с использованием песочницы:
    5.1 Работа с песочницей в детских и подростковых группах: Этап подготовки: правила, ритуалы «входа» и «выхода»; Этап расширения и закрепления; Этап интеграции; Демонстрация универсальных методик песочной терапии в индивидуальной и групповой работе; Видеоанализ психотерапевтической сессии.
    5.2 Психологический практикум с использованием песочницы в работе со взрослыми: Демонстрация универсальных методик песочной терапии в индивидуальной и групповой работе.

Целевая аудитория: программа адресована широкому кругу специалистов, практическим психологам, психотерапевтам, психиатрам, врачам, педагогам, дефектологам, логопедам, социальным работникам, а также студентам педагогических и психологических факультетов.


По окончании данного курса слушатели смогут самостоятельно использовать практический инструментарий песочной терапии в психологическом консультировании клиентов разных возрастных групп. Участники получают раздаточный материал с описанием методик, игр и упражнений, диагностические бланки для работы.

Формы работы: мини-лекции, видеоматериал, групповые обсуждения, тренинговые упражнения, работа в малых группах, индивидуальное консультирование, супервизия.

Объем - 20 академических часов в течение 2-х дней. 

 «Чудеса на песке».

 

Основная цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.

 

Задачи: Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать развитию самооценки, обретению  веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

 

Оборудование: Ящик с песком, ящик с подсветкой, песок, декоративные детали, камни ракушки, трубочки, эскизы аппликаций, клей,магнитофон, релаксационная мелодия.

 

    Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка.

    Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-

педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

      Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

    Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.

  

- Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок-первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы с вами посмотрим использование песочницы с другой стороны.

- Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.       Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре и  построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

- Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир – это  ощущения свободы и безопасности самовыражения.

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу!

 

  1. Ящик желаний. Знакомство с песком.

         - Прежде чем начать работу давайте познакомимся с песком, но мы это сделаем в необычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Для этого у нас есть песочница желаний.

         - Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным,  обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем. Пожалуйста, проходите.

Предметы в песочнице желаний:

1) Ракушка – путешествие

2) Конфета – сладкая жизнь

3) Ключик – узнаете тайну

4) Монета – вас ждет денежная премия

Понравились вам предсказание песка. Ну,  а если понравились, значит, вы с ним подружились.

 

Практический психолог: В последнее время необычайно популярным стало искусство рисования песком – «Sand Art». Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу головного мозга. Заниматься рисованием на песке могут дети с трех лет. И научить ребенка рисовать на песке не сложно, ведь это можно сделать через игру, сказку, легенду.

 

  1. Упражнение «Чувствительные ладошки»

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок.

Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе.

– Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?(ответы участников)

– Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

- А сейчас попробуйте:

- Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

  1. Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

   Жёлтая тарелка на небе висит.

   Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  ( солнце)

 

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. 

Собрались овечки у небесной речки.    (облака)

 

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.    (радуга)

 

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.     (речка)

 

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.    (трава)

Практический психолог: Интересная техника, с которой я еще хотела бы Вас познакомить сегодня, это техника 4.«Аппликации из цветного песка».

Сейчас я раздам вам эскизы аппликаций, вам предлагается нанести на них клей и с помощью песка раскрасить. Данная техника очень хорошо развивает мелкую моторику у детей, концентрацию внимания, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

 

5. Материализация мечты на песке (музыкальное сопровождение).

         - Вы познакомились с песком, получили положительный заряд эмоций. Ну, а теперь пусть каждый из вас при помощи песка и  декоративных деталей материализует свою мечту. Но прежде чем начать это делать, мы с вами подготовимся. Закройте глаза, расслабитесь.  Подумайте, что вы хотите больше всего на свете. Попробуйте представить свою мечту в виде образа или предмета. У кого-то это может быть  семейное счастье, выигрыш в лотерею, встреча  друга, путешествие в новую страну, карьерный рост или просто отдых у костра. Рассмотрите свою мечту со всех сторон, погладьте ее. Прострогайте и мысленно возьмите с собой. Мы знаем, что наши мысли материализуются. Откройте глаза и пусть каждый из вас при помощи песка на стекле материализует свою мечту. Т.е.  изобразите ее в виде символов или предмета.

                                    Участники изображают.

 

         - Вы выложили свою мечту на стекле, посмотрите на неё внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять  в виде этого образа. И она обязательно исполнится.

Спасибо за внимание!

 Психолог: Мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным? (письменная рефлексия).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для детей и родителей

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для воспитателей "Работа с цветным песком".

Данный мастер-класс поможет повысить профессиональное мастерство педагогов и  получить новые знания и освоить их в практической деятельности....

Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»

Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Семинар-практикум для педагогов "Чудеса на песке"

Данный семинар-практикум "Чудеса на песке" рассчитан для воспитателей и специалистов ДОУ. Благодаря ему педагоги узнают о целебной силе песка, его обучающей и развивающей направленности. Поз...

Мастер-класс для педагогов "Чудеса на песке"

Мастер-класс  по направлению "художественно-эстетическое  развитие дошкольников". Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисов...