Автоматизация звука Л и Ль , материал
материал по логопедии (подготовительная группа)
Автоматизация звука Л и Ль , материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvkukov_l_i_l.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация твердого звука "Л"
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Л" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "На улице тепло", ребенок - "Ло-ло-ло"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло - стелем одеяло.
Ло-ло-ло - внизу речка и село.
Ил-ил-ил - стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл - бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил - лампу лось купил.
Ел-ел-ел - дятел улетел.
Ол-ол-ол - в углу стоит стол.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол - Володя в школу шел.
Ил-ил-ил - подмел палас Данил.
Ала-ала-ала - лшадка побежала.
Лат-лат-лат - Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка - это слово галка.
Ула-ула-ула - говорю акула.
Илка-илка-илка - на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок - побелили потолок.
Ела-ела-ела - ласточка запела.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?
ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.
Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.
БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!
ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.
Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.
Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.
Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.
Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.
Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.
Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.
Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.
На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.
Автоматизация звука Л в чистоговорках при помощи мнемодорожек
Автоматизация звука «Л» в чистоговорках при помощи мнемодорожек проводится после автоматизации в слогах, словах и словосочетаниях. Занятия по автоматизации в предложениях могут проводится как до чистоговорок, так и после.
На начальных этапах при произношении звука Л необходимо прикусывать кончик языка. В дальнейшем, когда звук произносится легко, язык переводим за верхние зубы.
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука «Л» проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука «Л» (см. артикуляционную гимнастику).
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
- Если ребенок уже усвоил правильное произношение звука «Л» то занятия можно сделать подвижными. Ходите, лазайте, прыгайте, повторяя ритмичные чистоговорки. Заучите их и используйте. как считалки, песенки и т.д.
Автоматизация звука «Л»в чистоговорках, как и в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Мнемодорожки чистоговорок также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.
Автоматизация мягкого звука "Л"
Работа над автоматизацией мягкого звука "Л" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.
Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.
Лю-лю-лю - я лису леплю.
Ли -ли-ли - нам гудели корабли.
Лю-лю-лю - пельмени я солю.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ель-ель-ель - я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль - получи медаль.
Оль-оль-оль - эта цифра ноль.
Ель-ель-ель - воду лью под ель.
Оль-оль-оль - покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель - Коля постелил постель.
Ель-ель-ель - полосатый толстый шмель.
Али-али-али - Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель - Павел лег в постель.
Оля-оля-ля - колол полено Коля.
Лин-лин-лин - к нам идет павлин.
Или-или-или - бабу снежную лепили.
Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.
Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.
Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.
У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.
Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.
Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
- Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.
Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.
Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.
Речевой материал для автоматизации звука Л (Чистоговорки)
Задание 1. Чётко произносить чистоговорки.
Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.
Задание 2. Чётко произносить чистоговорки.
Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.
Задание 3. Чётко произносить чистоговорки.
Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.
Задание 4. Чётко произносить чистоговорки.
Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ыл-ыл-ыл - Павел пенал забыл.
Ил-ил-ил - я полы помыл.
Ил-ил-ил - Павел гол забил.
Ел-ел-ел - Павел суп не ел.
Ёл-ёл-ёл - кто-то в комнату вошёл.
Ёл-ёл-ёл - Павел пол подмёл.
Олка-олка-олка - на полу белая полка.
Илка-илка-илка - у Беллы новая вилка.
1. Автоматизация звука Л в чистоговорках (в прямых слогах):
ЛА – ЛА – ЛА – лопата и пила
ЛА – ЛА – ЛА – новая юла
ЛА – ЛА – ЛА – новая метла
ЛА – ЛА – ЛА – в окошке нет стекла
ЛА – ЛА – ЛА – Мила пол мела
ЛА – ЛА – ЛА – кошка на окне спала
ЛА – ЛА – ЛА – лодочка плыла
ЛА – ЛА – ЛА – у Володи есть пила
ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло
ЛО – ЛО – ЛО – мы приехали в село
ЛО – ЛО – ЛО – мама вымыла окно
ЛО – ЛО – ЛО – в лодке новое весло
ЛО – ЛО – ЛО – на дереве дупло
ЛУ – ЛУ – ЛУ – мы сидели на полу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – диван стоит в углу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – я взяла иглу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – я ищу пилу
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы
ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу
ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело
ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – подмели полы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – новые столы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – вот идут ослы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – у папы нет пилы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – в комнате углы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – у мамы нет метлы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – мы стояли у скалы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – у Милы две иглы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – мы забьём голы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – завяжи узлы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – в печке нет золы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – вот идут козлы
Автоматизация звука Л в чистоговорках (в обратных слогах):
АЛ – АЛ – АЛ – папа гвозди забивал
АЛ – АЛ – АЛ – со стола упал пенал
УЛ – УЛ – УЛ – я поставил стул
УЛ – УЛ – УЛ – наш малыш уснул
УЛ – УЛ – УЛ – Павел сел на стул
ОЛ – ОЛ – ОЛ – мы забили гол
ОЛ – ОЛ – ОЛ – Алла мыла пол
ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ – суп уже остыл
ИЛ – ИЛ – ИЛ – папа потолок белил
ИЛ – ИЛ – ИЛ – машину я катил
ИЛ – ИЛ – ИЛ – дятел дерево долбил
ИЛ – ИЛ – ИЛ – рисунок папе подарил
ОЛ – ОЛ – ОЛ – я поставил стул на стол
ОЛ – ОЛ – ОЛ – папа сделал стол
ОЛ – ОЛ – ОЛ – Михаил дрова колол
ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ – я машину мыл
АЛ – АЛ – АЛ – я купил пенал
АЛ – АЛ – АЛ – наш малыш упал
Чистоговорки со звуком Л в сочетании согласных, между гласными:
АЛА – АЛА – АЛА – я маме помогала
УЛА – УЛА – УЛА – я шары надула
ОЛА – ОЛА – ОЛА – это наша школа
УЛА – УЛА – УЛА – в море плавала акула
ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ – в салатнице салат
ЛОК – ЛОК – ЛОК – мы купили котелок
ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ – мы сидели за столом
ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ – голубой халат
ЛАС – ЛАС – ЛАС – постели палас
СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла
СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла
ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла
КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла
АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ – новые пеналы
АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ – дороге шпалы
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – у папы много силы
ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ – делаю уколы
ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ – я стою у школы
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – мы купили пилы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал по автоматизация звука ш
Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры...
Автоматизация звука "Ш". Практический материал
Практический материал для автоматизации звука "Ш"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Автоматизация звуков. Речевой материал для закрепления поставленных звуков.
Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на эт...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...