Консультация для родителей
консультация по логопедии

Мария Вадимовна Шумилова
Комплекс Артикуляционных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной гимнастики:

ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

«Улыбочка».

Зубы сжаты. Губы растянуть как можно сильнее в положение улыбки. Удерживать губы в таком положении 5-10 секунд.

«Трубочка».

Зубы сжаты. Губы сжать и вытянуть вперёд. Удерживать в таком положение 5-10 секунд.

«Улыбочка» - «Трубочка».

Чередовать движения губами. Удерживать в каждом положение по 5-10 секунд.

«Заборчик».

Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счёт до пяти.

«Хоботок».

Губы округлить и вытянуть вперёд. Удерживать в таком положение под счёт до пяти.

«Заборчик» - «Хоботок».

Чередовать движения, удерживая в каждом положении 5-7 секунд.

«Лопаточка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положение под счёт от 1 до 5-10.

«Иголочка».

Приоткрыть рот. Вытянуть вперёд длинный узкий язык и удерживать сто в таком положении 5-10 секунд.

«Лопаточка» - «Иголочка».

Приоткрыть пот. Высунуть язык, сделать его широким, затем узким. Поочерёдно менять форму языка.

«Накажем непослушный язычок».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.

«Качели».

Рот открыл. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

«Часики».

Открыть рот, губы растянуть в улыбку. Поставить язык вправо, в угол рта, удерживать под счёт до 5; затем перевести его влево, удержать. Чередовать движения.

«Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

«Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в ворота между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щёки не надувались.

«Шторм в стакане».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан е водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следил ь, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

С-СЬ-З-ЗЬ-Ц.

«Киска сердится».

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

«Упрямый ослик».

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

«Чистим нижние зубы».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Посчитай нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Дудочка».

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту «дудочку».

«Язык перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Самосвал».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Тишина».

Поочерёдно произносить звуки т и с: тс-тс-тс. Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

Ш-Ж-Ч-Щ.

«Чашечка».

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Фокус».

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«Лошадка».

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Грибок».

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.

«Гармошка».

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Л-ЛЬ.

«Пароход».

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

«Индюк».

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«Чистим верхние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Поймаем звук «Л».

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.

«Катушка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Пощёлкать кончиком языка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

«Причешем язычок».

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

«Посчитай зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р-РЬ.

«Барабан».

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук д-д-д. язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребёнка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«Комарик».

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Если у ребёнка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью.

«Автомат».

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

«Грибок».

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать

язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...