"Обитатели водоёмов"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Нисина Екатерина Сергеевна

Занятие с подгруппой детей 5-6 лет по лексической теме: "Обитатели водоёмов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_vodoyomov.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

Московского района Санкт-Петербурга

План-конспект

совместной деятельности с воспитанниками 5-6 лет

на тему «Обитатели водоёмов»

(подгрупповое занятие)

Составила:

Нисина Екатерина Сергеевна,

учитель-логопед

Санкт-Петербург, 2024 г.

Тема: «Обитатели водоёмов».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи: 1) развитие слухового внимания; 2) развитие навыка словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и увеличительными суффиксами –ища, -ище; 3) развитие умения употреблять предлоги, предложно-падежные конструкции; 4) развитие связной речи.

Оборудование: декоративная бутылка, аудиозаписи, пластиковый контейнер, камушки Марблс, пинцеты, фигурки морских обитателей, ткань синего цвета, массажные мячи, световой песочный стол с песком, предметные картинки обитателей водоёмов.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Дети, закройте глаза и послушайте звук. (Включить звук).

- Определите, что это за звук? (Это шум воды, моря).

- Открывайте глаза. Ой, что это нам принесла вода? (Бутылка).

- Да, это подарок моря. Давайте узнаем, что же за послание хранит в себе бутылка. (Достаём первую записку из бутылки).

- В послании сказано, что пора потренировать язычок. Это отличная идея!

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Давайте поиграем с нашим язычком. И к нам первый плывет. (На доску прикрепляем картинки обитателей водоёмов).

«Скат» (блинчик)

Скат медлителен и важен, электричеством заряжен.

Изобразим нашим язычком такого ската, положим язык на нижнюю губу. Откроем рот и немножко улыбнёмся, положим широкий язычок на нижнюю губу. Губу постараемся не закатывать.

А кто это? Это акула – морская хищница, ой-ой.. (испуг). Хорошо, что она нарисована и никого не укусит.

«Акула» (улыбка) — губы растянем в улыбке. Уголки губ тянем к ушам, показать все-все зубы, а зубы не смыкаем слишком сильно.

Зубастая акула, а на спине плавник. Заметишь эту рыбку – спасайся в тот же миг!

«Морской конёк» 

Угадайте, что за кони в море мчатся от погони?

В водорослях скрыться смог, маленький морской…конёк.

Заметили, какой вытянутый нос у морского конька? Вытянет губы трубочкой и подержим.

Чередуем улыбка-хобот, при этом продолжаем щёлкать.

(лошадка)

Изобразим как морской конёк отталкивается от воды. Постараемся не закрывать свой рот и держать улыбку. Цокаем.

Так, так, так, а это что за рыбки? Они называются рыбы-прилипалы. Они прилипают к более крупным рыбам или морским обитателям и питаются остатками пищи этих гигантов. Глаза у прилипал очень маленькие, но зато у них есть полоски-присоски. Давайте мы их изобразим.

«Рыба – прилипала» (грибок).  Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. В таком положении - до 10 сек.

А вот ещё морские обитатели. Посмотрите, какие они красивые. Это «Ракушки» (чашечка). Изобразим её своим язычком. Поднимаем язык в форме чашечки и удерживаем его в таком положении до 10 сек. А теперь ракушку можно убрать.

Как называется эта рыба? Вот какой у неё острый нос. Это «Рыба-игла». Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.

В завершении гимнастики «прополощем рот морской водой». Набираем воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.

Молодцы!

- В следующем послании – загадка:

У нее во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала. А потом в котёл попала? (Щука)

- Правильно! Произнесём скороговорку!

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу!

- Сначала скажем скороговорку медленно, чётко проговаривая каждое слово, а затем быстро. Молодцы, отлично потренировали язычок!

- Где обитает щука? (Щука обитает в реке, в пресных водах). А где ещё могут плавать рыбы? (В море, в океане).

- Бутылка просит помочь морским обитателям!

  1. Основная часть.

