Игрушки и простые упражнения на развитие слухового восприятия
консультация по логопедии

Оскирко Елизавета Сергеевна

Игрушки и простые упражнения на развитие слухового восприятия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игрушки и простые упражнения на развитие слухового восприятия

Сегодня тема нашей встречи «Игрушки и простые упражнения на развитие слухового восприятия».

Что такое слуховое восприятие?

Слуховое восприятие - это умение различать звуки окружающей действительности. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Этапы развития слухового восприятия

- в 0-1 месяца младенец вздрагивает или моргает при резком звуке;

- в 0-2 месяца прислушивается к звуку колокольчика, погремушки;

- в 1,5-2 месяца слышит голос взрослого и реагирует на него улыбкой. Замирает при появлении нового звука на фоне других;

- в 2-3 месяца ребенок начинает отчетливо реагировать на пение и музыку, издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками;

- 4-месячный ребенок откликается на обращение к нему по имени. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора;

- в 5-6 месяцев малыш поворачивает голову на источник звука, находит его глазами. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам;

- в 7-8 месяцев интересуется предметами, производящими звук;

- в 10-11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.

1 год — 1,5 года — ребёнок имитирует голоса взрослых, подражает животным. Может произнести около 10 слов.

2 года — слышит речь с расстояния 5-ти метров. Определяет источник звука, не видя его.

3 года — различает мелодии. Использует в своей речи интонационную выразительность (может говорить тихо, громко, взволновано, удивленно и т.д.).

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

Физический слух необходим нам для ориентировки в окружающем мире. Становясь старше, ребёнок сможет сопоставлять звук с действием. Например, по интенсивности и громкости автомобильного шума можно понять, насколько далеко от нас находится машина, даже не смотря на нее.

Развитие слухового восприятия у детей, особенно его физической составляющей, зависит от разнообразия звуков в жизни ребёнка. Чтобы поспособствовать формированию тонкого слуха, неонатологи рекомендуют родителям с самого раннего возраста прививать детям любовь к музыке, а также играть с малышом в специальные игры, направленные на развитие слухового восприятия.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;

звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

 Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.

Последовательность игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.

Развитие фонематического (речевого) слуха

Фонематический слух является основой речи ребёнка. Благодаря этому умению ребёнок может воспринимать и различать на слух звуки родного языка, а также дифференцировать сочетания речевых звуков — слоги, слова, предложения и т.д.

Практически сразу после рождения ребёнок способен отличить голос матери от голосов других людей. Но поначалу этот навык базируется только лишь на интонационном окрасе, то есть, младенец еще не различает отдельных речевых звуков. Первое проявление фонематического слуха появляется у ребёнка ближе к трем месяцам, когда он реагирует на голоса родных, а также осваивает первый лепет.

Для развития фонематических способностей ребёнка родителям нужно чаще разговаривать с ним. При этом следует уделять пристальное внимание правильности своего произношения, артикуляционной и интонационной выразительности.

А сейчас Ольга Юрьевна продемонстрирует несколько игрушек, игр и простых упражнений, в которые вы можете поиграть с малышом с целью развития его слухового восприятия.

Игра: «Поиграем на дудочке».

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные), учить  детей вызывать звук из музыкального инструмента — свирель, дудочка.

Материал: свирель (дудочка).

Ход игры:

Педагог показывает ребенку музыкальный инструмент и говорит: «Я дую, получается музыка». Показывает действие и предлагает малышу подуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка!».

Игра «Спой песенку»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: металлофон, две палочки.

Ход игры:

Педагог показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка получилась? А теперь ты попробуй».

Игра «Поймай меня»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: платок, колокольчик.

Ход игры:

Педагог показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ребенку звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя».

Игра «Кто играет?»

Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов. Материал: игрушки (заяц, лиса, барабан, металлофон).

Ход игры:

Взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он  любит играть на барабане (демонстрирует звук барабана). А это — лисичка. Она любит играть на металлофоне (играет). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Педагог закрывает экраном игрушки, извлекая звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Материал: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).

Ход игры:

Взрослый раскладывает поочередно перед ребенком картинки и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Педагог произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидакитические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Как известно, задачами работы по развитию слухового восприятияявляются:•         развитие слуха как компенсаторного механизма;•...

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания  у детей с ОВЗ...

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия...

Игры и упражнения на Развитие слухового восприятия для рр детей 2-3 лет

Игры и упражнения для Развитие слухового восприятия для рр детей 2-3 лет...

картотека игр и упражнений для развития слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

игры и упражнения для детей с ОВЗ для развития внимания и восприятия...

Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Дидактические игры, могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом....