«РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

Содержание работы над грамматическим строем речи зависит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На занятиях с детьми, имеющими ОНР 1 уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных  простейших грамматических конструкций, их пониманию, отраженному, сопряженному, или сопряженно- отраженному их проговариванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dekabr_24_vosp.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей:

«РАЗВИТИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ  У  ДЕТЕЙ»

Выполнила учитель –логопед Фролкина А.В.

2024 г.

РАЗВИТИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ  У  ДЕТЕЙ

   В систему коррекционных  мероприятий с детьми, имеющими различную речевую патологию, прочно вошли  логоритмические  занятия.  Логоритмические  занятия, проводимые с детьми, имеющими такие нарушения как ФФНР, ОНР, заикание помогают в развитии и коррекции двигательной сферы, развивают просодику, автоматизируют поставленные звуки. Особое внимание следует уделять тем задачам , которые для данной речевой патологии актуальны, значимы. Так для детей с ФФНР необходимы уточнение произношения звуков, их автоматизация, дифференциация, совершенствование артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха; для детей, страдающих заиканием, -совершенствование чувства ритма и темпа, умение регулировать мышечный тонус, сочетание речи и музыки; для детей с ОНР – работа над всеми компонентами речи, особенно пополнение и актуализация словарного запаса, формирование правильного грамматического строя речи.

   Содержание работы над грамматическим строем речи зависит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На занятиях с детьми, имеющими ОНР 1 уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных  простейших грамматических конструкций, их пониманию, отраженному, сопряженному, или сопряженно- отраженному их проговариванию.

   Если большая часть детей логопедической группы имеет ОНР 2 уровня, наряду с развитием понимания грамматических упражнений, желательно проводить упражнения на практическое использование различных грамматических категорий, отработку и закрепление их; для детей, имеющих ОНР 3 уровень в логопедическое занятие включаются разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на закрепление, практическое использование различных грамматических категорий и самостоятельное их изменение.

   Работа над грамматическим строем речи делится на несколько этапов. Сначала логопед  знакомит детей с определенной грамматической категорией на занятии; воспитатель закрепляет эти знания  в утренней и вечерней работе по заданию логопеда на своих занятиях (изодеятельность, конструирование). В конце недели дети упражняются в практическом использовании этой же грамматической категории. При формировании грамматического строя речи игры и игровые упражнения как во вводной так и в основной части занятия не должны быть продолжительными.

Примеры работы с предлогами

Младшая группа – понимание и использование в речи предлогов:  к, за, на, в. После выполнения детьми  ходьбы друг за другом в разных направлениях, педагог задает вопросы:

«За кем ты шел? А ты за кем? И т.д. – добиваясь ответов: «За Ваней», «За Димой» и т.д.

  При  проведении  игрового упражнения «Составьте поезд» педагог перед его выполнением уточняет, кто за кем стоит, а по окончании предлагает ответить на вопросы: «Я стою за Мишей, я стою за Димой… и т.д.».

Средняя группа – понимание и употребление в речи предлогов:  с, под, из

Живет под крылечком,

Хвостик колечком,

Громко лает

В дом не пускает.

Старшая группа – употребление предлогов  между, около, у

При построении педагог задает вопросы: «Между кем ты стоишь?», добиваясь кратких и полных ответов. В подвижной музыкальной игре «Медведь и зайцы» дети убегают от медведя и встают у стены. 

Подготовительная к школе  группа – употребление предлогов  из-за,  из-под, через.

Примеры работы по согласованию существительных с прилагательными Младшая группа – перед началом выполнения вводных упражнений с флажками дети отвечают на вопросы: «В какую руку возьмешь флажок? Какого цвета твой флажок?. В игровом упражнении «Какая машина гудит? Дети должны ответить: «Большая машина гудит», «Синяя машина»  и т.д.

Средняя группа –после выполнения ритмического упражнения «Петушок» в основной части занятия дети рассказывают, что петушок был  важный, гордый… Старшая  группа - дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными в игре: «Возьми игрушку на звук с ». Не наталкиваясь друг на друга, они бегают под музыку между игрушками. По окончании звучания  музыки дети называют игрушку, которую выбрали.

 Подготовительная к школе  группа – в музыкальной игре «Помоги повару», дети выбирают необходимые предметы среди других. Разные игрушки раскладывают на ковре по кругу. Дети по окончании музыки выбирают посуду

для повара и рассказывают ему: «Я принес для тебя фарфоровую чашку». По теме «Зима», детям можно предложить  и прохлопать под музыку синонимы (морозная, суровая, снежная, холодная, лютая в сочетании со словом  зима

Примеры работы для усвоения падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе

Младшая группа-  проводится игра «Прятки». Педагог выбирает животное среди других и прячет его, пока дети выполняют под музыку ритмические упражнения. Затем они отвечают на вопрос «Кого (чего) не стало?. 

Средняя  группа-  в игре  «Самый ловкий» дети бегают по кругу, а по окончании звучания музыки быстро берут любую игрушку, называя, каких игрушек не стало на ковре. 

Старшая  группа-  в игре «Кого позвать на стройку?» - ведущий (ребенок) называет строительные профессии. Например: «Надо позвать крановщиков». Дети, желающие изображать крановщиков, выполняли соответствующие движения.

 Подготовительная к школе  группа – в игровом  упражнении «Угадай, кто это?», дети делятся на группы, чтобы договориться, какое животное будут изображать. Одна группа будет изображать животных Севера, другая –угадывает:, «Мы узнали моржей» ,  "Мы угадали оленей», «Вы показывали белых медведей» и т.д. 

Примеры работы над разными грамматическими категориями

Младшая группа -  понимание существительных единственного и множественного числа закрепляется в игре  «Один - много».  Во время легкого бега под тихую музыку дети вслушиваются в задания педагога. На слово «Куклы» дети сбиваются в кучку, на слово «Кукла» - разбегаются по всей группе. Аналогично: «Пирамидка - пирамидки».

Средняя группа дети знакомятся с относительными прилагательными «деревянный» во время  ритмических  упражнений с деревянными палочками, брусочками, ложками. 

Старшая  группа – во вводной части дети упражняются в правильном использовании глагола «хочу»:  игра  «Я хочу - мы хотим». Ведущий (сначала педагог, а затем ребенок) дает инструкции: «Я хочу хлопать в ладоши» дети отвечают: «Мы хотим хлопать в ладоши»- и выполняют соответствующие движения. «Я хочу приседать» - «Мы хотим приседать» и т.д.

 Подготовительная к школе  группа – дети учатся правильно использовать в речи несклоняемые существительные. Перед выполнением упражнения «Остановись» педагог раскладывает перед детьми  разные предметы одежды, среди которых несколько пальто. По команде дети подходят только  к пальто и называют: «Я подошел к детскому пальто», «Я встал около синего пальто». и т.д.

    Проведение такого рода  занятий  с детьми,  имеющими различные речевые нарушения, дает возможность закреплять, уточнять и отрабатывать практически  все грамматические категории.