«Дыхательная гимнастика»
статья по логопедии

Солдаткина Надежда Михайловна

консультация по теме:«Дыхательная гимнастика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дыхательная гимнастика»

                                                                             

        Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

     У многих  эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи.

       Перед вступлением в речь они делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения.

Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Продолжительность игровых упражнений:

5 - 8 минут в проветриваемом помещении;

упражнение повторяется 3-5 раз;

дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;

обязательно чередовать с другими упражнениями.

       Работа над дыханием начинаются с развития физиологического дыхания. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения, целью которых является координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижне-реберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1.        Вдох и выдох через нос.

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

2.Вдох через нос, выдох через рот.

 Зажать нос пальцами, если выдох через рот не получается,

3.Вдох через рот, выдох через нос.  

 Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало или полоску бумаги.

4.Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

 5.        Комбинированный вдох.
  Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот.

-После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков.

-После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

Этапы работы:

1 этап - выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения;

2 этап - тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.

1.Игры на развития речевого дыхания  

для детей с дизартрией без участия речи

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

2.Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению: Вдох через рот – быстрый , пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шёпотом, затем громко.

3.Дыхательно –голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков:

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).

Произношение глухих согласных на выдохе. (Ф,С,Ш,Х).

- Произношение двух согласных на одном выдохе. (Ф-С, Ш-С, Х-Ф)

-Произношение трёх, четырёх согласных на одном выдохе.

Игра «Гуси шипят»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох.

Игра «Регулировщик»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.

4.Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе.

Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.

5.Дыхательно-голосовые упражнения  на материале предложений ,фраз:

Цель: тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Рекомендации  к выполнению:  каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Полные ответы произносятся на одном выдохе.

Какой сегодня день недели? (Сегодня...)

Какой завтра день недели? (Завтра...)

Какой день недели был вчера? (Вчера...)

Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник...)

Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)

Какой второй месяц зимы? (Второй...)

Какой третий месяц зимы? (Третий...)

Сколько всего зимних месяцев? (Все го три зимних месяца: декабрь...)

(Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.)

Проговорить пословицы на одном выдохе:

-Береги нос в большой мороз.

-Делу время, а потехе час.

-Любишь кататься – люби и саночки возить. 

Вывод

Работа с ребёнком, страдающим дизартрией, требует от логопеда  и от ребёнка много терпения, настойчивости и времени.

        Упражнения должны проводиться длительно и систематически!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...