Игра «Морские обитатели»

- Морские обитатели попали на мелководье и не могут двигаться. Каждый раз, когда вы услышите крики чаек, возьмите пинцетом одного морского обитателя, который попал на мелководье, и опустите его воду.

- Ушки готовы? Слушаем.

Включить аудиозапись (звонок, чайки, баран, вороны, чайки, петух, свинья, чайки, собака, чайки, …)

Дети по очереди с помощью пинцетов перекладывают игрушки морских обитателей из сухого контейнера, заполненного камушками Марблс на ткань синего цвета, расстеленную на столе.

- Я спасаю касатку, я спасаю кита, я спасаю акулу…и т.д.

- Молодцы! Вы помогли морским обитателям!

Игра «Рыбы на прогулке».

На столе разложены рыбы друг за другом. Дети называют какая рыба плывёт первая, какая последняя, какая рыба за/перед какой? (Акула плывёт перед кашалотом).

А как можно по-другому сказать? (Касатка плывёт между китом и акулой)

- Ребята! Наша бутылка шлёт нам следующее послание: Загадка!

Что за шар плывёт с шипами, тихо машет плавником?

Только в руки не возьмёшь - этот шарик…рыба ёж!

- Конечно настоящую рыбу ежа мы трогать не будем, а вот таких игрушечных рыб мы можем взять в руки. (Берём массажные мячи)

Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

Перекладываем мяч из руки в руку.

То сожмутся, разожмутся,

Обхватить мяч обеими руками

Сжать и разжать мяч

То зароются в песке.

Покрутить мяч между ладошек

   

- Что общего есть у большинства рыб? (хвост, тело, плавники, глаза, чешуя).

- А рыбы чем-нибудь отличаются друг от друга? (цвет, форма, размер).

- Конечно, на дне водоёмов бывает песок, кто может в него зарыться? (Скат, песчанки)

- Сейчас мы будем рисовать песком. (Переходим к песочному столу)

Песочный световой стол. 

Но прежде наша спутница бутылка просит вас вспомнить правила работы при работе с песком. Что нельзя делать?

1. Нельзя брать песок в рот!

2. Нельзя тереть глаза!

3. Нельзя дуть на песок и его вдыхать!

4. Руки отряхиваем над столом.

И, конечно, после рисования необходимо вымыть руки!

Включить аудиозапись шума моря. Дети по очереди рисуют песком по заданию.

- Теперь нарисуем туловище рыбы с головой (один ребенок), затем хвост (другой ребёнок), затем плавники (третий ребёнок) и в конце - чешую (четвёртый ребёнок). При этом каждый ребёнок проговаривает:

- Я рисую туловище с головой. Я рисую глаз и рот. Я нарисовал хвост. Я нарисовал плавники. Я рисую чешую.

Игры «Малыши и великана»

- Мы нарисовали рыбу. Назовём слово «рыба» ласково, и как мы скажем, если встретили великана? Рыба – рыбка – рыбища.

Представим, что мы нарисовали сома. Как мы его назовём ласково и великана?

Повтори всю цепочку: Сом – сомик – сомище.

Карась – карасик – карасище.

Окунь – окунёк – окунище.

Ёрш – ёршик – ершище.

        Мнемотаблица.

Рыбу ловит рыболов

В реку весь уплыл улов.

  1. Заключение

- Дети, в бутылке осталось одно послание. Там благодарность для вас за занятие и просьба опустить бутылку обратно в воду. (Заворачиваем бутылку в ткань синего цвета).

- Улыбнёмся и попрощаемся с ней и нашими гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обитатели водоёмов"

Информационно-творческий проект, цель которого - систематезировать, обобщить и дополнить знания детей об обитателях водоёмов....

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы"...

Загадки про обитателей водоёмов

Загадки про обитателей водоёмов...

Презентация ЛЕПБУК «Водные ресурсы Выксунского края, водоросли, Обитатели водоёмов».

АктуальностьАктуальность 2017 год проходит под эгидой Года охраны окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Учитывая, ...

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы.

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы....