Комплексы упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия, просодической стороны речи (ритм, интонация, речевое дыхание)
картотека по логопедии
Вашему вниманию представляю семь комплексов на развитие фонматического слуха, восприятия, саморегуляциив том числе для детей с ТНР, ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_uprazhneniy_-_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, просодической стороны речи (ритм, интонация, речевое дыхание)
На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:
1. Узнавание неречевых звуков
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4. Дифференциация слогов
5. Дифференциация фонем
6. развитию навыков звукового анализа
КОМПЛЕКС №1
Игра «Слушай внимательно»
Инструкция. Сколько раз я хлопну в ладоши – столько раз ты присядешь. Сколько раз я шлёпну себя по коленкам – столько раз ты подпрыгнешь. Сколько раз я щёлкну пальцами – столько раз ты кивнёшь головой.
Звукодыхательное упражнение «Распевка»
«Дирижер и оркестр». Дети стоят лицом к ведущему так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса. Но моя палочка может подниматься и опускаться не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.
КОМПЛЕКС №2
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
Запомни мои слова
Логопед называет четыре-пять слов и предлагает логопату затем их повторить.
КОМПЛЕКС №3
Попугайчики
Инструкция. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, зуб-суп ,том-дом, БАК — ТАК, МАК — БАК — ТАК, ТОК — ТУК — ТАК, БЫК — БАК — БОК, ДАМ — ДОМ — ДЫМ, КОМ — ДОМ — ТОМ
МОТОК — КАТОК — ПОТОК, БАТОН — БУТОН — БЕТОН, БУДКА — ДУДКА — УТКА, НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА, ТЫКВА — БУКВА — БУДКА, КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, шлепок по коленям, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
КОМПЛЕКС №4
Игра "Кубик"
Инструкция. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков (или слогов), сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Игра "Найди свой домик"
Оборудование: три стула - "домика", на каждом из них изображение букв – (С,Ш,З,Ж,Р,Л и пр); предметные картинки.
Инструкция. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из букв. Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются с этих звуков. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".
КОМПЛЕКС № 5
Игра «Живые звуки»
Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово лук, но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово». Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову.
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, точка – щелчок пальцам
Описание игры: объяснить ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показываем картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом просим ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /./, //, /././, /.//.
КОМПЛЕКС №6 (ЗРР, ОНР I, ОНР II)
Игра «Звукотека»
Инструкция. Логопед готовит набор карточек и звуков к ним (дождь, сигнализация, скрип двери, смех, плач и т.д.). Угадай, что звучит.
Игра «Музыкальные инструменты»
Инструкция. Логопед готовит колокольчик, маракас, бубен, дудочку, свистульку и картинки с изображением этих предметов. За ширмой шумит одним из инструментов, ребёнок угадывает, что шумит (показывает карточку)
Игра «Музыкальные коробочки»
Инструкция. Парные коробочки с разным сыпучим материалом. Логопед шумит коробочкой, ребёнок ищет коробочку «с таким же шумом»
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, шлепок по коленям, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
КОМПЛЕКС №7 (ЗРР, ОНР I, ОНР II)
Игры на развитие дисциплины и саморегуляции у дошкольников.
Игра «Изобрази явление»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности, воображения.
Ход игры:
Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит
музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Игра «Самолеты»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания
Ход игры:
Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».
Педагог говорит:
- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу,
разведя руки в стороны.
- Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.
Игра «Светофор»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.
Ход игры:
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение.
По окончании упражнения педагог говорит:
- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
Игра: «Пчелки»
Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности.
Все участники превращаются в пчелок, которые «летают»№ и громко жужжат. По
сигналу педагога: «ночь» - пчелки садятся и замирают. По сигналу педагога: «день» -
«пчелки» снова летают и громко «жужжат».
Игра «Кулак – ладонь – ребро» (для детей с 5 лет) Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности. По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Игра «Пол – нос – потолок» (для детей с 5 лет) Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания Педагог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала педагог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...
Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
игры на развитие фонематического восприятия...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....
Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР
Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....
КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия...
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия
Комплеки игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия....