«РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
консультация по логопедии
Содержание работы над грамматическим строем речи зависит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На занятиях с детьми, имеющими ОНР 1 уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных простейших грамматических конструкций, их пониманию, отраженному, сопряженному, или сопряженно- отраженному их проговариванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.dekabr_24_vosp.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для воспитателей:
«РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
Выполнила учитель –логопед Фролкина А.В.
2024 г.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
В систему коррекционных мероприятий с детьми, имеющими различную речевую патологию, прочно вошли логоритмические занятия. Логоритмические занятия, проводимые с детьми, имеющими такие нарушения как ФФНР, ОНР, заикание помогают в развитии и коррекции двигательной сферы, развивают просодику, автоматизируют поставленные звуки. Особое внимание следует уделять тем задачам , которые для данной речевой патологии актуальны, значимы. Так для детей с ФФНР необходимы уточнение произношения звуков, их автоматизация, дифференциация, совершенствование артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха; для детей, страдающих заиканием, -совершенствование чувства ритма и темпа, умение регулировать мышечный тонус, сочетание речи и музыки; для детей с ОНР – работа над всеми компонентами речи, особенно пополнение и актуализация словарного запаса, формирование правильного грамматического строя речи.
Содержание работы над грамматическим строем речи зависит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На занятиях с детьми, имеющими ОНР 1 уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных простейших грамматических конструкций, их пониманию, отраженному, сопряженному, или сопряженно- отраженному их проговариванию.
Если большая часть детей логопедической группы имеет ОНР 2 уровня, наряду с развитием понимания грамматических упражнений, желательно проводить упражнения на практическое использование различных грамматических категорий, отработку и закрепление их; для детей, имеющих ОНР 3 уровень в логопедическое занятие включаются разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на закрепление, практическое использование различных грамматических категорий и самостоятельное их изменение.
Работа над грамматическим строем речи делится на несколько этапов. Сначала логопед знакомит детей с определенной грамматической категорией на занятии; воспитатель закрепляет эти знания в утренней и вечерней работе по заданию логопеда на своих занятиях (изодеятельность, конструирование). В конце недели дети упражняются в практическом использовании этой же грамматической категории. При формировании грамматического строя речи игры и игровые упражнения как во вводной так и в основной части занятия не должны быть продолжительными.
Примеры работы с предлогами
Младшая группа – понимание и использование в речи предлогов: к, за, на, в. После выполнения детьми ходьбы друг за другом в разных направлениях, педагог задает вопросы:
«За кем ты шел? А ты за кем? И т.д. – добиваясь ответов: «За Ваней», «За Димой» и т.д.
При проведении игрового упражнения «Составьте поезд» педагог перед его выполнением уточняет, кто за кем стоит, а по окончании предлагает ответить на вопросы: «Я стою за Мишей, я стою за Димой… и т.д.».
Средняя группа – понимание и употребление в речи предлогов: с, под, из
Живет под крылечком,
Хвостик колечком,
Громко лает
В дом не пускает.
Старшая группа – употребление предлогов между, около, у
При построении педагог задает вопросы: «Между кем ты стоишь?», добиваясь кратких и полных ответов. В подвижной музыкальной игре «Медведь и зайцы» дети убегают от медведя и встают у стены.
Подготовительная к школе группа – употребление предлогов из-за, из-под, через.
Примеры работы по согласованию существительных с прилагательными Младшая группа – перед началом выполнения вводных упражнений с флажками дети отвечают на вопросы: «В какую руку возьмешь флажок? Какого цвета твой флажок?. В игровом упражнении «Какая машина гудит? Дети должны ответить: «Большая машина гудит», «Синяя машина» и т.д.
Средняя группа –после выполнения ритмического упражнения «Петушок» в основной части занятия дети рассказывают, что петушок был важный, гордый… Старшая группа - дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными в игре: «Возьми игрушку на звук с ». Не наталкиваясь друг на друга, они бегают под музыку между игрушками. По окончании звучания музыки дети называют игрушку, которую выбрали.
Подготовительная к школе группа – в музыкальной игре «Помоги повару», дети выбирают необходимые предметы среди других. Разные игрушки раскладывают на ковре по кругу. Дети по окончании музыки выбирают посуду
для повара и рассказывают ему: «Я принес для тебя фарфоровую чашку». По теме «Зима», детям можно предложить и прохлопать под музыку синонимы (морозная, суровая, снежная, холодная, лютая в сочетании со словом зима
Примеры работы для усвоения падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе
Младшая группа- проводится игра «Прятки». Педагог выбирает животное среди других и прячет его, пока дети выполняют под музыку ритмические упражнения. Затем они отвечают на вопрос «Кого (чего) не стало?.
Средняя группа- в игре «Самый ловкий» дети бегают по кругу, а по окончании звучания музыки быстро берут любую игрушку, называя, каких игрушек не стало на ковре.
Старшая группа- в игре «Кого позвать на стройку?» - ведущий (ребенок) называет строительные профессии. Например: «Надо позвать крановщиков». Дети, желающие изображать крановщиков, выполняли соответствующие движения.
Подготовительная к школе группа – в игровом упражнении «Угадай, кто это?», дети делятся на группы, чтобы договориться, какое животное будут изображать. Одна группа будет изображать животных Севера, другая –угадывает:, «Мы узнали моржей» , "Мы угадали оленей», «Вы показывали белых медведей» и т.д.
Примеры работы над разными грамматическими категориями
Младшая группа - понимание существительных единственного и множественного числа закрепляется в игре «Один - много». Во время легкого бега под тихую музыку дети вслушиваются в задания педагога. На слово «Куклы» дети сбиваются в кучку, на слово «Кукла» - разбегаются по всей группе. Аналогично: «Пирамидка - пирамидки».
Средняя группа дети знакомятся с относительными прилагательными «деревянный» во время ритмических упражнений с деревянными палочками, брусочками, ложками.
Старшая группа – во вводной части дети упражняются в правильном использовании глагола «хочу»: игра «Я хочу - мы хотим». Ведущий (сначала педагог, а затем ребенок) дает инструкции: «Я хочу хлопать в ладоши» дети отвечают: «Мы хотим хлопать в ладоши»- и выполняют соответствующие движения. «Я хочу приседать» - «Мы хотим приседать» и т.д.
Подготовительная к школе группа – дети учатся правильно использовать в речи несклоняемые существительные. Перед выполнением упражнения «Остановись» педагог раскладывает перед детьми разные предметы одежды, среди которых несколько пальто. По команде дети подходят только к пальто и называют: «Я подошел к детскому пальто», «Я встал около синего пальто». и т.д.
Проведение такого рода занятий с детьми, имеющими различные речевые нарушения, дает возможность закреплять, уточнять и отрабатывать практически все грамматические категории.