Картотека логоритмических игр и упражнений
картотека по логопедии

Лилия Сергеевна Садовникова

Развитие интонационной устойчивости и эмоциональной выразительности пения, координированного с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_logoritmicheskih_igr_i_uprazhneniy.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических игр и упражнений

«РАЗГОНИ-КА ТУЧИ»

Дидактические задачи: развитие интонационной устойчивости и эмоциональной выразительности пения, координированного с движениями.

Музыкальный материал: мелодия с характерной звуковысотной линией (2-3 ноты).

Методика проведения. Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа «разгоняет тучи», а другая группа должна изображать тучи и петь за них.

Дети, разгоняющие тучи, громко поют в мажоре и энергично машут руками.

Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи!

Солнце вы закрыли,

Небо засорили,

Землю промочили,

Убирайтесь прочь!

Ответ туч поется тихо, жалобно, в миноре:

Что вы, ребята! Мы не виноваты.

Нелегко на небе жить,

Как же нам не плакать, горьких слез не лить?

Нас ведь солнце обжигает,

Ветер в клочья разрывает,

Молния колет,

Черный гром пугает.

«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш».

«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф.

У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х.

У Осени - прохладный - с-с-с.

У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«МАТЬ И ДИТЯ»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звукослоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «Животные и их детеныши».

Игровой материал: карточки с изображением домашних животных.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение, а дети договаривают окончания фраз.

КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ?

Жил-был маленький щенок -

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая... (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем).

Бык - могучий великан

В детстве был ... (теленком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким ... (котенком).

А отважный петушок

Крохотным... (цыпленком).

1 вариант.

Педагог показывает картинку с изображением взрослого животного. Дети хлопают ладонями по коленкам звукослоговую структуру слова. При показе картинки с изображением детеныша животного дети кулачками отстукивают ритмический рисунок слоговой структуры названия животного.

2 вариант.

Дети получают карточки с изображением животных.

По сигналу педагога начинают имитировать звуки тех животных, карточки которых у них в руках, и в поисках своей семьи двигаются по залу.

Ориентируясь только на звуки, дети должны собраться в группы, не показывая друг другу карточки.

«ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКИ»

Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.

Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.

Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Болото! Его не обойти?

Дети: Его не обойти!

Педагог: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» - дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).

Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Река! Ее не обойти?

Дети: Не обойти!

Педагог: Дорога напрямик!

Дети (языком): Буль-буль-буль!

Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Лес! Страшный лес.

Дети: У-у-у.

Педагог: Дремучий лес.

Дети: Ш-ш-ш.

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: К нам прибежал, «ох», сказал.

Козлик: Ох!

Дети и козлик: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.

«ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, быстроты реакции, ритмичности и координации движений рук и речи.

Методика проведения. Дети встают в круг, положив свою правую руку на левую руку соседа ладонью вверх, и хором произносят считалку: «Летел - лебедь - по синему - небу - загадал - число...» Под каждое слово считалки поочередно делается ход - хлопок по левой руке соседа слева. Тот ребенок, на которого выпало слово «число», называет вслух любое число и делает хлопок. Затем дети хором вслух считают хлопки. Задача ребенка, на которого выпадает загаданное число, быстро убрать руку из-под хлопка. Кто не успел - выбывает из игры. Речевой материал может варьироваться в зависимости от изучаемой лексической темы. Например: «Шла - собака - по дороге - и считала - до пяти - раз...»

«ВЕСЕЛЬЧАК»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой.

Игровой материал: мяч, ежик (игрушка, о которой дети рассказывают в стихотворении).

Методика проведения. Педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот станцует танец нам.

Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...

Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников

Картотека   логоритмических игр и упражнений  для младших дошкольников...

Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников

laquo;Оладушки»Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками)Ди-ли, ди-ли, ладушки, ...

Картотека логоритмических игр и упражнений

Логоритмические игры и упражнения направлены на развитие творческого потенциала, эффективной коррекции речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают осо...

картотека логоритмических и пальчиковых упражнений старший дош. возраст

Картотека  логоритмических и пальчиковых упражнений по темам недели в под. группе.Тема: «Овощи»Логоритмическое упражнение: «Урожай»В огород пойдёмИдут по кругу, взявшись з...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста...